Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель исследования - выявление сущностных тенденций формирования и реализации государственной политики Иркутской области в сфере защиты прав и интересов семей, имеющих детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 5
1.1 Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющих детей: понятие, направления 5
1.2 Особенности реализации права семьи, имеющей детей, на государственную помощь в современной России 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 Меры государственной социальной помощи семьям, имеющим детей, в Иркутской области 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 5
1.1 Социальная
политика государства по
1.2 Особенности
реализации права семьи,
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 Меры государственной социальной помощи семьям, имеющим детей, в Иркутской области 12
ЗАКЛЮЧНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21
Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России.
На их решение ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.
В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.
В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн. человек.
С 2011 года начата реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн. человек.
Основной акцент сделан на принятии более активных мер по улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения, а также по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте.
Объект исследования - система, государственной политики современной России в сфере защиты прав и интересов семей, имеющих детей.
Предмет исследования - процессы формирования и реализации государственной политики современной России в сфере защиты прав и интересов семей, имеющих детей.
Цель исследования - выявление сущностных тенденций формирования и реализации государственной политики Иркутской области в сфере защиты прав и интересов семей, имеющих детей.
Теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов: В.В. Андропов, К.Н. Гусов, А.В. Пашков, Т.Ф. Романова, В.П. Юдин и другие. Нормативную основу использования составили Конституция РФ, Федеральные законы, подзаконные акты, указы Президента и Постановления Правительства РФ, ведомственные акты, законодательство Иркутской области.
Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.
Семейная
политика формируется как
Семейная политика может быть сформулирована как комплекс практические мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых - улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд.
По
своему содержанию семейная политика
является комплексной и отражает
отношения государства и семьи
в основных сферах
жизнедеятельности общества. В то же время
она сосредоточена на специфических проблемах
семьи, связанных с реализацией ее основных
социальных функций (репродуктивной,
Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.
Важным условием эффективности
семейной политики является дифференцированный
подход, учитывающий особенности
социально-экономического, развития страны,
исторического этапа
Резкое сокращение рождаемости
и средней продолжительности
жизни как последствие
В этих условиях важнейшей задачей, возведенной до уровня национального интереса, выступает необходимость формирования действенной системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития РФ были определены:
- формирование системы
общественных и личностных
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-
Анализ существующей ситуации социального
неблагополучия граждан, действенности
социальной защиты показывает, что
обострившиеся проблемы в этой области
требуют на сегодняшний день принятия
кардинальных решений в пересмотре
прежних взглядов на объект и субъект
социальной защиты, в переходе от функции
социального обеспечения к
Среди проблем, которые должны и
могут решаться незамедлительно: обеспечение
приоритетного права проживания
ребенка в семье; создание материальных
условий жизнедеятельности
Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.
Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации2 и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 3, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 октября 2003 г. № 382-О4, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. «в», «е»), 72 (пункты «б», «ж» ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями5.
Идея материального
По замыслу законодателя,
Закон предусматривает
В России современная семейная политика
- результат длительного
1-й этап (1917 - 1930 г), характеризующийся
созданием работающим женщинам
условий для сочетания
2-й этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся
ориентацией на высокую
Информация о работе Социальное обеспечение семей, имеющих детей