Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:36, контрольная работа
Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т. е. семью составляют люди и их взаимоотношения.
Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.
Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья.
1. Введение………………………………………………………………....2
2. Социальное значение семьи и ее функции ……………………………4
3. Типология семейных структур………………………………………..18
4. Этапы жизненного цикла семьи………………………………………22
5. Заключение……………………………………………………………..24
6. Список использованной литературы…………………………………25
Социальные группы подразделяются на первичные и вторичные. Первичными называют
Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит объединение людей для достижения какой-либо конкретной цели (политической, идеологической, социальной).
Малая социальная группа немногочисленна по своему составу группа. Все ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Как малая социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются отношения между индивидами, составляющими семью. Такой подход позволяет установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, мотивы и причины разводов.
По мнению социолога М. С. Мацковского, при анализе семьи как малой группы целесообразно выделить три основных типа характеристик:
1. Характеристика группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникации в семье и т. д.
2. Характеристика связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь прежде всего следует выделить функции семьи по отношению к обществу.
3. Цели, задачи и функции семьи по отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействия в семье, групповой контроль, групповые санкции, включенность индивида в жизнедеятельность семьи.
Американский социолог Ч. Кули считает, что семья является первичной группой, так как ее влияние на человека первично как по времени, так и по содержанию; она формирует личность в целом, тогда как вторичные группы воздействуют на личность лишь в определенных аспектах. Кроме того, семья представляет собой «интимную» ассоциацию и кооперацию, которая сама себя воспроизводит.
Участие в малых группах имеет основополагающее значение для процесса социального формирования личности. Малые группы являются той сферой социализации, через которую осуществляется влияние на человека более широких групп и обществ, воспитывающих у индивида духовные ценности, нормы и образцы поведения. Малые группы – передатчики культурных ценностей.
Малые группы имеют формальные и неформальные признаки. Группы, имеющие неформальные признаки, объединяются на основе общих интересов вне профессиональной деятельности. Они отличаются в первую очередь структурой социальных ролей их членов. Эти признаки традиционно передаются членам группы и формируются в процессе каждодневного взаимодействия.
Малые группы, созданные для выполнения каких-либо специальных заданий, отличаются рядом формальных признаковпрежде всего потому, что отношения между членами такой группы определяются инструкциями. Такие группы иногда называют целевые, так как организуются для определенной цели. Главное значение в них – деловые контакты, чаще косвенные, а отношения регулируются формальной системой контроля.
Сплоченность малой группы – одно из основных условий ее существования. Группа с высокой степенью сплоченности оказывает на индивида более сильное влияние. Создается наибольшая однородность поведения ее членов, развивается чувство коллективизма: «Мы», а не «Я».
Факторы, усиливающие сплоченность: удовлетворение общей для всей группы потребности в безопасности и эмоциональном покое; перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными; общие идеалы и интересы; климат равенства и справедливости; общая деятельность, групповые символические церемониалы; единые ценностные ориентации всех членов.
Угрожают сплоченности семьи как малой группы: необузданность влечений членов группы (сексуального, агрессивного, потребительского и т. д.); проявление эгоцентризма; зависть и соперничество, ревность; чувство неудовлетворенности, накапливающееся вследствие требовательности лидера или требований группы; насилие в семье.
Функции семьи
1. Начнем с репродуктивной функции семьи.
Эта функция выполняет две задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе – удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению
Э. Дюркгейма, – это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. "Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются". Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.
2. Cоциально-биологическая функция семьи.
В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери – все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистиче-ской семьи, не выделена в отдельную функцию, а, скорее, входит в состав предыдущей.).
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только саму себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.
3. Социализация личности.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся "сенситивные пики" развития, закладываются основы личности – память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его "Сверх-Я".
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие от-ношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает". Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воз-действие на ребенка. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители – живут и дети.
4. Следующая важнейшая функция семьи – экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В се-мье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоот-дачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.
5. Следующая важнейшая функция семьи – экономическая и хозяйственно
Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
6. Социально-статусная функция.
Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
7. Рекреативная, восстановительная функция.
Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
8. Досуговая функция
осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.
Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
9.Воспитательная функция.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
10. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.
Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидением, радио, периодической печатью), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.
11. Сексуальная функция семьи
осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Типология семейных структур
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Таким образом, структура семьи – это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.