Социальная структура и социальная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

Социальная структура — это “определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей”

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

ГОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Факультет заочного и дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент гр. 15УПС-101

Радаева У.Н

 

Работу проверила:

 Станкевич Л.В.,

 Канд.пед.наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск  2012

Социальная структура  и социальная стратификация.

  1. Дать определения базовым понятиям:

Социальная  структура — это “определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей”

Стратификация ― это процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Социальная стратификация, следовательно, означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение.

Страта – это большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества, т. е. это элемент в структуре социального неравенства людей.

Социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свой ценности, модели поведения и идеалы.

Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования и квалификации, и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной – низкооплачиваемой частями населения. Также, функциями среднего класса считаются привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе.

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

Ранговый параметр – имеет дискретную ограниченную область определения. В простейшем случае область содержит два значения (да, нет; хорошо, плохо). Это может соответствовать, например, годной продукции и браку.

Маргинализация (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. Риску М. подвержены инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.

 

2. Охарактеризуйте стратификационные процессы в современной России.

Стратификационные процессы в современной  России характеризуется рядом специфических  особенностей, обусловленных социально-политическими, историческими, экономическими факторами. Это, прежде всего, особенности становления  и развития рекламы в СССР, связанные  со спецификой стратификационной системы  советского общества и во многом обусловившие негативное общественное отношение  к рекламе как социальному  явлению. Характер воздействия рекламы  на социальную стратификацию современного общества обусловлен особенностями  трансформационных процессов, происходящих в России и сопровождающихся рядом  социоструктурных проблем. К ним  следует отнести смену стратификационной  системы общества, резкую социально-экономическую  поляризацию, рост социальной напряженности, затрудненность социальной мобильности. Субъективная сторона социальной стратификации  также характеризуется наличием ряда противоречий, важнейшим из которых  является статусная неконсистентность  – несоответствие объективной социальной структуры субъективным представлениям о ней членов общества. Статусная рассогласованность является одной из причин возникновения кризиса идентичности, означающего отсутствие четкой системы критериев социальной стратификации и, как следствие, -неопределенность поведенческих стратегий. Реклама воздействует, прежде всего, на субъективные параметры социально – стратификационных процессов. Она участвует в конструировании в индивидуальном и общественном сознании картины социально – стратифицированного общества, существующей в форме социальных представлений. Указывая перечень наиболее актуальных социальных проблем и ориентиров социальной стратификации, устанавливая "повестку дня" на уровне общества, групп и личности, реклама выступает источником критериев, необходимых для категоризации социальной действительности, т.е. субъективной дифференциации общества на страты и классы. Таким образом, под воздействием рекламы формируется символическая картина социально-стратифицированного общества. Демонстрируя определенные стандарты поведения и образа жизни, свойственные различным иерархически расположенным социальным категориям этого общества, реклама стимулирует процессы социального сравнения и тем самым воздействует на формирование чувства принадлежности к той или иной группе. Реклама выступает одним из факторов выработки отношения к сформированной картине мира, подразумевающего поддержку, одобрение социального порядка или желание его изменить. В последнем случае реклама предлагает возможные стратегии поведения по трансформации субъективной картины мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Напишите эссе на тему: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр).

Неравенство – это изначально заложенный природой объективный параметр существования мира. Его целостность определяется именно неравенством, так как благодаря нему все компоненты природы, выполняя определенные функции, органично дополняют друг друга. Поэтому высказывание Шерра "Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой" полностью справедливо.

Я согласен с автором, так как  считаю, что мир невозможно представить  без неравенства, потому что оно  является залогом для успешного  развития, оценки человеком себя с  помощью достижений других людей  и стремлении к совершенствованию. В обществе, как и в природе, не существует абсолютного равенства: каждый компонент этих частей материального  мира реализует себя именно в той  области, для работы в которой  у него присутствуют максимальные возможности, склонности, задатки и т. д.

Например, профессия обычного рабочего. С первого взгляда может показаться, что ничего особенного в ней нет. Но это совершенно неверно, так как  рабочие играют очень важную роль в производстве, именно благодаря  ним экономика страны функционирует  должным образом. Наиболее ярким  примером этого факта является Китай, который по промышленному производству постепенно выходит на первое место в мире, опережая США. Но неравенство можно рассматривать и через социальную стратификацию. Деление общества на различные группы по определенным параметрам объективно и показывает текущее социальное положение, основанное на многих критериях: образовании, уровне дохода, возрасту, власти и т. д. Существенный плюс социальной стратификации заключается в том, что она позволяет человеку определить его текущую позицию в обществе и по возможности улучшить ее с ориентацией на более высокие ступени.

Таким образом, следует отметить, что  неравенство, являющееся по мнению немалого количества людей несправедливым, на самом деле имеет множество положительных  сторон, к число которых стоит  отнести возможность самоопределения  человека с целью дальнейшей реализации своего потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 2006.
  2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.*
  3. Смелзер Н. Социология. М., 1994.*
  4. http://www.bestreferat.ru/referat-30121.html
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F0%E5%E4%ED%E8%E9_%EA%EB%E0%F1%F1
  6. http://izdo.ru/file.php/145/Sociologija_-_Kozlov.pdf

 


Информация о работе Социальная структура и социальная стратификация