Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть функции государства в системе социального партнерства;
изучить государство – как посредника, арбитра при обострении социальных противоречий;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции государства в системе социального партнерства. Государство –посредник, арбитр при обострении социальных противоречий………….……5
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ…………..………8
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице…………………………………………………………………...….11
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов……………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………...…19
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей
- некоммерческая организация, объединяющая
на добровольной основе работодателей
для представительства
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном, территориальном уровне, а также на субъектах РФ образуется трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, в РФ регулируется социальное партнерство Трудовым Кодексом Российской Федерации часть II раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице
В 1998 г. принята и реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за 1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на рынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация на местном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисного состояния и длительной продолжительности безработицы.
Политика занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.
В регулировании безработицы акце
Государство в союзе
с работодателями, предпринимателями,
профсоюзами выполняет
В настоящее время перед Россией остро стоит проблема модернизации. В этой связи социальное партнёрство может быть одним из механизмов создания эффективного государства – главного инструмента модернизации России.
Социальное партнёрство
требует эффективного государства.
Под эффективным следует
Если нет ответственности в деятельности государственных служащих, воспроизводящей их компетентность – невозможно эффективное государство, а, следовательно, нет и социального партнёрства.
Из-за неэффективности российского государства, не способного обеспечить рост производительности труда, справиться с воровством бюджета, коррупцией и монополизмом в экономике, все 2000-2012 гг. происходит неконтролируемый и постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий и коммунального обслуживания. Это вызывает глухое недовольство народа проводимой государством внутренней политикой.
Без создания эффективного
государства невозможен подъём малого
и среднего предпринимательства, нельзя
проводить и эффективную налого
По результатам опросов предпринимателей общественной организации«Деловой России», если в сентябре 2010 г. зарплаты в конвертах платили порядка 20% предпринимателей, то в апреле 2011 г. об этом заявили уже 40% опрошенных. По подсчетам специалистов из Экономической экспертной группы из-за ухода в тень за I квартал Пенсионный фонд недобрал порядка 10% взносов: было получено 585 млрд руб., но если бы зарплаты в конвертах остались на уровне весны 2010 г., то сборы составили бы порядка 650 млрд. По прогнозам общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за первое полугодие 2011 г. около 20% малых предприятий могли свернуть свою деятельность, а 30% уйти в теневые отношения.
Таким образом, от неэффективной политики проиграли все и государство, и местное самоуправление, и бизнес, и граждане. При этом речь идёт даже не столько о конкретных ставках установленных налогов, сколько о неспособности российского государства результативно собирать налоги вообще.
Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства. Альтернатива социальному взрыву – эволюционный процесс преобразований политических, экономических и социальных отношений, осуществляемых сверху просвещённой частью правящей элиты страны, являющейся движущей силой модернизации. Российской элите сегодня требуется осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю, принять соответствующие решения и неотложно приступить к их реализации. Для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты – государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.
Таким образом, эффективность
социального партнерства в
В России существует четко прописанный закон в ТК РФ о социальном партнерстве, но полностью внедрения и модернизации его в стране требует отслеживания и решения основных социальных и экономических проблем государства и общества в целом.
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов
Защита трудовых прав членов Профсоюза, как уставная задача Профсоюза является приоритетным направлением деятельности Комитета.
Профессиональное обеспечение правозащитной деятельности Комитета и иных выборных органов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляют: заместитель председателя Межрегиональной организации Профсоюза, правовые инспекторы труда, специалисты внештатных юридических консультаций (ВЮК), руководители профорганизаций с высшим юридическим образованием.
В сфере защиты трудовых прав членов Профсоюза основными функциями профсоюзных юристов являются:
- предупреждение нарушений трудовых прав членов Профсоюза, выявление и борьба с нарушениями;
- юридические действия по разрешению трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам, судах, органах государственного надзора и контроля;
- представление интересов работников-членов Профсоюза в отношениях с лицами, обладающими трудовой и связанной с трудом правосубъектностью;
- оказание членам Профсоюза, профорганам безвозмездной юридической помощи, консультирование;
- направление запросов в органы, уполномоченные решать задачи в сфере труда
- защита пенсионных прав работающих граждан – членов Профсоюза и т.д.
Представление коллективных прав и интересов членов Профсоюза осуществляется профсоюзными юристами в следующих формах:
- участие в разработке проектов коллективных договоров, соглашений, иных нормативно-правовых актов, а также в переговорах об их заключении, принятии;
- юридического сопровождения переговоров, оформление тех или иных юридических действий, правовая мотивация предложений, вносимых профсоюзной стороной;
- проведение в необходимых случаях правовой экспертизы локальных нормативных актов и пр.
По данным статистики (форма 4 – ПИ) экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы за период 2010-2011г. превысила 22 млн.руб.
В соответствии с Приоритетными направлениями деятельности на 2010-2015 годы в сфере защиты законных прав и интересов членов Профсоюза, принятыми XXIV отчётно-выборной Конференцией Межрегиональной организации Профсоюза перед профсоюзными юристами поставлены следующие задачи:
- совместно с вышестоящими профорганами и объединениями профсоюзов добиваться ратификации 135 Конвенции МОТ, касающейся гарантий выборных профсоюзных работников-активистов при увольнении по инициативе работодателя;
- участвовать в работе по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области в области трудовых и связанных с ними отношений, взаимоотношения в этих целях с органами законодательной, исполнительной власти;
- приостанавливать, отменять исполнение решений работодателей, представителей нанимателя, органов власти и местного самоуправления в случаях принятия ими решений, противоречащих законодательству, ущемляющих права и интересы членов Профсоюза.
Приведенным перечнем регламентированных направлений практическая деятельность Комитета, правовых инспекторов не исчерпывается.
Заключение
В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ. Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:
1) участие в социальном
партнерстве экономит время на
решение проблем, связанных с
неудовлетворенностью
2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;
3) наиболее оптимальный
способ достижения