Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение вопросов по предмету социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть функции государства в системе социального партнерства;
 изучить государство – как посредника, арбитра при обострении социальных противоречий;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции государства в системе социального партнерства. Государство –посредник, арбитр при обострении социальных противоречий………….……5
1.1 Роль и функции государства в системе социального партнерства………...5
1.2 Социальное партнерство в России на основании ТК РФ…………..………8
1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице…………………………………………………………………...….11
2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов……………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………...…19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по соц.партнерству (1).doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей  для представительства интересов  и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном, территориальном уровне, а также на субъектах РФ образуется трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений.

Таким образом, в РФ регулируется социальное партнерство Трудовым Кодексом Российской Федерации часть II раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».

 

 

1.3 Социальное партнерство в сфере занятости и противодействия безработице

 

В 1998 г. принята и реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за 1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на рынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация на местном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисного состояния и длительной продолжительности безработицы.

Политика занятости  имеет существенное значение для  формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

В регулировании безработицы акцент переносится с пассивных мер на активные. Пассивные меры направлены главным образом на решение проблем «излишков» рабочей силы. Сложившийся уровень занятости рассматривается как реально существующая данность. Активные меры предполагают позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения квалификации рабочей силы. Выплата пособий безработным увязывается с проведением активных мер по повышению пригодности этих людей для рынка труда. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. В целях развития региональной социальной мобильности в ряде регионов применяются компенсации расходов по переезду на новое место работы и жительства.

Государство в союзе  с работодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную  роль в решении многих других социально  значимых проблем как совершенствование  системы оплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, что складывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется к новым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить баланс интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей в регионах.

В настоящее время  перед Россией остро стоит  проблема модернизации. В этой связи  социальное партнёрство может быть одним из механизмов создания эффективного государства – главного инструмента модернизации России.

Социальное партнёрство  требует эффективного государства. Под эффективным следует понимать такое государство, которое обеспечивает всеобщее соблюдение закона и условия  для мощного развития экономики, защищает права и свободы человека, результативно решает возникающие проблемы. Только эффективное государство может создать у населения мотивацию к активной трудовой деятельности, способствовать росту производительности труда и экономики в целом, что позволяет гражданам свободно реализовывать свои способности.

Если нет ответственности  в деятельности государственных  служащих, воспроизводящей их компетентность – невозможно эффективное государство, а, следовательно, нет и социального  партнёрства.

Из-за неэффективности российского государства, не способного обеспечить рост производительности труда, справиться с воровством бюджета, коррупцией и монополизмом в экономике, все 2000-2012 гг. происходит неконтролируемый и постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий и коммунального обслуживания. Это вызывает глухое недовольство народа проводимой государством внутренней политикой.

Без создания эффективного государства невозможен подъём малого и среднего предпринимательства, нельзя проводить и эффективную налогово-тарифную политику. Так, правительство России, подняв отчисления в социальные фонды с 1 января 2011г. до 34%, разом увеличило налоговую нагрузку на малый бизнес в 2,4 раза. В условиях постоянно растущих тарифов, это некомпетентное решение правительства повлекло за собой в первом полугодии 2011 г. уход существенной части бизнеса в тень, а также закрытие многих малых предприятий.

По результатам опросов  предпринимателей общественной организации«Деловой  России», если в сентябре 2010 г. зарплаты в конвертах платили порядка 20% предпринимателей, то в апреле 2011 г. об этом заявили уже 40% опрошенных. По подсчетам специалистов из Экономической экспертной группы из-за ухода в тень за I квартал Пенсионный фонд недобрал порядка 10% взносов: было получено 585 млрд руб., но если бы зарплаты в конвертах остались на уровне весны 2010 г., то сборы составили бы порядка 650 млрд. По прогнозам общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за первое полугодие 2011 г. около 20% малых предприятий могли свернуть свою деятельность, а 30% уйти в теневые отношения.

Таким образом, от неэффективной  политики проиграли все и государство, и местное самоуправление, и бизнес, и граждане. При этом речь идёт даже не столько о конкретных ставках  установленных налогов, сколько о неспособности российского государства результативно собирать налоги вообще.

Социальное партнёрство  – один из механизмов построения эффективного государства. Альтернатива социальному  взрыву – эволюционный процесс преобразований политических, экономических и социальных отношений, осуществляемых сверху просвещённой частью правящей элиты страны, являющейся движущей силой модернизации. Российской элите сегодня требуется осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю, принять соответствующие решения и неотложно приступить к их реализации. Для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты – государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.

Таким образом, эффективность  социального партнерства в России складывается из нескольких факторов:

  1. Эффективное государство;
  2. Ответственное гражданское общество;
  3. Социально ответственный бизнес;

В России существует четко  прописанный закон в ТК РФ о  социальном партнерстве, но полностью  внедрения и модернизации его  в стране требует отслеживания и  решения основных социальных и экономических  проблем государства и общества в целом.

 

 

2. Правозащитная работа профсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов

 

Защита трудовых прав членов Профсоюза, как уставная задача Профсоюза является приоритетным направлением деятельности Комитета.

Профессиональное обеспечение правозащитной деятельности Комитета и иных выборных органов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляют: заместитель председателя Межрегиональной организации Профсоюза, правовые инспекторы труда, специалисты внештатных юридических консультаций (ВЮК), руководители профорганизаций с высшим юридическим образованием.

В сфере защиты трудовых прав членов Профсоюза основными функциями профсоюзных юристов являются:

- предупреждение нарушений трудовых прав членов Профсоюза, выявление и борьба с нарушениями;

- юридические действия по разрешению трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам, судах, органах государственного надзора и контроля;

- представление интересов работников-членов Профсоюза в отношениях с лицами, обладающими трудовой и связанной с трудом правосубъектностью;

- оказание членам Профсоюза, профорганам безвозмездной юридической помощи, консультирование;

- направление запросов в органы, уполномоченные решать задачи в сфере труда

- защита пенсионных прав работающих граждан – членов Профсоюза и т.д.

Представление коллективных прав и интересов членов Профсоюза осуществляется профсоюзными юристами в следующих формах:

- участие в разработке проектов коллективных договоров, соглашений, иных нормативно-правовых актов, а также в переговорах об их заключении, принятии;

- юридического сопровождения переговоров, оформление тех или иных юридических действий, правовая мотивация предложений, вносимых профсоюзной стороной;

- проведение в необходимых случаях правовой экспертизы локальных нормативных актов и пр.

По данным статистики (форма 4 – ПИ) экономическая эффективность  от всех форм правозащитной работы за период 2010-2011г. превысила 22 млн.руб.

В соответствии с Приоритетными направлениями деятельности на 2010-2015 годы в сфере защиты законных прав и интересов членов Профсоюза, принятыми XXIV отчётно-выборной Конференцией Межрегиональной организации Профсоюза перед профсоюзными юристами поставлены следующие задачи:

- совместно с вышестоящими профорганами и объединениями профсоюзов добиваться ратификации 135 Конвенции МОТ, касающейся гарантий выборных профсоюзных работников-активистов при увольнении по инициативе работодателя;

- участвовать в работе по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области в области трудовых и связанных с ними отношений, взаимоотношения в этих целях с органами законодательной, исполнительной власти;

- приостанавливать, отменять исполнение решений работодателей, представителей нанимателя, органов власти и местного самоуправления в случаях принятия ими решений, противоречащих законодательству, ущемляющих права и интересы членов Профсоюза.

Приведенным перечнем регламентированных направлений практическая деятельность Комитета, правовых инспекторов не исчерпывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ. Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

1) участие в социальном  партнерстве экономит время на  решение проблем, связанных с  неудовлетворенностью работников  условиями труда, повышением производительности  труда, качества продукции и  как следствие увеличение прибыли;

2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;

3) наиболее оптимальный  способ достижения стабильности  развития организации. предложения

Информация о работе Социальное партнерство