Социальная стратификация и мобильность: анализ концепции Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать Пелагея Васильевна – зырянка крестьянского рода. В 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия, а 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога».

Содержание

Введение ………………………………………………………….… 3
1. Юность ……..….…………… ……………………………………. 3
2. Революционная деятельность, студенческие годы ……………... 3
3. Научная и преподавательская деятельность ………………….. 4
4. Социальная мобильность ……………………………………... 4
4.1 Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной
социальной мобильности ……………………………..…. 5
4.2 Общие принципы вертикальной мобильности ………….. 6
5. Социальная стратификация …..……………………………...…….. 6
5.1 Основные формы социальной стратификации и
взаимоотношения между ними …...……………………… 7
5.2 Экономическая стратификация ……………………………. 7
5.3 Резюме ………………………………………………………. 8
5.4 Профессиональная стратификация ……………………… 9
6. Заключение ………..…………………………………………………. 14
Список литературы .………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокин.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальная  стратификация и  мобильность: анализ концепции Питирима Сорокина

реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил

студент 1 курса ФФСН

отд. информации и коммуникации

Свиридович  Евгений Владимирович 
 
 
 

МИНСК 2010 

Содержание 

Введение            ………………………………………………………….… 3

  1. Юность        ……..….…………… ……………………………………. 3
  2. Революционная  деятельность, студенческие годы ……………...                   3
  3. Научная и преподавательская деятельность      ………………….. 4
  4. Социальная мобильность           ……………………………………...                    4    

             4.1 Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной

                     социальной мобильности    ……………………………..…. 5

         4.2 Общие принципы вертикальной мобильности      ………….. 6

5. Социальная стратификация           …..……………………………...…….. 6

         5.1 Основные формы социальной стратификации и

               взаимоотношения между ними           …...……………………… 7

          5.2 Экономическая стратификация       …………………………….            7

          5.3    Резюме     ……………………………………………………….              8

          5.4   Профессиональная стратификация       ………………………              9

6. Заключение                 ………..………………………………………………….         14

Список  литературы       .…………………………………………………………           15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение. 

    Родился Питирим Александрович Сорокин  21 января 1889 года  в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать Пелагея Васильевна – зырянка крестьянского рода. В 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия, а 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога». Отец Питирима Сорокина в 1901 году, погиб, в этом же году Питирим Сорокин работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу.  

    1. Юность

    В 1902 году Питирим Сорокин блестяще справился с испытанием был принят в Гамскую второклассную школу. Окончив школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает в церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства, общение с представителями различных социальных слоев, с представителями  различных политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научную философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая  индифферентность открыла путь к революционному рвению». 

    2. Революционная  деятельность, студенческие годы

    В 1906 года Сорокина арестовывает полиция и  помещает в тюрьму в городе Кинешма.  В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной цели, в сентябре 1909 года поступает в Психоневрологический институт – первое вольное научное и учебное заведение в России. Институт был намного демократичнее университета, в состав студентов входили в основном представители  средних и низших  слоев российского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы избежать  призыва на военную службу, от которой освобождались только студенты государственных университетов, переводится в Петербургский университет на юридический факультет.

    Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и публикаторскую деятельность. В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых.

    3. Научная и преподавательская деятельность

      В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка  литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета. Революция, помешала защите магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям  обществознания.  

    26 мая 1917 год Питирим Сорокин  женился на Елене Петровне Баратынской (1894 – 1975). Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.), будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье можно сказать: « они жили долго и счастливо».

    В 1917 году активное участие Сорокина в функционировании  Государственной думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестован большевистским правительством. Потом он напишет: « В 1918 году правители коммунистической России объявили на меня охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет, пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое, я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюду жестокости, и смерти и разрушения».Едва освободившись из Петропавловской крепости, Сорокин ввязался в архангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового Учредительного собрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он попал в великоустюжский ЧК, где и был приговорен  к расстрелу, от которого его спасли усилия его друзей и статья Ленина  «Ценные признания Питирима Сорокина». В 1922г. эмигрировал в США, в 1930 году принял американское гражданство. С 1930года по 1964 год профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета. Питирим Сорокин один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации. 

      4. Социальная мобильность

              Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную социальную мобильность — движение вверх или вниз в системе социальных позиций. Горизонтальную социальную мобильность — передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии социальная мобильность делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. Социальная мобильность выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений. В кастовом и сословном обществе социальная мобильность резко ограничена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост социальная мобильность. Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды рабочего класса, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отдельные выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа. При социализме в результате глубоких социальных преобразований социальная мобильность значительно возрастает. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управление процессами социальная мобильность. Главные направления социальная мобильность — переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преимущественно физического труда в состав интеллигенции и служащих: уменьшается слой низко квалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полуквалифицированных рабочих. В буржуазной социологии теории социальной мобильности тесно связаны с концепциями социальной стратификации. Они направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма. Отношениями собственности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате личных усилий. В действительности социально-экономические процессы в современном капиталистическом обществе приводят к закреплению позиций антагонистических классов, кастовости правящей элиты.  Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагающие посылки буржуазных теорий социальная мобильность. 

        4.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности

  С количественной точки зрения следует  разграничить интенсивность и всеобщность  вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.   

        

       4.5. Общие принципы вертикальной мобильности

   

  Первое  утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях — экономической, политической и профессиональной.

  Второе  утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

  Третье  утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

  Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

  Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.  

Информация о работе Социальная стратификация и мобильность: анализ концепции Питирима Сорокина