Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том что большой интересом к теме " Социальное обеспечение в России до 1917 года " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Цель изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период…………………………………….......5
1.1.Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении…………………………………5
1.2. Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования……………………………………………………..7
Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение……………………………………………………………………….10
Глава 3.Органы, ведающие призрением. Появление в России социального страхования, его виды; принципы, на которых осуществлялось страхование……………………………………………………………………...12
3.1.Приказы общественного призрения………………………………………..12
3.2.Появление в России социального страхования и виды……………...……13
Глава 4.Характеристика законов 1901-1903 гг., законодательные акты о социальном страховании 1912 года…………………………………………….23
Выводы и предложения…………….……………………………….…………..27
Список используемой литературы…………………………………….……….30
Положение о страховых товариществах являлось одним из основополагающих в законе 1912 г. Через организацию и деятельность страховых товариществ в округах (окружная организация была заимствована из австрийской системы, т.к. в Германии реализовался не территориальный а профессиональный принцип организации), осуществлялся принцип коллективной ответственности за смерть и увечья с рабочими на производстве, в противовес индивидуальной ответственности предпринимателей по закону 1903 г. Закон 1912 г. не предусматривал полного возмещения заработка (максимальное вознаграждение осталось в размере 2/3 заработной платы), таким образом не вносил в этой своей части ни каких улучшений, по сравнению с законом 1903 г. Новшеством в законе являлись положения об обеспечении по болезням.
Обратимся к положениям закона о предоставлении помощи по болезни. "Новый закон 1912 г. об обеспечении рабочих на случай болезни содержал постановления относящиеся как до денежных выдач в случае болезни рабочих, так и до оказания им врачебной помощи". Он подразделялся на общие постановления (знакомящие со сферой действия нового закона) по страхованию рабочих (первые 16 статей) и отдельные статьи о больничных классах (ст.17-43; ст.53-115), о врачебной помощи (ст. 44-52). Круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие), перечень предприятий (за исключением казенных и железных дорог общего пользования), на которые распространялись нормы по обеспечению в связи с болезнью, были аналогичны положениям по страхованию от несчастных случаев (особенно в первых 4-х статьях). Оказание врачебной помощи явилось точкой пересечения традиционного и нового (врачебная помощь предоставлялась за счет владельца предприятия по ст.8, а денежные пособия выдавались больничными кассами по ст.9). Центральными, в части предоставления помощи в связи с болезнью, явились статьи о больничных кассах (отдельных и общих, с числом участников "не менее двухсот" по ст.17). Через больничные кассы осуществлялись выплаты по болезни, как через страховые товарищества по несчастным случаям. Управление делами больничной кассы закон сосредотачивал в Общем собрании кассы и ее Правлении. Участниками больничных касс были рабочие и служащие "со дня допущения к работе (службе) или со времени учреждения кассы (приписки предприятия к кассе)", а также владельцы предприятий. В своей деятельности кассы, по закону, руководствовались "нормальным уставом" (или иным, написанным на основе нормального). Средства больничных касс формировались из взносов участников (от 1 до 3% суммы заработка) и приплат владельцев (в размере 2/3 взносов участников кассы); дохода с имущества; из пожертвований; из денежных взысканий, налагаемых правлением больничных касс; из пеней; из случайных поступлений. Эти средства составляли оборотный капитал (на текущие расходы) и запасной. Процедура уплаты взносов в кассу была следующей: взносы с участников удерживались владельцем при уплате заработка и вносились им в больничную кассу в недельный срок (со дня удержания) одновременно с собственной приплатой (см. ст.68). При установлении страховых взносов в больничные кассы учитывался германский образец, существовавший до 1911 г. С 1911 г. в Германии уравнивались взносы предпринимателей и рабочих в больничные кассы. В России в 1912 г. "законодатели считали незыблемым тот германский принцип, который сама Германия изменила в 1911 г.". В результате: "желая согласовать незыблемые германские принципы с законом 1903 г. наши законодатели, несколько увеличив приплаты хозяев в больничные кассы, выдачу пособий увечным рабочим, в течение первых 13 недель, передали больничным кассам". (см. ст. 53, 55 положения о больничных кассах).
Основываясь на вышеприведенном сравнении можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение предусмотренное законом 1912 г. опиралось на германскую модель и отечественный закон 1903 г. Выплаты производились больничными кассами, страховыми товариществами в двух видах: по несчастным случаям и по болезни, что, в свою очередь, расширяло рамки обеспечения по закону 1903 г. Однако, этим не достигался уровень Германии, где уже вышли в свет законы об обеспечении по старости и инвалидности. Подобный пробел отечественного законодательства (т.е. отсутствие законов об обеспечении по старости и инвалидности, а также по безработице, как в некоторых европейских странах) несколько снижал эффект, делал комплекс принятых мер не полным, социальную реформу половинчатой.
С выходом нового закона об обязательном государственном страховании рабочих и служащих произошли качественные изменения в организации помощи увечным рабочим (а также их семьям) особенно в связи с заменой индивидуальной ответственности коллективной, что делало выплаты более гарантированными (по сравнению с обеспечением 1903 г.). Вводилось обеспечение по болезни, аналогов которому не было в России. Была выстроена система управления страхованием. Контроль сосредоточился в руках государства, центральной и местной администрациях (в Совете и Присутствиях по делам страхования). Более продуманные нормы нового закона давали выход на его реализацию, очертив достаточно четко всю схему будущего страхования.
Закон 1912 г. в целом положительно оценивался современниками (особенно государственными чиновниками и большинством предпринимателей). Хотя отмечались и его недостатки (например в отношении категорий рабочих и служащих охваченных законом, тоже касалось и предприятий подпадавших под действие закона, распространение норм 1912 г. только на Европейскую часть и Кавказ). Критические замечания в основном давали представители социал-демократического лагеря. Однако, при всех своих недостатках, данный законодательный акт был несомненным шагом вперед. В нем суммировался весь отечественный опыт социального страхования накопленный за период 80-х гг. ХIХ в. - начало ХХ в. Благодаря данному акту Россия встала в один ряд с крупнейшими государствами Европы в решении вопроса обеспечения увечных и больных, кроме того промышленные рабочие получили гарантии в получении "вознаграждений" (пенсий и пособий по несчастным случаям и по болезни).
Выводы и предложения
Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления.
Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.
Механизмы помощи и
Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при
столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.
В парадигме помощи и поддержки можно наблюдать, как закон
распределения и перераспределения проходит свои определенные стадии. В родовой общине это было связано с законами отцов и дедов, первоначально эти традиции воспринимает и княжеская власть. Однако после принятия христианства в Древней Руси начинают осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые выстраиваются на основе греческого номоканона, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения различных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений различных групп
населения в период массового голода. С XVIII в. окончательно оформляется
законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. появляется Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до советского периода. В советский период не было специального законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права. В постсоветский период наблюдается тенденция формирования отдельного законодательства в области социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп населения, таких, как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т.д. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль данный вид общественной помощи.
Однако в советский период, когда происходит слияние государства и
общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает.
Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи,
выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты. Все же церковно-
монастырская система помощи в конце XIX в. и сегодня, в конце ХХ в.
возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, приют.
Изменение форм защиты
Можно отметить одну устойчивую тенденцию – в культурно-исторической перспективе клиентела не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфантицид считается преступлением и т.п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке.
Список используемой литературы
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Информация о работе Социальное обеспечение в России до 1917 года