Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Для становления, развития и укрепления социального государства требуется теоретическая разработка концептуальных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и местного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов, осуществляющих социальные программы. Требует дальнейшей разработки сама категория «социальное государство», необходимо развивать правовую базу, механизмы, практику функционирования по утверждению конституционных основ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Понятие «социальное государство». Цели социального государства…4
Приоритеты социального государства…………………………………..6
Принципы современного социального государства……………………7
Экономическая основа социального государства………………………8
Правовая основа социального государства……………………………..9
Россия на пути к социальному государству……………………………10
Список использованной литературы……………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие «социальное государство». Цели социального государства…4.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 

  1. Введение …………………………………………………………………..3
  2. Понятие «социальное государство». Цели социального государства…4
  3. Приоритеты социального государства…………………………………..6
  4. Принципы современного социального государства……………………7
  5. Экономическая основа социального государства………………………8
  6. Правовая основа социального государства……………………………..9
  7. Россия на пути к социальному государству……………………………10
  8. Список использованной литературы……………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». (Пункты 1.2. статьи 7 Конституции РФ)

Итак, Россия провозгласила  себя социальным государством. Включению  в Конституцию РФ этой нормы предшествовала работа многих ученых и специалистов, предлагавших различные модели государственного устройства. В мае 1993 г. ученые Академии труда и социальных отношений внесли рекомендации в Конституционное Собрание, предложив формулу: Россия – социальное государство. Это предложение поддержано депутатами, делегатами от профсоюзов, учеными Российской Академии наук, специалистами и экспертами органов исполнительной власти и администрацией Президента РФ и вошло в проект Конституции в качестве ст.7, а после референдума стало конституционной нормой Основного закона нашей страны. Правовая норма Конституции страны о том, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, служит основой для осуществления активных, последовательных и целенаправленных действий по формированию в России подлинно социального государства.

     Понятие «социальное государство». Цели социального государства.

 

Однако лишь провозглашение России социальным государством автоматически  не приводит к реальным изменениям на пути строительства социального  государства. Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки.

Для становления, развития и укрепления социального государства  требуется теоретическая разработка концептуальных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и местного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов, осуществляющих социальные программы. Требует дальнейшей разработки сама категория «социальное государство», необходимо развивать правовую базу, механизмы, практику функционирования по утверждению конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан.

Современное социальное государство России все еще очень  далеко от идеала, ему свойственно  не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличии  эффективной социальной политики, эффективной социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи, недоступность для большинства молодых людей хорошего профессионального образования, качественного медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для получения жилья и т. д.

Так, что такое социальное государство? Различные авторы по –  разному трактуют понятие «социальное государство». Я приведу наиболее точные трактовки, на мой взгляд.

Социальное государство  – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную  социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, включая право каждого человека на достойную жизнь, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.

Обобщив все выше сказанное, можно  сделать следующее заключение. Основная цель социального государства – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ: качественного образования, медицинского и социального обслуживания и т. д.  Социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств.

Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает недопустимыми и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений.

 

 

 

 

 

Приоритеты социального  государства.

 

         На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются исходя из:

А). Степени остроты важнейших  социально – экономических и  политических проблем;

Б). Проблемного видения самых  значительных противоречий сложившейся  исторической ситуации, разрешение которых  будет способствовать переходу общества на качественно – новый уровень социально – экономического развития, опирающего на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального государства  нашей страны – то, чему государство  отдает преобладающее значение в  развитии социально – экономических отношений – определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач). Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально – экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально – экономической ситуации, на первый план все еще выдвигается задача преодоления послекризисного спада уровня жизни  на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения. Даже некоторое оживление экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров на первый план выдвигаются инвестиции в человека, в образование – непременное условие конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранении.

Несмотря на изменение  приоритетов, подавляющее большинство  компонентов этой системы остаются неизменными. И в этом смысле отдельные  составляющие приводимых приоритетов  Правительства Российской Федерации  на среднесрочную перспективу в  различных сферах жизнедеятельности могут быть использованы в качестве критериев моделирования системы приоритетов на различных этапах развития России или ее отдельных регионов. Далее приведу основные приоритеты:

  • стабилизация демографической ситуации;
  • проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;
  • безусловная приоритетность инвестиций в человека и, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранении;
  • усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • осуществление мероприятий по социальному развитию села;
  • осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке.

 

Принципы  современного социального государства.

 

Также важны и принципы социального государства. В современном  обществе должен действовать принцип  «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социального  государства. По их мнению, этот принцип выражается в признании:

  • морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, то есть позитивным;
  • человека в качестве единственного субъекта права собственности на все объекты собственности, существующие в государстве;
  • первичности обязанностей члена общества перед другими членами   общества по отношению к его правам;
  • особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;
  • человека в качестве единственного субъекта налогообложения;
  • первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;
  • приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат – правительство;
  • человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.

 

 

Экономическая основа социального государства.

 

Ни у кого не вызывает сомнение заявление о том, что социальное государство может реализовывать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Социальное государство на современном этапе его развития должен отличать высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе и близких и самостоятельно решать свои проблемы. Ведь высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству  остается проявлять социальную заботу о гражданах, по тем или иным причинам оказавшихся в состоянии, когда решение своих проблем им оказывается не под силу. Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на естественные права человека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и в результате, высоких стандартов качества жизни членов общества.

 

      

Правовая  основа социального государства.

 

Правовая основа социального  государства есть совокупность внутригосударственных  и международно-правовых актов, провозглашающих  и гарантирующих социально –  экономические права личности. В социальном государстве нормативно – правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства, то есть в Конституции Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым, поскольку провозглашение и свобод, в том числе и  в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная партия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,  Модельный закон, принятый межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и др.

 

 

Россия на пути к социальному государству.

 

Так является ли современная  Россия социальным государством? Лично  мое мнение – нет, не является, как  бы горько и печально это не звучало, но еще раз нет. По моему мнению, социальным является государство, которое  в полной мере выполняет свои социальные функции и одновременно является правовым и демократическим государством. Поэтому, едва ли правильно называть современную Россию социальным государством – она пока еще только намерена стать таковой, и я уверен, станет, для этого уже есть серьезные предпосылки. Наверное, справедливее или правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап – начальный. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Россия этот этап, на мой взгляд, преодолела.

Второй этап – переходный – может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность  работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др.  После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства (реальный тому пример, недавняя отставка Кабинета Министров) и управления, в государственные образовательные стандарты  и др. Сейчас Россия находится на этом этапе.

Информация о работе Социальное государство