Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является изучение и систематизация проблем людей пожилого и престарелого возрастов, проживающих в семье. Для проверки моей цели я выдвинула следующие задачи:
Раскрыть понимание и сущность пожилого человека и престарелого гражданина;
Выявить проблемы лиц пожилого возраста;
Изучить нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей;
Исследовать социальное обслуживание граждан пожилого возраста.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы социального обслуживания людей пожилого и престарелого возрастов проживающих в семье…………………….5
Понятие и сущность пожилого человека и престарелого гражданина………………………………………………………………………….5
Проблемы лиц пожилого возраста, проживающих в семье………………………………………………………………………………..11
Глава 2 Современная технология социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно – правовые основы социальной поддержки пожилых людей………………………………………………………………………………20
2.2 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста….……………26
Заключение........................................................................................................35
Список использованной литературы……………………………………...37
В соответствии с Законом РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”1 социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской помощи, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на следующих принципах:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- предоставление
- обеспечение равных
возможностей в получении
- преемственность всех видов социального обслуживания;
- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
- приоритет мер по
социальной адаптации этих
-ответственность органов
государственной власти, органов
местного самоуправления и
Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Федеральный перечень 1гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.
Согласно ФЗ «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов», система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантируется государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужичины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарное, полустационарное и нестационарные формы.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
По количеству стационарных учреждений социального обслуживания на 1 января 2004 г. лидирует Приволжский (300) и Центральный (267) федеральные округа, на долю которых приходится почти половина (46.4%) всех домов-интернатов страны. Меньше всего таких учреждений в Уральском (73) и Дальневосточном (85) федеральных округах.
Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в независимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
Подавляющее большинство пожилых людей и инвалидов предпочитает получить и получают социальные услуги в формах нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Количество пожилых людей обслуженных в 2003 г. вне стационарных учреждений, составляет 13,2 млн. человек (около 45% всего пожилого населения страны).
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых)
Согласно Федеральному закону, старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:
- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;
- бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;
- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;
- медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;
- свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;
- предоставление помещений для проведения религиозных обрядов;
- направление, при необходимости, на обследование и лечение государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.
Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.
Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. В эти отделения зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.
Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц. Посещающие отделение могут участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Она осуществляться под руководством инструктора и под наблюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации возможно предоставление за плату отдельных услуг (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.
Основные социальные услуги, оказываемые на дому:
- организация питания и доставка продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения (поликлинику, больницу);
- содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;
- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
- организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;
- помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;
- помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно - до 6 месяцев.
Социальное обслуживание
на дому производится
- для одиноких старых людей;
- для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;
- для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.
Дополнительные услуги, оказываемые отделением социального обслуживания на дому:
- наблюдение за состоянием здоровья;
- оказание экстренной доврачебной помощи;
- выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;
- оказание санитарно-гигиенических услуг;
- кормление ослабленных больных,
Социально–медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной форы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.
Социально–консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь людям старческого возраста, ориентированная на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает:
- выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
- в профилактику различного рода социально-психологических отношений:
- работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;
- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
- обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;
- правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию социальной среды для старых людей.
Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни пожилых людей, обеспечению их независимости, могут помочь им занять подобающее место в обществе. Арсенал таких возможностей широк. Главное-это реализовать их.
Информация о работе Социальное обслуживание людей пожилого и престарелого возрастов