Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:03, контрольная работа
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.
II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте.
Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке.
III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции.
Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.
IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов.
Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений.
V. Стадия - семья подростка.
Следующим этапом развития, который
начинается с момента
VI. Стадия - семья, в основном
выполнившая родительскую
На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство.
Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).
Дж. Браун и Д. Кристенсен перечислили их в качестве таблицы. В таблице 1, отражены основные задачи развития семейных отношений.
Таблица 1
Этапы жизненного цикла семьи |
Задачи развития | |
1. Молодая семья (диада) |
а) дифференциация от родительской семьи | |
б) установление границ общения с друзьями и родственниками | ||
в) разрешение конфликта между личностными и семейными потребностями | ||
2. Семья с ребенком преддошкольного/дошкольного возраста (триада) |
а) реорганизация семьи для выполнения новых задач | |
б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета | ||
в) согласование личных и семейных целей | ||
3. Семья школьника |
а) перераспределение обязанностей | |
б) проявления участия при наличии проблем с учебой | ||
в) распределение обязанности по помощи ребенку при подготовке домашних заданий | ||
4. Семья подростка |
а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком | |
б) изменение паттернов родительского поведения и ролей | ||
в) подготовка к уходу подростка из дома | ||
5. Семья, как «стартовая площадка» для ребенка |
а) сепарация ребенка от семьи | |
б) корректный уход из дома | ||
в) поступление на учебу, военную службу, работу | ||
6. Семья, выполнившая свою роди-тельскую функцию |
а) пересмотр супружеских взаимоотношений | |
б) пересмотр распределения обязанностей и времени | ||
в) адаптация к уходу на пенсию | ||
Заключение
Родственные связи, семья и брак — тесно связанные понятия, имеющие ключевое значение для социологии и антропологии. Родственные связи включают в себя генетические связи и связи, инициированные браком. Семья — это группа родственников, несущих ответственность за воспитание детей. Брак — узы, которые соединяют двух людей, имеющих сексуальные отношения, санкционированные обществом.
Нуклеарная семья — это супружеская пара со своими или приемными детьми, проживающая в одном доме. Когда родственники живут вместе с супружеской парой — это расширенная семья, которая состоит из трех или более поколений, живущих либо вместе, либо поблизости.
В заключении отметим современные формы развития семейных отношений.
Сегодня семьи организуют свои домашние обязанности и связи с социальным окружением различным образом. Контраст между “ортодоксальными” семьями (женой — “домашней хозяйкой” и мужем — “кормильцем”) и семьями, в которых двое работающих, служит иллюстрацией данного вида различий.
В культурном контексте сейчас больше чем когда-либо наблюдается разнообразие ориентации и ценностей внутри семей. Наличие этнических меньшинств (западноиндийских, азиатских, греческих и итальянских общин) и влияние таких движений, как феминизм, стимулировали культурное разнообразие в семейных формах. Сохраняющееся классовое деление на бедный, квалифицированный рабочий класс и группировки внутри среднего и высшего классов также обусловливает значительные вариации в структуре семьи. Различия в опыте семейных отношений в зависимости от жизненного пути достаточно очевидны. Индивид может происходить из семьи, в которой родители жили вместе, а сам он женился и затем развелся. Другой, возможно, воспитывался в семье с одним родителем, несколько раз состоял в браке и от каждого брака имеет детей.
В данном контексте термин поколение связан с отношениями внутри семьи. Например, отношения между родителями и старшим поколением стали слабее, чем раньше. Однако сейчас до старости доживает большее число людей, и одновременно в тесной связи друг с другом может существовать три последовательных поколения: женатые внуки, их родители и родители родителей.
Список литературы
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.
Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2007.
Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.