Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:34, реферат
Цель данной работы – раскрыть социальную роль семьи в современном обществе. Для этого будут решены следующие задачи: описать семью как социальный институт; описать основные функции и структуры семьи;
охарактеризовать влияние семейной социализации на формирование личности.
Введение
3
Семья как элемент социальной структуры общества
4
Социализирующие функции семьи
7
Этапы развития семьи
11
Семейное воспитание
20
Заключение
24
Список источников и литературы
К сожалению,
не каждая семья по многим причинам
объективного и субъективного порядка
может в своем развитии пройти
через эти этапы. Добровольные и
вынужденные обстоятельствами разлуки
супругов, родителей и детей, разводы
и смерти создают на разных стадиях
жизнедеятельности семьи
В этой связи возникают следующие сложности:
на первой стадии отношения могут осложняться тем, что один из супругов уже побывал в браке;
на второй стадии возможен развод, результатом которого будут родители-одиночки с детьми; либо смерть детей отбрасывает супругов на дородительскую фазу, возвращая вновь к репродуктивному поведению или оставляя их бездетными и стимулируя усыновление;
на третьей стадии – социализированного родительства – дети по тем же причинам становятся сиротами или лишаются интенсивных контактов с одним из родителей или, умирая, прекращают стадию социализации и делают невозможными последующие события семейного цикла, или побуждают супругов к новым рождениям, а также к разводам;
на четвертой стадии ожидается вдовство одного из супругов и смерть оставшегося, хотя возможны и разводы, и смерти взрослых детей.
Существуют примерные возрастные рамки для каждой фазы жизненного цикла семьи, свойственные каждой культуре.
Вместе с тем встает вопрос: какова продолжительность каждой стадии семейного цикла и влияет ли продолжительность супружества на характер задач и проблем, которые предстоит решать семье в тот или иной период ее функционирования? В этом плане небезынтересен подход В. А. Сысенко к выделению стадий семейной жизни. По его мнению, все браки можно сгруппировать следующим образом: совсем молодые – до 4 лет; молодые – 5–9 лет; средние – 10–19 лет; пожилые – 20 и более лет5.
Подобное деление стадий семейной жизни не может быть признано строгим в связи с весьма условным выделением временных периодов, основанным на стандартах социально-демографических исследований. Так, например, переход от совсем молодых к просто молодым бракам нередко совершается ранее пяти лет в связи с «опережающим» рождением первого ребенка. Тем не менее, период «молодой семьи» выделяется всеми без исключения исследователями именно с позиции множества проблем психологического и бытового характера, которые зачастую разрушают семью еще на начальном этапе ее становления. Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Основные причины распада таких браков – неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственного жилья, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.
4. Семейное воспитание
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по воспитанию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов – братьев и (или) сестёр, близких родственников, включенных в семейную жизнь, – бабушек, дедушек, тёток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.
Одна
из важнейших характеристик –
отношение старших к младшим
и к их воспитанию как к своим
безусловным жизненным
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определённой профессии или сфере деятельности.
По содержанию
цели могут быть сугубо инструментальными,
направленными на достижение конкретных
результатов, или дополняться определёнными
духовно-ценностными
Важнейшей
характеристикой семейного
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся "лепить личность". Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твёрдо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности
авторитарный и демократический
стили воспитания в чистом виде встречаются
не так уж часто. Обычно в семьях
практикуются компромиссные варианты,
которые ближе к одному или
другому полюсу. Кроме того, старшие
члены семьи могут
Так, есть
семьи, в которых мать стремится
не столько "формировать" личность
ребёнка, дисциплинировать его, сколько
помогать его индивидуальному развитию,
добиваясь эмоциональной
Определённую роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, "угла", "своих" стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.).
Итак, семья
один из самых древних социальных
институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии,
образования, рынка. Семья – единственный
и незаменимый производитель
самого человека, продолжение рода.
Но, к сожалению, выполняет она
эту главную функцию со сбоями.
И зависит это не только от нее,
но и от общества. Семья возникает
из потребности удовлетворить
Причин
побуждающих людей объединятся
в семейные группы, создавать устойчивые
связи и взаимодействия много, но
основой в первую очередь являются
потребности человека. Обратив свой
взор в прошлое, мы осознаем, что
общество в целом, а значит и люди,
его составляющие, заинтересованы в
том, чтобы эти биологические
потребности осуществлялись в рамках
семьи. Только выявив эти специфические
особенности в реализации потребностей
человека в условиях семьи, можно
понять сущность семьи как социального
института, а вместе с этим и истоки
живучести семьи, ее жизнестойкости,
привлекательности для
Список источников и литературы:
1 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 241.
2 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 242.
3 Нижегородова Л.А. Психология супружества: теория и практика: учебно-методическое пособие. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – С. 9.
4 Целуйко В.М. Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – С. 12.
5 Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. – М.: НИИ семьи, 1998. – С. 25.
Информация о работе Социальная роль семьи в современном обществе