Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.
Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.

Содержание

Введение 3
Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда 4
Формы социального партнерства в сфере труда 6
Заключение 9
Библиография 10

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная_соцпартнер.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

Понятие, принципы и стороны социального  партнерства в сфере труда  4

Формы социального партнерства  в сфере труда     6

Заключение           9

Библиография                   10

 

Введение

 

В СССР трудовые отношения  регулировались Кодексом законов о труде. КЗОТ вполне удовлетворял требованиям времени планового производства. Его соблюдение было обязательным.

Радикальные перемены в  нашей стране (возникновение частной  собственности и, как следствие, возникновение других отношений в социально-трудовой сфере), привели к ослаблению роли государства, снижению социальной защищенности граждан.

Новое трудовое законодательство создавалось с «чистого листа».

Вполне разумно, что  требования и работников, и работодателей (учредителей, участников, акционеров) должны быть сбалансированны. Работодатели вынуждены, для своего достатка, заботиться о процветании организации в целом, которое невозможно, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями.

Следуя мировой практике, система социального партнерства оказалась наиболее эффективным способом достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

В исследовании современной  системы социальной защиты - актуальность темы исследования.

Целью исследования является раскрыть общие положения социального  партнерства в сфере труда  в Российской Федерации.

Цель работы: дать понятие  социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и  уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.

Предметом работы является социальное партнерство в сфере  труда.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.

 

Понятие, принципы и стороны социального  партнерства в сфере труда

 

Cистема социального партнерства - способ согласования интересов означенных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Понятие «социальное партнерство» законодательно закреплено в 23 статье ТК РФ.

Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой  регулярно, в получении социально-бытовых  и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован  в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли для работодателей.

Принцип равноправия  сторон означает предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования  социально-трудовых отношений. Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.

Любая сторона социального  партнерства может начать процедуру  коллективных переговоров (ст. 36 ТК РФ), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (ст. 37 ТК РФ), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Закрепление этого принципа в ТК РФ представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие демократическим принципам.

Принцип законности в  социальном партнерстве реализуется  в трех направлениях: при коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений сторонам необходимо соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов; компетенция представительных органов работников и работодателей должны формироваться по правилам, устанавливаемым законодательством; процедуры коллективных переговоров должны проводиться по правилам, определенным Трудовым кодексом РФ, стороны могут принимать локальные акты, лишь уточняющие законодательство.

Однородность социально-трудовых проблем позволяет законодателю выделить ряд уровней социального  партнерства - от федерального до уровня отдельно взятой организации (ст. 26 ТК РФ).

Для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне, в апреле 1999 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» в компетенцию которой входит подготовка Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации, а также контроль за его исполнением. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ1.

Региональный уровень  устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.

Отраслевой уровень  устанавливает основы регулирования  отношений в сфере труда в  отрасли (отраслях). На этом уровне заключается  отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и  другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

В том случае, когда  два и более субъекта Российской Федерации имеют сходные проблемы, когда работники трудятся в одном  регионе, а проживают в другом и пр., социально-партнерские акты могут приниматься двумя и более субъектами Российской Федерации. В качестве примера таких актов могут быть приведены соглашения между Москвой и Московской областью о медицинском страховании жителей Московской области, работающих в организациях Москвы.

Территориальный уровень  устанавливает основы регулирования  отношений в сфере труда в  муниципальном образовании.

На локальном уровне, уровне организации устанавливаются  обязательства между работниками  и работодателем конкретной организации. Именно на этом уровне заключаются коллективные договоры, определяющие обязанности каждого конкретного участника трудовых отношений.

В отличие от иных уровней  социального партнерства взаимоотношения  между работниками и работодателями на локальном уровне являются двусторонними. Третья сторона - государство - в эти отношения не вовлекается.

На отраслевом уровне комиссии образовываются для ведения  коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда. Прежде всего это нормы Конвенции  №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948), предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм»; Рекомендации №129 «О связях на предприятии» (1967) и др.

 

Формы социального партнерства  в сфере труда

 

Формы социального партнерства, закрепленные в статье 27 ТК РФ, традиционны  и тесно связаны между собой. Перечень форм социального партнерства  содержащийся в данной статье – открытый. Положения, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», реализуемые при непосредственном участии профсоюзов, несомненно являются необходимым дополнением, значительно расширяющим возможности соцпартнерства. Законодательство субъектов Российской Федерации предполагает иные формы социального партнерства, дополняющие ТК РФ и позволяет закреплять их в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективных договорах.

Однако, статья 55 Конституции  РФ предусматривает ограничения  федеральным законом прав гражданина в мере, в какой это необходимо в целях защиты безопасности государства. В статье 28 ТК РФ обозначены ограничения  к определенным категориям работников при реализации ими прав на участие в различных формах социального партнерства.

Это соответствует международной  практике: Конвенция МОТ №151 «О трудовых отношениях на государственной службе»  содержит указание на то, что национальные законы или правила должны определять, в какой мере гарантии, предоставляемые работникам, будут применяться к вооруженным силам и полиции.

На достижение взаимоприемлемого  результата и выработку компромиссного решения направлена и такая форма  социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение как индивидуальных, так и коллективных споров2.

Трудовой кодекс РФ определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.

Согласно статье 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем  организации.

Иными словами, комиссию по рассмотрению трудовых споров можно  рассматривать как своего рода разновидность органа социального партнерства. Ее целью являются не только несудебное урегулирование спора, но и поиск компромисса.

При разрешении спора  в суде в его урегулировании, в  том числе и выработке условий  мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников3.

 

Заключение

 

Появление объединений  в сфере труда признак активной реформации социальной и экономической  системы и перехода к равному  учету интересов всех сторон трудовых отношений, которые строятся на принципах сотрудничества и поиска социального компромисса.

Однако представительство  работников в деятельности профсоюзов не может обеспечивать равновесие их взаимоотношений с работодателями. Для конструктивной работы на более высоком уровне требуется обеспечение подобного статуса и работодателям, на что и были, в частности, направлены разработка и принятие в 2002 года Федерального закона №156-ФЗ «Об объединениях работодателей»4.

Закон об объединениях работодателей  завершает формирование комплекса нормативных актов, регулирующих институт социального партнерства.

Закрепление в Трудовом кодексе РФ специального раздела II «Социальное партнерство в сфере  труда» (ст. ст. 23-55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником и работодателем в условиях противоречий их интересов.

В заключение можно сказать, что наличие достаточной законодательной  базы, активное развитие профессиональных объединений подтверждают движение российского государства в русле  общемировой практики формирования институтов гражданского общества.

 

Библиография:

 

Законодательные акты:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  4. Федеральный закон от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
  5. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  6. Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве».

 

Литература:

  1. Васильев В. А. Представительство в трудовых отношениях // Трудовое право. 2006. №3.
  2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. Ю.П. Орловского. - КОНТРАКТ, ИНФРА-М,- 2009. - 611с.
  3. Коршунова Т. Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11.
  4. Нуртдинова А. Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Журнал российского права. 2003. №11.
  5. Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11.
  6. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. №12.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда