Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:56, дипломная работа
Социально - экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении особенно острых кризисных ситуаций в отдельных регионах способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе.
Введение……………………………………………………………………….
1.Сущность правового регулирования сферы социального
обеспечения в РФ ………………...
1.1. Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ………………………………………….
1.2. Субъекты социального обеспечения
1. 3. Правовые основы в сфере социального обеспечения ………….
2. Социальная защита отдельных категорий граждан …………
2. 1 Социальная защита ограниченно способных лиц ………………..
2.2. Социальная защита лиц с семейными обязанностями ……
2.3. Социальная защита пенсионеров …………
2.4. Социальная защита детей и подростков …………………….
2.5 Социальная защита безработных……………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………….
Так, например, по поручению прокуратуры Пушкинского района управлением по Пушкинскому району комитета финансов Санкт-Петербурга проведена выборочная документальная проверка расходования бюджетных средств, использованных на организацию питания в 2006-2007 учебном году о ГОУ N 459 Пушкинского района, в ходе которой выявлены нарушения при организации питания, а том числе необоснованное расходование 123,7 тыс. руб. бюджетных средств, обусловленные невыполнением основных требований нормативно-правовых актов и отсутствием контроля за организацией питания школьников как со стороны директора ГОУ и ответственного за питание, так и со стороны отдела образования администрации Пушкинского района.
В соответствии с п. 2.14 Постановления правительства Санкт-Петербурга от 22 апреля 2006 г N 1127 "Об организации питания школьников и требованиях к ассортименту и качеству продуктов режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы государственного образовательного учреждения (5 или 6 дней)
Распоряжением комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 июля 2004 г N 335-р (п. 3.3) утверждено Положение о порядке организации питания школьников на бесплатной основе и выплате денежной компенсации вместо питания, предоставляемого на бесплатной основе, которым предусмотрено, что бесплатное питание предоставляется школьникам в дни посещения образовательного учреждения, в том числе во время проведения мероприятий за пределами образовательного учреждения в рамках образовательного процесса
Несоблюдение норм Положения выявлено в школах Выборгского района, учащиеся которых, имеющие право на предоставление бесплатного питания, по субботним (учебным) дням им не обеспечиваются.
Результаты прокурорских проверок, а также многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ежегодно выявляемые в деятельности государственных образовательных учреждений специалистами Роспотребнадзора и управления социального питания Санкт-Петербурга, свидетельствуют о пренебрежительном, халатном отношении руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений к соблюдению установленных санитарных правил и норм, о невыполнении должностных обязанностей, возложенных на них законом.
Несоблюдение требований законодательства, обязательных для руководителей детских учреждений, влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
В октябре 2006 г прокуратурой Фрунзенского района возбуждено уголовное дало по признакам преступления, предусмотренного ч 1 ст 236 УК РФ. по факту заражения сальмонеллезом 39 воспитанников и 4 сотрудников ГДОУ N 103 В ходе предварительного следствия установлено, что в детском саду нарушался санитарно-эпидемиологический режим, в той числе при обработке и приготовлении яиц
В защиту пострадавших несовершеннолетних воспитанников детского сада к ГДОУ N 103 в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор района во Фрунзенский районный суд предъявил 28 исковых заявлений о возмещении морального и материального вреда, причиненного их здоровью.
Факт массового инфекционного заболевания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, не единичен.
Так, в период с 14 по 16 сентября 2007 г. зарегистрировано 15 случаев острой кишечной инфекции среди детей, обучающихся в ГОУ N 38 Приморского района, трое из которых были госпитализированы. Проверка состояния санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенная прокурором района, вскрыла многочисленные нарушения- несоблюдение режим» маркировки разделочного и уборочного инвентаря, хранения продуктов, обработки яиц, несоблюдение поточности технологических процессов при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий и т.д. К работе с продуктами питания были допущены работники пищеблока без прохождения полного медицинского обследования при отсутствии сведений о профилактических прививках.
Бактерии группы кишечной палочки, способные вызвать массовые кишечные заболевания, обнаружены на предметах, используемых для готовой продукции, в ГОУ N 530 и N 403 Пушкинского района.
Для совершенствования законодательства в сфере социальной защиты детей и подростков необходимо:
1. Принять меры воздействия
по отношению к должностным
лицам, не исполняющим обязанность
по информированию органов
2. Изменить ч. 3 п.1 ст.121 СК, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства.
3. Создать в системе
МВД специализированные
4. Внести поправки в Положение о КДН (1967г.). (Последние поправки были внесены в 1985г.)
Можно отметить, что все формы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, законодательство предусматривает в рамках деятельности органов опеки и попечительства, что требует более тщательной и современной регламентации этих структур. Возможно было бы включение в систему защиты интересов детей и других институтов, специально предназначенных для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.5 Социальная защита безработных
Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Наряду с рядом других мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007).
По закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).
Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы (включая работу временного характера), и впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) не может предлагаться дважды);
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня ихрегистрации органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные к исправительным работам без лишения свободы, атакже к наказанию в виде лишения свободы.
Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным.
Право на пособие по безработице признается за лицом, которое зарегистрировано в качестве безработного и не обеспечено иным, кроме заработной платы, источником дохода. Однако не все необеспеченные безработные имеют право на это пособие. Причины отказа в этом праве достаточно разнообразны и не все применяются в законодательстве той или иной страны, либо применяются неодинаково.
Как условие возникновения права на пособие по безработице установлено наличие у безработного определенного трудового (страхового) стажа: в Чехии- 12 месяцев стажа за последние 3 года; в Польше- 180дней; в Болгарии - 9 месяцев работы за последние 15 месяцев; в Венгрии - уплата страховых взносов в течение 360 дней. Из этих общих требований обычно предусматриваются исключения в отношении некоторых групп обеспечиваемых (например, выпускников школ, демобилизованных).
Право на пособие может быть связано с основанием прекращения трудового отношения и причиной расторжения трудового договора. Так, по законодательству Румынии. Расторжение трудового договора работником в Болгарии влечет за собою обеспечение пособием по истечении 3 месяцев состояния на учете в качестве безработного и в пониженном размере (80% минимальной заработной платы). Чехословацкий Закон 1990 г. отказывает в пособии лицу, которое в течение последних 6 месяцев дважды прекратило трудовое отношение при отсутствии уважительных для этого причин. Обычно не имеют права на пособие или обеспечиваются им на особых условиях лица, уволенные по причине, связанной с виной работника (в дисциплинарном порядке), но законодательство Чехословакии установило такое ограничение только в отношении тех, кто в последние 6 месяцев был дважды уволен в связи с неудовлетворительной работой или нарушением трудовой дисциплины; в Польше, Венгрии самовольно оставившие работу или уволенные без предупреждения по их вине не пользуются правом на обеспечение пособием в течение 90 дней после регистрации.
В каждой стране дано собственное решение о размере пособия с учетом, как правило, уровня вознаграждения за труд, трудового (страхового) стажа, продолжительности обеспечения, причины прекращения трудового отношения и нередко устанавливаются особые нормы обеспечения для некоторых групп безработных.
В Польше размер пособия един для всех безработных и установлен в твердой сумме, равной примерно трети среднего месячного заработка по стране; пособие в более высоком размере (75% среднего заработка работника) выплачивается уволенным по причинам, касающимся работодателя, а также лицам, которым до наступления пенсионного возраста осталось менее 5 лет и которые имеют необходимый стаж для приобретения права на пенсию.
В Болгарии пособие равно 60% среднего месячного заработка работника. Законодательство Венгрии и Чехословакии учитывает продолжительность обеспечения пособием: в Чехии (и Словакии) пособие за первые 6 месяцев равно 65%, а в последующие 6 месяцев - 60% средней заработной платы работника; в Венгрии в первой половине срока обеспечения пособие равно 70%, а во второй - 50% заработной платы.
В румынском законе 1991 г. использовано несколько показателей дифференциации. Пособие составляет 60% минимальной заработной платы - при стаже до одного года, 50% средней тарифной оплаты, но не ниже 75% минимальной - при стаже 1-5 лет, 55% тарифной, но не ниже 80% минимальной - при стаже 5-15 лет и 60% тарифной оплаты, но не ниже 85% минимальной при ставке свыше 15 лет.
Везде установлен минимальный размер пособия, но максимальный - только в Венгрии и Болгарии: в Венгрии - тройная минимальная заработная плата, а в Болгарии - 150% ее.
Пособие по безработице выплачивается в течение установленного предельного срока применительно к одному случаю состояния на учете в качестве безработного. Самый краткий срок - 180 дней (с возможностью продления его еще на 90 дней в некоторых случаях) - в Румынии. Законодательство Чехословакии и Польши гарантирует выплату пособия в течение года. В Болгарии в зависимости от длительности стажа сроки обеспечения пособием дифференцированы от 4 месяцев (при стаже до 3 лет) до 12 месяцев (при стаже свыше 25 лет). В Сербии срок обеспечения пособием может достигать 24 месяцев, а у лиц, имеющих пенсионный стаж 25-30 лет,- до трудоустройства или до приобретения права на пенсию по старости, когда речь идет о застрахованном, имеющем пенсионный стаж 30 лет и более.
Безработные, направленные на переобучение, пользуются правом на обеспечение, если имеют право на пособие по безработице. Пособие за время переобучения может представлять выплату пособия по безработице или его части (в Румынии, Болгарии) либо выступать как самостоятельный вид пособия, связанного с размером пособия по безработице (в Польше -115% такого пособия) или непосредственно со средним заработком (70% его - в Чехии). При переобучении срок обеспечения пособием может быть удлинен. Законодательством всех стран подробно урегулированы прекращение права на обеспечение пособием, лишение этого права, приостановление выплаты пособия.
По истечении срока обеспечения пособием нетрудоустроенный безработный в случае острой нуждаемости может рассчитывать лишь на социаль-ное воспомоществование; в Болгарии установлено, что если безработный, у которого истек срок обеспечения пособием, остается без работы еще в течение 6 месяцев, ему назначается пособие в размере 60% минимальной заработной платы на срок не свыше 3 месяцев.