Социальная стратификация современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:22, контрольная работа

Краткое описание

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина. Сейчас обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях.

Содержание

Введение
1. Основные системы стратификации

2. Стратификация советского общества

3. Своеобразие российской стратификации

4. Стратификация в России

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

       Все чаще жизнь толкает отчаявшихся  людей на последний шаг, который  избавляет их от всех проблем.

       По  числу самоубийств Россия за последние  годы вышла на одно из первых мест в  мире. В 1995г. из 100 тыс. человек 41 покончил с собой. 
 
 

       Нищие и обездоленные

       Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

       В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближенными к богу. После революции 1917г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немощь.

       Но  чувства уважения и сострадания  постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

       Наряду  с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

       Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в не престижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и мало оплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

       В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить свой кругозор. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

       В этих условиях формируется особый образ  жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:

       - экономическая и социальная зависимость;

       - отсутствие четких моделей ролевого поведения;

       -девиантное  поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

       - отчуждение и политическая пассивность;

       - отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

       - повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;

       - доминирующее положение женщины в семье;

       -ранний  секс;

       - преклонение перед физической силой.

       Социологи пришли также к заключению, что  эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает категорию людей, которые попали на «социальное дно», опустились, спились, потеряли связи с родными и семьей (бездомные, хронические алкоголики).

       С переходом человечества к высшему  государственному устройству социальное, экономическое и политическое неравенство усилилось, приобрело законную силу и получило институциональную форму.

       Социальное  неравенство означает присутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.

       Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище), разные доходы и богатство.

       Политическое  неравенство означает деление общества на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, обладающих властью и безвластных.

       Таким образом, ключевым моментом политического  неравенства выступает понятие власти, которая важна потому, что, установив глубинную природу власти можно обнаружить источники и механизм политического неравенства, его возникновения и воспроизводства.

       Когда говорят о власти, чаще всего думают о политике. Тем не менее власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если приходится кому-то подчиниться, то делают это потому, что кто-то обладает большей властью. Родители, школьные учителя, милиционер, тренер иногда заставляют делать то, что они считают нужным, не спрашивая, хочет ли кто того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

       Но  там, где есть власть одних, там существует безвластие других, а все вместе называется социальным и политическим неравенством. Власть открывает путь к богатству, безвластие - к бедности.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таковы  различные формы стратификации  в архаичных и современных  обществах. Спектр этих форм, несомненно, намного шире. Мы рассмотрели лишь самые основные. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует.

       «Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка  разбойников, профсоюз, научное общество  - короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. Даже группы ревностных уравнителей и постоянный провал всех их попыток создать нестратифицированную группу свидетельствуют об опасности и неизбежности стратификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может поверить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мнение, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регулярность, с какой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный характер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. Институт монашества был организован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных уравнителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма - это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - словом, повсюду».

       Именно  поэтому изучение стратификации  является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно  выделить три основные задачи таких исследований:

       Первая  цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия.

       Вторая  задача состоит в анализе классовых  и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов.

       И последнее, социальная стратификация  документально подтверждает неравенство условий, возможностей и доходов, а также способов, с помощью которых группы поддерживают классовые или статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости и изучает стратегии, посредством которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним».

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

      1. Золотов В.И. Основы социологии: Учебное пособие. – АГТУ им. И.И.Ползунова. – Барнаул,2003. – 159с.

      2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. Третье издание – М.:Центр, 2000. – 244с.

      3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов  А.В. Социология. Р-н-Д, 2000

      4. Кравченко А.И. Социология. М., 2004

      5. Общая социология /Под ред А.Г.  Эфедиева. М., 2000

Информация о работе Социальная стратификация современного российского общества