Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:39, реферат

Краткое описание

Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Это обстоятельство часто приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, служит благоприятной почвой для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов. В связи с этим каждое общество должно вырабатывать систему регуляторов для снижения степени социального неравенства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность социального неравенства и его предпосылки………………….6
Классовая система современного общества…………………………………8
Стратификация современного российского общества…………………….12
Современные виды неравенства…………………………………………….16
Кластерный анализ на пути решения социальной ситуации………………18
Заключение……………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая по социологии 2 семестр.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

 

Семестровая работа по социологи на тему:

«Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки».

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. Э-156

Рябиченко В. А.

Проверил:

 профессор, доктор социологических  наук

Дулина Н. В.

 

 

 

 

 

Волгоград

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Сущность социального неравенства и его предпосылки………………….6
  2. Классовая система современного общества…………………………………8
  3. Стратификация современного российского общества…………………….12
  4. Современные виды неравенства…………………………………………….16
  5. Кластерный анализ на пути решения социальной ситуации………………18

Заключение……………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
    В последнее время проблеме социальной дифференциации, в особенности, социального неравенства, уделяют пристальное внимание российские социологи. Это определяется не только чисто научным интересом, но и гражданской озабоченностью ученых состоянием российского общества, перспективами развития страны и eго положением в мире. Ведь складывавшийся в последние годы образ современной России , разделенной на очень богатых и очень бедных, отнюдь не способствует ни поддержанию достигнутой в последние годы относительной социальной стабильности, ни укреплению авторитета страны как одного из ведущих членов мирового сообщества. 
   Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и других признаках. Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя в различные группы, находится сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с другом.[1] 
    Изучение неоднородности общества осуществляется с помощью двух главных базовых характеристик - гетерогенности и неравенства. 
    Гетерогенность представляет собой совокупность показателей, которые показывают степень разнородности общества, подчёркивают богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниже находится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит только о различиях в позициях индивидов, но не об их ранге.

   Второй базовой  характеристикой общества считают  неравенство. Неравенство является  естественным различием состояния  членов современного общества  по некоторым показателям. Такие  показатели описываются ранговыми  параметрами. По ним мы можем  сказать выше или ниже стоит  данный индивид или группа  по отношению к другим индивидам. Нынешняя культура допускает  наличие такого неравенства. Например, неравенство по доходам или  по должностным статусам не  вызывает у нас никаких возражений, в отличие от неравенства по  национальному признаку. Неравенство  закрепляется в любом обществе  с помощью социальных институтов. При этом создаётся система  норм, согласно которым люди должны  включаться в отношения неравенства, принимать эти отношения, не выступать  против них.

   Показатели, характеризующие неравенство, должны обязательно отслеживаться и оцениваться в каждом обществе. Это необходимо сделать по той причине, что степень неравенства может превышать некоторые допустимые пределы. Увеличение степени социального неравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальными обменами.

   Превышение допустимой  степени неравенства приводит  к большому различию в уровне  жизни отдельных статусных групп  общества, которое может расцениваться  как дискриминация, ущемление некоторых  групп населения. Это обстоятельство  часто приводит к возникновению  социальной напряженности в обществе, служит благоприятной почвой  для возникновения, развития и  распространения социальных конфликтов. В связи с этим каждое общество  должно вырабатывать систему  регуляторов для снижения степени  социального неравенства.

Моя работа целиком посвящена проблеме неравенства в обществе. Моя задача раскрыть истоки происхождения социального неравенства, сущность неравенства и его причины, а также рассмотреть виды социального неравенства.  
Объектом моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА И ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ.

 

 Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном  обществе. Проблема сводится к  тому, чтобы каким - то образом  упорядочить эти отношения между  категориями людей, различающихся  во многих аспектах.

  Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство  означает, что люди живут в  условиях, при которых они имеют  неравный доступ к ограниченным  ресурсам материального и духовного  потребления. Для описания системы  неравенства между группами людей  в социологии широко применяют  понятие “социальной стратификации”. 
  При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. [1, c.38]

    В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы - ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. [7, c. 88] 
    Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

    Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.[10,стр.210]

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам. [6, c. 402]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

    Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают; структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.

   Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин “класс” был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как “ранг” и “порядок”, использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе. [2, c. 203] 
    Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.

    Какие только типологии классов не придумывали социологи 20 века. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы 20 века американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала 6 классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, низший-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе 2 принципиальных положения: 
- основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные, бедные; 
- неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов. 
   С тех пор как Л.Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.  
   Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение. 
   Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», ещё не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители – профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду, у которых нет «аристократов по крови». 
   Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актёры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они ещё не могут. 
   Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания. Говоря о среднем-среднем классе, надо отметить, что они являются гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти. 
   Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта – приличествующий образ жизни. 
   Верхний-низший класс или как его ещё называют рабочий класс. 
   Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений. 
   Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих, малопригодных для жилья мест. Они не имеют никакого либо имеют лишь изначальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. [2, c. 719]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

   Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т. И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного “социального дна”. 

   Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.

   Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий простой слой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

   Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

    К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.[7,стр.190]

    Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.[7,стр.204]

Информация о работе Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки