Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:21, реферат
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье
людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья,
ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.
Социальная сущность и функция семьи
Семья –
очень важное, ответственное
дело человека. Семья приносит
полноту жизни, счастье, но
каждая является прежде всего
большим делом, имеющим
людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья,
ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно,
государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение
реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться
в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают
потребности человека.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и
социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований,
обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация
каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой
результат специфических социальных процессов. Семья включает в себя разнородные компоненты,
связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой
взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими
условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с
институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления.
Разрушение крестьянского
и крах родительского влияния на детей в городах сыграли не
последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда
на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин
трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного
производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания разрушило преемственность семейных поколений
и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу
физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между
личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях
социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае,
особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на
общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами
привели к краху тоталитаризма.
Семья в
качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а
способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать
самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими
социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала
всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались
попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее
специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь
личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму
семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям
личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного
учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли
семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.
Основные социологические аспекты изучения семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому
многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает
значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими
социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития,
модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
При изучении
семьи как социально-
личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных
отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей".
В отечественной и
попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи,
совместить
подходы к семье как к
растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о
создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить
социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с
другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную
норму ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И
одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных
влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как
социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых
концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из
двух подходов и соединения их. Согласно Парсонсу семья не
противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность
социума в целом благодаря установлению отношении с
другими социальными подсистемами и структурами, а также отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в
межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным
связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой
рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Определение семьи
Существует множество дефиниций семьи, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-
психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-
конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.
Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается
легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и
экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей,
выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья -
это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей,
связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая
воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также
социализацию детей и
поддержания существования
Наличие
трех отношений (семьи в
подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего число семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством. Обычно "ядром" семьи
считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством
названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т. е. тому, что точнее можно называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.
Функции семьи
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об
общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые
обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и
характеризуют роль семьи
как социального института
общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.