Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление социального государства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Определение социального государства, его признаки.Модели социального государства 6
1.2 Функции и принципы социального государства 11
2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1 Развитие зарубежной идеи социального государства 14
2.2 Развитие отечественной идеи социального государства 18
3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 23
3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации 23
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

11.docx

— 100.36 Кб (Скачать файл)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА                                                                 6

1.1 Определение социального государства, его признаки.Модели социального государства                                                                                                              6

1.2 Функции и принципы социального государства                                          11

2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА                                   14

2.1 Развитие зарубежной идеи социального государства                                  14

2.2 Развитие отечественной идеи социального государства                             18

3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО                                          23                                         

3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации                                                                                         23

3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России          28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     35

Список источников и литературы                                                                       38

 

Введение

Актуальность проблемы. Конституция 1993 г. определила новые принципы взаимодействия между личностью, обществом и государством. В качестве основ конституционного строя нашли закрепление такие характеристики государства как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Российской Федерации, по-новому определён статус личности. Вторая статья Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Указанные положения Основного закона позволили закрепить в статье седьмой норму о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Значение приведённых  положений определяется тем, что  они включены в число основ  конституционного строя РФ, составляют ту базу, на которой выстраиваются  не только остальные нормы Конституции, но и всё отраслевое законодательство, осуществляется правоприменительная  деятельность. Они представляют собой  непреложные конституционные ценности, на основе которых взаимодействуют  государство и личность - взаимосвязи, имеющие решающее значение для государства, обозначившего себя как социальное. Провозглашение социального характера  государства предполагает его активное участие в жизни общества, личности не только в экономической области, но и в духовной, культурной сфере, поскольку достойная жизнь и  свободное развитие невозможны без  мировоззренческой основы. Социальное государство предполагает такой  тип взаимодействия государства  с личностью, при котором человек  является не только объектом государственной  политики, но и является субъектом, то есть активным участником, не придерживающимся политики иждивенчества во взаимодействии с государством.

Бесспорно, в момент принятия и вступления в силу Конституции  Российская Федерация фактически не являлась, да и на сегодняшний день не является, действительно социальным государством. Основываясь на научных  разработках идеи социального государства, анализе практики претворения в  жизнь её положений, можно сделать  вывод, что данное понятие является весьма сложным и многоплановым, а трудности в его понимании  изначально связаны с неоднозначностью самой трактовки социального. Слишком  широкое понимание приводит к  невозможности выработки критериев, которым должно соответствовать  социальное государство и в соответствии с которыми можно оценить проводимую им политику. Характеристика государства  как социального находит выражение  в том, что Конституция РФ в  главе второй закрепляет целый комплекс социальных прав человека и гражданина, которые традиционно относят  ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина. На государство  возлагается обязанность по их признанию, соблюдению и защите. В статье седьмой  Конституции РФ определяются основные направления деятельности государства, надлежащая реализация которых позволит признать Россию действительно социальным государством. Всё это предусматривает  необходимость создания и системы  гарантий указанной группы прав человека и гражданина, которая также может  рассматриваться как критерий действительности социальности государства.

Сложность в исследовании феномена социального государства  состоит также в том, что требуется  использование знаний не только в  области социологии, но и в сфере  экономики, политики, юриспруденции, истории. Анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ, учёт накопленного исторического опыта помогает выработать конкретные предложения, наиболее эффективные  именно для Российского государства, позволяет достичь цели социального  государства - избежать разрешения социальных конфликтов революционным путём, обеспечить экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Также разработка теории социального  государства особенно важна, поскольку  реализация социальной функции государства  в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными ( и  экономически, и психологически, и  политически ) могут быть как её недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.

Объектом исследования является социальное государство.

Предметом исследования является развитие идей о социальном государстве.

Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.

Цели работы определили задачи исследования:

1.определить социальное  государство, его признаки, функции  и принципы;

2. рассмотреть развитие  идей о социальном государстве; 

3. рассмотреть становление  социального государства в России.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов  работы: на этапе сбора материала  – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов  описания, сравнительного анализа, обобщения.

   Методологическую и теоретическую базу исследования составили достижения отечественных и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Чиркин В.Е, Кочеткова Л.Н, Каргалова М.В, Калашников С.В, Гончаров П.К, Роик В.Д и др.

 

1 Сущность социального государства

1.1 Определение социального  государства, его признаки. Модели социального государства

Родоначальником термина  «социальное государство» является немецкий ученый  Лоренц фон Штейн, который определил его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти1.

В отечественной научной  литературе есть разные определения  социального государства. В.А. Затонский  считает, что социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность  заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально  ориентированную политику важнейшим  направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в Конституции основные направления  этой политики, благоприятствующие труду2.

По мнению М.В. Каргаловой, социальное государство, наряду с выполнением  основных функций классического  государства (оборона, юстиция, правопорядок, административное управление) должно осуществлять свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное  общество, обеспечивать стабильность в стране и социальную защиту граждан  в новых условиях3.

Нелюбин А.А. считает, что  понятие «социальное государство» характеризует его конституционно-правовой статус и предполагает конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод каждого  гражданина, соответствующие обязанности  государства, которое служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия, создать условия  для самореализации творческого потенциала личности4.

П.К. Гончаров констатирует: «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»5.

Несколько иначе звучит определение  социального государства в статье А.Ф. Храмцова: «Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики»6.

На основе опыта европейских стран (Германия, Швеция, Норвегия и др.) можно выделить характерные признаки социального государства:

- наличие среднего класса  с относительно высоким уровнем  жизни;

- отсутствие социальной  поляризации общества и крайней  дифференциации доходов различных  слоев населения;

- государственные социальные  гарантии и пособия (на образование и медицинскую помощь, достойные пенсии, предоставление нуждающимся социального жилья и т.п.);

- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса, развитии инфраструктуры.7

Кроме этого выделяются такое  признаки:

- демократическая организация  государственной власти;

- высокий нравственный  уровень граждан;

- правовое развитие государства;

- существование гражданского  общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведение  социально ориентированной политики;

- ярко выраженная социальная  направленность политики, что проявляется  в раз.

работке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

- наличие развитого социального  законодательства.

После Второй мировой войны, ознаменовавшийся были выделены различные модели социального  государства и государства всеобщего  благосостояния:

- позитивное  государство социальной защиты;

- государство  социальной защиты;

- социальное  государство всеобщего благосостояния;

- либеральное  социальное государство; 

- консервативное  социальное государство;

- социал-демократическое  социальное государство8.

Данные  модели имеют целый ряд специфических  признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят  США и Великобританию, ко второй - Германию и Францию, к третьей - Швецию, Норвегию, Данию и другие страны.

Указанные модели в современном научном  обороте имеют и другие названия - рыночная модель, модель социального рыночного хозяйства, шведская модель. Хотя модели социального рыночного хозяйства и социально ориентированной экономики имеют несколько иные базовые установки. Модель социального рыночного хозяйства опирается на идею общественной системы, в которой экономика является равноправным элементом, взаимоувязанным с политикой, социальными процессами, а также правовым полем и порядком. Эти элементы функционируют в постоянном взаимовлиянии друг на друга.

Наиболее  радикальные взгляды данного  научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства9.

Другие исследователи  выделяют такие модели социального  государства:

- либеральная модель, в  основе которой лежит индивидуальный  принцип, предусматривающий личную  ответственность каждого члена  общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государства  в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ  осуществляется в первую очередь  за счет частных сбережений  и частного страхования. При  этом задачей государства является  стимулирование роста личных  доходов граждан. Такая модель  используется в США, Англии  и других странах.

- корпоративная, которая  предполагает механизм ответственности  предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и  судьбу своих работников. Работнику  предоставляются корпорацией социальные  гарантии, включая пенсионное обеспечение,  частичную оплату медицинских,  образовательных и других услуг.  В основе социального обеспечения  лежат страховые взносы корпораций  и деятельность организаций-работодателей.

- модель, в основе которой  лежит ответственность всего  общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает  условие, при котором богатый  платит за бедного, а молодой  за старого. Государство перераспределяет  поступающие налоговые отчисления  через бюджет, социальные страховые  фонды и социальные программы,  систему социального обслуживания10.

Информация о работе Социальное государство