Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:41, контрольная работа
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.
Введение………………………………………………………………………………………………..…….. 3
Гл. 1. Понятие и принципы социального обслуживания……………………..….…. 4
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения…...… 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности………………………..........…………………………………..…. 8
Гл.2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………………..….. 15
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………………... 19
2.2. Учреждения социального обслуживания пенсионеров………………….…. 24
Гл.3. Социальное обслуживание инвалидов……………………………….……………. 30
Заключение……….………………………………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………………………………….. 36
- профилактика бедности: создание
семьям условий для
- надомные услуги нуждающимся
в постороннем уходе (доставка
продуктов, лекарств, транспортировка
на лечение, наблюдение на дому
за состоянием здоровья и т.д.)
- содействие развитию
- организация временного
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек
к браку и сознательному
- родительский медико-
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
- социальную медико-
- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту
- распространение среди
- изучение специалистами по
социальной работе, специально созданными
учреждениями, а также с помощью
научных организаций
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
- участие специалистов
- формирование в рамках
Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):
- предоставление материальной
помощи гражданам, находящимся в
трудной жизненной ситуации, в
виде денежных средств, продуктов
питания и т.д., а также специальных
транспортных средств, технических
средств реабилитации
- социальное обслуживание на
дому, которое осуществляется путем
предоставления социальных
- социальное обслуживание в
стационарных учреждениях, осуществляемое
путем предоставления
- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
- организация дневного
- консультативная помощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты;
- реабилитационные услуги лицам
с ограниченными возможностями,
несовершеннолетним
Социальное обслуживается базируется на принципах:[1]
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической
- законности и учета
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
Гл.2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.
На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.
Рис.2.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:[1]
- нормативных отчислений из
бюджетов соответствующего
- поступлений из фонда
- средств из федерального
- финансов в результате
- дополнительных средств на
областного и местного
- доходов от платных услуг
и от хозяйственной
- благотворительных
Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Основным принципом организации социальных служб в РБ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
- слабая правовая база системы социального обслуживания;
- ограниченность финансовых
- отсутствие координации в
- нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
- недостаточное использование
финансовых, экономических и
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально – экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи.
Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем: расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач; установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки; содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы; развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Информация о работе Социальное обслуживание населения и пути его развития