Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:43, контрольная работа
Цель работы: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.
Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.
Введение 3
Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда 4
Формы социального партнерства в сфере труда 6
Заключение 9
Библиография 10
В СССР трудовые отношения регулировались Кодексом законов о труде. КЗОТ вполне удовлетворял требованиям времени планового производства. Его соблюдение было обязательным.
Радикальные перемены в нашей стране (возникновение частной собственности и, как следствие, возникновение других отношений в социально-трудовой сфере), привели к ослаблению роли государства, снижению социальной защищенности граждан.
Новое трудовое законодательство создавалось с «чистого листа».
Вполне разумно, что требования и работников, и работодателей (учредителей, участников, акционеров) должны быть сбалансированны. Работодатели вынуждены, для своего достатка, заботиться о процветании организации в целом, которое невозможно, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями.
Следуя мировой практике, система социального партнерства оказалась наиболее эффективным способом достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.
В исследовании современной системы социальной защиты - актуальность темы исследования.
Целью исследования является раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации.
Цель работы: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.
Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.
Cистема социального партнерства - способ согласования интересов означенных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Понятие «социальное партнерство» законодательно закреплено в 23 статье ТК РФ.
Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли для работодателей.
Принцип равноправия сторон означает предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.
Любая сторона социального партнерства может начать процедуру коллективных переговоров (ст. 36 ТК РФ), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (ст. 37 ТК РФ), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Закрепление этого принципа в ТК РФ представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие демократическим принципам.
Принцип законности в
социальном партнерстве реализуется
в трех направлениях: при коллективно-договорном
регулировании социально-
Однородность социально-
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне, в апреле 1999 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» в компетенцию которой входит подготовка Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации, а также контроль за его исполнением. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ1.
Региональный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.
Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
В том случае, когда
два и более субъекта Российской
Федерации имеют сходные
Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
На локальном уровне,
уровне организации устанавливаются
обязательства между
В отличие от иных уровней
социального партнерства
На отраслевом уровне комиссии образовываются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.
Законодатель в полной
мере учел мировую практику и опыт
Международной организации
Формы социального партнерства, закрепленные в статье 27 ТК РФ, традиционны и тесно связаны между собой. Перечень форм социального партнерства содержащийся в данной статье – открытый. Положения, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», реализуемые при непосредственном участии профсоюзов, несомненно являются необходимым дополнением, значительно расширяющим возможности соцпартнерства. Законодательство субъектов Российской Федерации предполагает иные формы социального партнерства, дополняющие ТК РФ и позволяет закреплять их в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективных договорах.
Однако, статья 55 Конституции РФ предусматривает ограничения федеральным законом прав гражданина в мере, в какой это необходимо в целях защиты безопасности государства. В статье 28 ТК РФ обозначены ограничения к определенным категориям работников при реализации ими прав на участие в различных формах социального партнерства.
Это соответствует международной практике: Конвенция МОТ №151 «О трудовых отношениях на государственной службе» содержит указание на то, что национальные законы или правила должны определять, в какой мере гарантии, предоставляемые работникам, будут применяться к вооруженным силам и полиции.
На достижение взаимоприемлемого результата и выработку компромиссного решения направлена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение как индивидуальных, так и коллективных споров2.
Трудовой кодекс РФ определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.
Согласно статье 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Иными словами, комиссию по рассмотрению трудовых споров можно рассматривать как своего рода разновидность органа социального партнерства. Ее целью являются не только несудебное урегулирование спора, но и поиск компромисса.
При разрешении спора в суде в его урегулировании, в том числе и выработке условий мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников3.
Появление объединений в сфере труда признак активной реформации социальной и экономической системы и перехода к равному учету интересов всех сторон трудовых отношений, которые строятся на принципах сотрудничества и поиска социального компромисса.
Однако представительство
работников в деятельности профсоюзов
не может обеспечивать равновесие их
взаимоотношений с
Закон об объединениях работодателей завершает формирование комплекса нормативных актов, регулирующих институт социального партнерства.
Закрепление в Трудовом
кодексе РФ специального раздела II
«Социальное партнерство в
В заключение можно сказать,
что наличие достаточной
Законодательные акты:
Литература: