Социальное обслуживание населения и пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..…….. 3
Гл. 1. Понятие и принципы социального обслуживания……………………..….…. 4
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения…...… 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности………………………..........…………………………………..…. 8
Гл.2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………………..….. 15
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………………... 19
2.2. Учреждения социального обслуживания пенсионеров………………….…. 24
Гл.3. Социальное обслуживание инвалидов……………………………….……………. 30
Заключение……….………………………………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа госрегулирование.docx

— 168.90 Кб (Скачать файл)

- профилактика бедности: создание  семьям условий для самостоятельного  обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию нетрадиционных  форм дошкольного, школьного и  внешкольного воспитания;

- организация временного вынужденного  пребывания ребенка вне родительской  семьи, его дальнейшее устройство  в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов  и т.д.);

- участие в подготовке молодежи  к выбору профессии;

- подготовку юношей и девушек  к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных  детей и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной  жизненной ситуации;

- распространение среди населения  медико – психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по  социальной работе, специально созданными  учреждениями, а также с помощью  научных организаций потребностей  своих клиентов и социальных  проблем, порождающих кризисные  ситуации в регионе, разработка  и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной  службы в разработке чрезвычайных  программ;

- формирование в рамках спасательных  служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной  помощи гражданам, находящимся в  трудной жизненной ситуации, в  виде денежных средств, продуктов  питания и т.д., а также специальных  транспортных средств, технических  средств реабилитации инвалидов  и лиц, нуждающихся в постороннем  уходе;

- социальное обслуживание на  дому, которое осуществляется путем  предоставления социальных услуг  гражданам, нуждающимся в постороннем  или временном нестационарном  социальном обслуживании;

- социальное обслуживание в  стационарных учреждениях, осуществляемое  путем предоставления социальных  услуг гражданам, частично или  полностью утратившим способность  к самообслуживанию и нуждающимся  в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья  условий жизнедеятельности, проведение  мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной  трудовой деятельности, отдыха и  досуга;

- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

- организация дневного пребывания  в учреждениях социального обслуживания  с предоставлением социально  – бытового, социально – медицинского  и иного обслуживания сохранившим  способность к самообслуживанию  и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по  вопросам социально – бытового  и социально – медицинского  обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической  помощи, социально – правовой  защиты;

- реабилитационные услуги лицам  с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:[1]

- равных возможностей граждан  независимо от национальности, пола  и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации  с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия  граждан, находящихся в опасном  или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения  конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных  стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и  специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Рис.2.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:[1]

- нормативных отчислений из  бюджетов соответствующего уровня  в размере не менее 2 % расходной  части бюджета;

- поступлений из фонда социальной  поддержки населения за счет  выделения части средств на  цели социальной поддержки семей  с детьми;

- средств из федерального бюджета  на выполнение уставных задач;

- финансов в результате перераспределения  средств между комитетами и  отделами служб различного уровня  на реализацию областных, городских  и районных программ;

- дополнительных средств на  областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по адаптации доходов населения  к росту стоимости жизни и  другое;

- доходов от платных услуг  и от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц, поступлений  от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РБ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

- слабая правовая база системы  социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов  управления федерального и регионального  уровней, а также органов местного  самоуправления;

- отсутствие координации в деятельности  министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- нехватка персонала, имеющего  профессиональную подготовку в  области социальной работы;

- низкий социальный статус и  неадекватная заработная плата  работников социальных служб;

- недостаточное использование  финансовых, экономических и интеллектуальных  возможностей неправительственных  учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально – экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи.

Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем: расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач; установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки; содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы; развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Информация о работе Социальное обслуживание населения и пути его развития