Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная среда управления…………………………………………….5
2. Виды социального управления……………………………………………8
3. Три стиля социального управления……………………………………...10
4. Объекты и субъекты социального управления…………………………12
5. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами………………………………………………...13
6. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25
Министерство образования и науки Российской федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
Профессионального образования
«Кузбасский
государственный технический
Т.Ф. Горбачева»
в г. Таштагол.
Контрольная работа по дисциплине
«Социология Управления»
Вариант 4.
На тему:
«Социальная среда управления. Ее
типы. Управление в условиях агрессивной
среды»
Выполнил ст. гр. Муз-85:
Тишина
И.А.
Таштагол
2012
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления - государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономику, политическую и духовную сферы, включает в себя государственное и муниципальное управление.
Другая группа проблем социологии управления – это социальные цели управления, с точки зрения социальных критериев, их соответствие интересам и желаниям управляемых, анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений, отношение к ним исполнителей, система учета интересов, мнений, предложений работников. Важное место в ней занимает изучение проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления.
Предметом социологии управления как науки являются:
- закономерности (тенденции) и детерминации социального воздействия и взаимодействия, факторы, определяющие развитие социальных систем;
- случайности (отклонения, дополнения);
- проблемы социального воздействия и развития (циклы, социальные
алгоритмы, социальная организация, самоорганизация и дезорганизация, социальные конфликты, кризисы);
- субъектно-объектные и
- способы управленческого
Среди важнейших проблем формирования социальной политики особое место занимает исследование общественного мнения, выражающего определенные политические установки и ориентации индивидов, групп; исследование процессов бюрократизации в системе управления; анализ поведения избирателей, в зависимости от рода занятий, дохода, классовой принадлежности и др.[1]
Заметное место в социологии управления занимают проблемы манипулирования общественным сознанием и поведением в интересах партий или отдельных личностей; стабильности политической системы, структуры политической власти.
Исторический
опыт свидетельствует, что уже древнегреческие,
древнекитайские
В целом, в процессе исторической эволюции накоплен огромный и разносторонний опыт эффективного решения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления. Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельные страны, политические лидеры, общественные институты, руководители, сообщества людей, каждый человек в отдельности) пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практической деятельности. Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устойчивого развития в мире, в России в особенности.
Феномен социального управления замечен еще в древние века и зафиксирован во множестве исторических документов.
В
работах древних китайцев «
В
работах древнегреческих
Несмотря на различие трактовок социального
управления (правления), в них есть одна
общая особенность: каждая из них предполагает
добровольное или насильственное подчинение
человека неким внешним факторам, будь
то бог, царь, законы или обычаи. Указанные
внешние факторы относятся к разряду так
называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),
имеющих естественное происхождение и
заметно влияющих на поведение людей.
Естественное происхождение какого-либо
социального факта означает непреднамеренный,
объективный характер его появления, когда
никто его не планировал заранее. «Социальные
факты» - явления удивительные и малоизвестные.
Э.Дюркгейм в своей «Социологии» придавал
ему большое значение. По мнению Э.Дюркгейма,
социальный факт - это особая реальность,
которая существует объективно, независимо
от индивида и оказывает на него принудительное
воздействие, регулирует его поведение.
Строго
говоря, социальное управление
Эпизод
1 (эпоха первобытного
Представим
себе те далекие времена (
Очевидно, что есть, так как имеется лидер, за которым идет социальная группа (стадо). Однако, управление здесь имеет безусловный характер, так как все определяется одними инстинктами (безусловными рефлексами). В технике такой тип управления называют автоматическим управлением, поскольку оно определяется заложенными природой программами. Такой же тип управления характерен и для многих живых организмов, не имеющих головного мозга.
Эпизод 2 (эпоха первобытной общины).
Примерно
50 тысяч лет назад на Земле появились
первобытные общины. Каждая община (род,
племя) имела своего старейшину и военного
вождя, занимающие свои должности по праву
избрания их до тех пор, пока их действия
отвечали интересам соплеменников. В эти
далекие времена уже существовала мифология.
Мифы рисовали картину божественного
сотворения мира и заставляли подчиняться
людей своим богам (каждое племя имело
своего бога), которых они боялись и старались
задобрить жертвоприношениями.
Как видим, в отличии от предыдущего примера,
здесь социальное поведение людей определяется
не животными инстинктами, а властью богов,
советом общины, старейшинами, шаманами,
обычаями, традициями, общественным мнением
и другими факторами, имеющими социальный
характер.
Таким
образом, социальное
Итак,
социальное управление имеет
естественное происхождение.
Как
мы знаем, управление заключается в
оказании определенного воздействия
на людей, заставляющего их действовать
во имя общих интересов. Это воздействие
может иметь различный
Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода социальной истории, когда человек был еще недостаточно разумен, чтобы осознавать собственное «я».
Воздействие
на людей может иметь легитимный
и нелегитимный характер, в связи
с этим можно говорить о легитимном
и нелегитимном управлении. Легитимное
управление осуществляется легитимными
органами власти, например, президентом,
правительством. Нелегитимное управление
осуществляется нелегитимной властью,
например, неформальным лидером. Нелегитимное
управление мы отождествляем с
Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем. [2]
Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.
Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от:
- типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.
- уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).
- продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.
- характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).
Возможны и другие виды
Социальное управление основано на подчинении людей общим интересам. Иногда для этого не требуется никакого официального вмешательства. Например, жители многих домов добровольно выходят на субботник и убирают территорию вокруг него. При этом местные власти могут ничего не знать об этом.
Данный пример показывает, что самоуправление (нелегитимное управление) может оказывать помощь официальной власти в решении социальных проблем, в частности, проблем загрязнения среды обитания. Однако, многие руководители стараются не замечать существования самоуправления на подчиненной им территории, рассматривая его как своего потенциального противника или конкурента (претендента на власть). В таких случаях они используют авторитарный стиль управления, проводя свои решения независимо от инициатив «снизу». При этом обычно возникает социальная напряженность, связанная с насильственным введением новых ценностей и институтов, как правило, противоречащих старым. Например, насильственное введение ценностей и институтов рыночной экономики привело к социальной напряженности в обществе, воспитанном на социалистических ценностях.
Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды