Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:45, доклад
Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии.
Стратификация – это иерархически организованная структура
социального неравенства, которая существует
в определенном обществе, в определенный
исторический отрезок времени. Причем
социальное неравенство воспроизводится
в достаточно устойчивых формах как отражение
политической, экономической, культурно-нормативной
структуры общества. Существование социальной
дифференциации можно принять за аксиому.
Однако объяснение ее характера, основ
исторической эволюции, взаимоотношений
конкретных форм остается одной из ключевых
проблем социологии. И для того чтобы в
этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную
традицию: теории, в которых освящалась
эта проблема.
Социальная стратификация -
это описание социального неравенства
в обществе, его деление на социальные
слои по доходам, наличию или отсутствию
привилегий, образу жизни.
Неравенство или стратификация возникало
постепенно, сопутствуя зарождение человеческого
общества. Ее начальная форма уже присутствовала
при первобытном ладе. Ужесточение стратификации
произошло в период создания ранних государств
за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации.
Оно возникло в глубокой древности в Китае,
Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало
во многих странах вплоть до настоящего
времени. Рабство это социальный, экономический
и юридический вид закрепощения людей.
Рабство часто вообще лишало человека
любых прав и граничило с крайней степенью
неравенства.
Смягчение стратификации
Стратификация общества происходит с
применением нескольких факторов: дохода,
богатства, власти и престижа. Доход можно
охарактеризовать как количество денег,
что получила семья или определенный индивид
за определенный промежуток времени. К
таким деньгам можно отнести: заработную
плату, алименты, пенсии, гонорары, и т.
п.
Богатство - это возможность имения имущества
(движимого и недвижимого), или наличие
накопленных доходов в виде наличных.
Это главная черта всех богатых. Они могут
как работать, так и не работать, что бы
получить свое богатство, ведь доля зарплаты
в общем состоянии их не велика. У нижнего
и среднего классов как раз доход является
основным источником для дальнейшего
существования. Наличие богатства даёт
возможность не работать, а его отсутствие
вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность навязывать
свои пожелания, не учитывая воли других.
В современном обществе, вся власть поддается
регулировке законами и традициями. Люди,
что имеют к ней доступ, могут свободно
пользоваться широким числом всевозможных
социальных благ, иметь право принимать
решения, что на их точку зрения важны
для общества, в том числе законы (что зачастую
выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе
к той или иной профессии. На основе этих
основ для разделения общества определяют
совокупный социально-экономический статус.
По-другому это можно назвать местом определенного
человека в обществе.
1.1 Социальная стратификация по Марксу.
К. Маркс и его сторонники главной
формой социальной стратификации считали
общественный класс.
Само понятие «социальный класс» появилось
давно. Вы помните, что еще Платон в своей
модели идеального государства выделял
три основных класса: философов, воинов
и непосредственных производителей (купцов
и ремесленников). Столько же классов усматривал
в обществе и Аристотель, особо при этом
подчеркивая роль среднего класса. Еще
одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения.
Согласно распределительной теории классов,
основным разграничительным признаком
выступает размер и форма дохода. С учетом
этого выделяются три класса: 1) собственники
земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы
капитала (буржуазия), получающие прибыль;
3) рабочие, располагающие своим трудом,
получающие заработную плату.
К. Маркс, опираясь на идеи предшественников,
создал новую теорию классов. Главным
классообразующим признаком он считал
отношения собственности на средства
производства. Одну группу общества составлял
класс, имеющий эту собственность, другую
— лишенный ее. Отношения между этими
классами неизбежно должны были принять
непримиримый, антагонистический характер,
поскольку собственность была результатом
эксплуатации, а ее присвоение оказалось
возможным в условиях политического господства
класса собственников. Такие основные
классы-антагонисты существовали на всех
этапах исторического развития, за исключением
эпохи первобытности. В современную Марксу
эпоху ими стали пролетариат и буржуазия.
Противоположность классовых интересов
порождает классовую борьбу, различные
формы проявления которой также можно
видеть на всех стадиях исторического
развития, начиная с рабовладения.
Таким образом, по Марксу, именно объективные,
в первую очередь экономические, факторы
определяют классовую стратификация общества.
При этом он не отрицал и некое¬го субъективного
измерения данного процесса — классового
сознания. Оно, по мнению философа, не всегда
правильно отражает реальное положение
дел (возникает феномен ложного классового
сознания). Важнейшую задачу революционеров
Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату
его истинное положение в обществе как
эксплуатируемого и угнетаемого класса.
Обоснованная в марксизме идея рассматривать
способ производства, отношения собственности
как основу выделения общественных классов
была в дальнейшем воспринята и использована
социологами разных направлений. В то
же время исследователи отмечали, что
есть и другие существенные факторы, определяющие
социальную структуру общества, без учета
которых картина социальной стратификации
выглядит одномерной и упрощенной. Обращалось
внимание и на то, что далеко не все сделанные
Марксом предсказания сбылись. Это относится,
в частности, к прогнозу о неуклонном росте
численности рабочего класса, его прогрессирующем
обнищании в условиях развития капитализма.
Марксистский подход к изучению социальной
структуры общества долгое время оставался
одним из наиболее влиятельных в социологии.
Многие соглашались с выдвинутыми идеями,
но появилось немало исследователей, которые,
отталкиваясь от марксистской теории,
выдвигали альтернативные идеи.
1.2 Социальная стратификация по Веберу.
М. Вебер, подобно К. Марксу, также
выделял в социаль-ной структуре
классы и использовал для этого экономический
критерий — богатство, т. е. накопленный
доход. В свою очередь, этот показатель
он связывает и с отношениями собственности
на средства производства, и в целом с
системой рынка, прежде всего с рынком
труда. Поскольку последний сложился только
в эпоху капитализма, то и говорить о классах
в более ранний период, по мнению Вебера,
не приходится. Люди одного класса имеют
примерно одинаковые жизненные шансы,
т. е. возможность получить общественные
блага. Понятно, что они выше у тех, кто
владеет собственностью. Но и те, кто не
имеет ее, однако обладает знаниями, квалификацией,
могут быть востребованы на рынке труда,
а следовательно, иметь достойный доход.
Помимо классов, Вебер выделяет более
четкие и значимые для каждого человека
группы, названные им статус ними (подробнее
понятие «статус» мы рассмотрим в отдельном
параграфе). Такие группы могут возникать
как в рамках общественного класса, так
и вне их. К последним можно отнести касты,
сословия. Особой статусной группой выступает
бюрократия, занимающая важное место в
системе управления. Критерии выделения
статусных групп многообразны, среди них
— этническая принадлежность, территориальная
общность, религиозные взгляды, общность
профессии. Но одной из важнейших характеристик
этих групп и одновременно критерием их
выделения является престиж — оценка
их социального положения общественным
мнением.
Если классы различаются жизненными шансами,
то статусные группы — стилем (образом)
жизни. Вспомните, к примеру, известные
вам из курса истории различия в образе
жизни дворянства и крестьянства в эпоху
Средневековья.
Классовая и статусная позиции человека
или группы далеко не всегда совпадают.
Например, аристократия с развитием капитализма
утрачивала свое материальное богатство
и слабела как класс, но ее престиж в обществе
был еще высок. Не случайно среди разбогатевших
промышленников было немало тех, кто стремился
приобрести дворянские титулы.
Вебер выделил еще один тип стратификации,
основанный на власти. С этих позиций в
обществе можно выделить группы, влияющие
на принятие политических решений (политический
класс, элита) и лишенные такой возможности.
Особую роль социолог отводил партиям
и другим организованным группам, стремящимся
к власти.
Подводя итог, можем сказать: веберовский
подход к стратификации основывается
на трех главных критериях — собственность,
престиж, власть. Более многомерная, чем
у Маркса, модель социальной стратификации
давала возможность полнее и глубже отразить
реальность общественной жизни, точнее
выявить тенденции ее изменения.
Однако есть исследователи, считающие,
что марксистская позиция в этом вопросе
имеет существенные преимущества перед
веберовской. .
Исторические типы стратификации
Социальная стратификация - это
определенная упорядоченность общества.
На этапах человеческого существования
прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый.
Для первобытного состояния характерно
естественное структурирование по возрасту
и полу.
Первый тип социальной стратификации
- деление общества на касты. Кастовая система – закрытый
тип общества, т.е. статус дается от рождения,
и мобильность практически невозможна.
Каста являлась наследственным объединением
людей, связанных традиционными занятиями
и ограниченных в общении друг с другом.
Кастовость имела место в Древнем Египте,
Перу, Иране, Японии, в южных штатах США.
Классическим ее образцом стала Индия,
где кастовая организация превратилась
во всеобъемлющую социальную систему.
Иерархическая лестница доступа к богатству
и престижу в Индии имела следующие ступени:
1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная
аристократия; 3) вайшии - земледельцы,
ремесленники, торговцы, свободные общинники;
4) шудры - несвободные общинники, слуги,
рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты
с другими кастами были исключены. Эта
система в Индии была запрещена в 50-х годах
ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство
и сегодня дают знать о себе.
Второй тип социальной стратификации
– сословный – тоже характеризует
закрытое общество, где мобильность строго
ограничена, хотя допускается. Сословие,
как и каста, было связано с передачей
по наследству прав и обязанностей, закрепленных
в обычае и законе. Но в отличие от касты
принцип наследования в сословиях не так
абсолютен, а членство может быть куплено,
даровано, рекрутировано. Сословная стратификация
характерна для европейского феодализма,
но имелась и в других традиционных цивилизациях.
Ее образец - средневековая Франция, где
общество подразделялось на четыре сословия:
1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники,
торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне.
В России с Ивана Грозного (середина ХYI
века) до Екатерины II шло формирование
иерархии сословий, официально утвержденных
ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство,
духовенство, купечество, мещанство, крестьянство.
Оговаривалось в указах полувоенное сословие
(субэтнос), казачество и разночинцы.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она
существенно отличается от кастовой и
сословной стратификации. Эти отличия
проявляются в следующем:
- классы не создаются на основе правовых
и религиозных норм, членство в них не
основано на наследственном положении;
- классовые системы более подвижны, и
границы между классами не бывают жестко
очерчены;
- классы зависят от экономических различий
между группами людей, связанных с неравенством
во владении и контроле над материальными
ресурсами;
- классовые системы осуществляют в основном
связи внеличностного характера. Главное
основание классовых различий – неравенство
между условиями и оплатой труда – действует
применительно ко всем профессиональным
группам как результат экономических
обстоятельств, принадлежащих экономике
в целом;
- социальная мобильность значительно
проще, чем в других стратификационных
системах, формальных ограничений для
нее не существует, хотя мобильность реально
сдерживается стартовыми возможностями
человека и уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы
людей, отличающиеся по своим общим экономическим
возможностям, которые значительно влияют
на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные
По суждениям Маркса, класс - это общность
людей, находящаяся в прямом отношении
к средствам производства. Он выделял
в обществе на разных этапах эксплуатирующие
и эксплуатируемые классы. Стратификация
общества по Марксу одномерна, связана
только с классами, так как ее главным
основанием служит экономическое положение,
а все остальные (права, привилегии, власть,
влияние) вписываются в «прокрустово ложе»
экономического положения, совмещаются
с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей,
имеющих сходную позицию в рыночной экономике,
получающих сходное экономическое вознаграждение
и располагающих сходными жизненными
шансами. Классовые разделения проистекают
не только от контроля за средствами производства,
но и от экономических различий, не связанных
с собственностью. Такие источники включают
в себя профессиональное мастерство, редкую
специальность, высокую квалификацию,
владение интеллектуальной собственностью
и проч. Вебер дал не только классовую
стратификацию, считая ее лишь частью
структурирования, необходимого для сложного
по устройству капиталистического общества.
Он предложил трехмерное деление: если
экономические различия (по богатству)
порождают классовую стратификацию, то
духовные (по престижу) - статусную, а политические
(по доступу к власти) - партийную. В первом
случае речь идет о жизненных шансах социальных
слоев, во втором - об образе и стиле их
жизни, в третьем - о владении властью и
влиянии на нее. Большинство социологов
считает веберовскую схему более гибкой
и соответствующей современному обществу.
1.3 Социальная мобильность и социальные лифты.
Итак, каждый из нас может быть отнесен
к той или иной социальной группе,
каждый занимает определенное место
в социальной структуре. А возможно
ли изменение этого места и
как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной
мобильности. Под социальной мобильностью
понимается переход людей из одних общественных
групп в другие. При этом различают горизонтальную
и вертикальную мобильность. Горизонтальная
мобильность подразумевает переход человека
в группу, расположенную на том же уровне,
что и прежняя, например переход из одной
семьи в другую при повторном браке, с
одной фабрики на другую, смена гражданства.
Вертикальная же мобильность предполагает
перемещение с одной ступени иерархии
(лестницы) на другую. При этом человек
может совершать как социальный подъем
(от мелкого служащего до управляющего
крупной компанией), так и социальный спуск
(от среднего предпринимателя до неквалифицированного
рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой
социальной мобильностью может служить
кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему
к низшей касте, почти невозможно было
занять более высокое социальное положение.
Напротив, индустриальные, «открытые»
общества характеризуются высокой социальной
мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной
в рамках одного и того же общества на
отдельных этапах его развития. Из истории
известно, к каким крупным социальным
перемещениям ведут революции, войны,
завоевания. Так, революционные потрясения
в России в 1917 г. привели к ликвидации самых
богатых слоев общества: почти вся аристократия
была отброшена на низшую ступень; утратила
свое социальное положение большая часть
предпринимателей и высших специалистов-профессионалов.
В то же время в течение нескольких лет
на вершину политической, экономической,
идеологической жизни выдвинулись представители
низших слоев населения. Похожую картину
дает революция во Франции 1789 г., английская
революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном
состоянии. Какими путями происходит перемещение
людей из одной группы в другую?