Социальное партнерство и производительность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Развитие системы социального партнёрства, как одной из форм регулирования социально-трудовых отношений, является одной из актуальных на сегодняшний день проблемой. Сама идея социального партнёрства занимает важнейшее место в научном анализе современного общества, эволюции трудовых отношений и законодательных практик многих стран мира.

Содержание

1. История развития социального партнёрства: мировой опыт………………..3
2. Социально-психологические факторы, обусловливающие изменения производительности труда……………………………………………………….8
3. Анкета (исследование проблем молодёжной занятости)……………12
Список использованной литературы……………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 42.43 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов мира не может быть делом только государства. Мировой опыт, в том числе опыт России, показывает, что преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство - конструктивное взаимодействие различных сил на общественной арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Смысл социального партнерства в России сегодня - это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, включающего государственные структуры, предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы и общественные организации [1, с. 27].

     Взаимодействие  необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение  окружающей среды. Представители каждой из сторон треугольника по-разному  осознают собственную ответственность  за эти человеческие беды, имеют  разные возможности и ресурсы  для помощи, и, наконец, разные представления  о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество возможно, а главное, - необходимо.

     Социальное  партнерство - это путь к эффективному государству на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки  целей и действий власти. 
 

     2. Социально-психологические  факторы, обусловливающие  изменения производительности  труда. 

     Большое значение, которое имеет рост производительности труда для отдельных предприятий и всего общества, делает необходимым изучение всех факторов, влияющих на уровень производительности труда.

     В общем смысле, факторы - это разнообразные  силы, внешние обстоятельства, причины, под влиянием которых изменяется уровень и динамика производительности труда. Факторы можно объединить в три группы, в зависимости от характера и степени воздействия на уровень производительности труда. Различают: материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические.

     Социально-психологические  факторы - это, так называемое качество трудовых коллективов. Их социально-демографический  состав, стиль руководства, уровень  дисциплинированности и подготовки, а также трудовой активности и  творческой инициативы работников, и  самое главное моральная мотивация  работников.

     В качестве социально-психологических  факторов производительности труда  выделяют следующие:

  1. Способности. Многие профессии предъявляют высокие требования к уровню развития определенных способностей (объем и распределение внимания, время реакции, координация движений, эмоциональная устойчивость, интеллект и др.). Недостаток способностей может привести к тому, что работник не сможет сделать то, что от него требуется в соответствии с функционально-должностными обязанностями.
  2. Личные и деловые качества. Успешное выполнение должностных обязанностей требует наличия у исполнителя определенного уровня личностной зрелости, а также высокого уровня развития деловых качеств – ответственности, исполнительности, настойчивости. Инициативности и др.
  3. Понимание своей функионально-должностной роли, определяемой набором требований к работнику со стороны организации. Это те требования, которые диктуются занимаемой должностью или выполняемыми рабочими функциями. Исполнитель должен хорошо понимать, какие требования предъявляются к его работе со стороны организации. Если он не имеет полного представления о своих должностных обязанностях и требованиях к его рабочему поведению и результатам труда, высоких достижений от него ожидать будет трудно.
  4. Мотивация. Возможность удовлетворения в процессе труда в конкретной организации наиболее значимых потребностей работника оказывает мощное влияние на его отношение к делу и на его рабочие результаты. Если исполнитель не настроен на работу с высокой сомаотдачей и имеет низкий уровень заинтересованности в конечном результате, то он, скорее всего, будет предпринимать недостаточно усилий для достижения высоких трудовых показателей. На результаты труда оказывает влияние и степень заинтересованности работника в сохранении данного места работы (возможности трудоустройства, наличие альтернативных источников дохода и т.п.).
  5. Отношения с непосредственным руководителем и вышестоящим руководством. Высокий уровень взаимопонимания с непосредственным руководителем, доверие к руководителю, стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности работников выполняемой работой, их отношение к организации и готовность работать с полной отдачей сил для достижения поставленных целей [3, с. 537].
  6. Отношения с коллегами по работе. Отношения, сложившиеся в трудовом коллективе, являются тем эмоциональным фоном, на котором протекает трудовая деятельность работника. Положительный психологический климат, командный дух, атмосфера доверия и взаимопомощи – все это способствует получению максимальной отдачи от каждого работника.
  7. Трудовая этика и мораль, сложившиеся в трудовом коллективе, проявляются во взаимоотношениях с коллегами по работе и в особенностях рабочего поведения. Отношение к делу определяет, как будет выполняться работа (будет исполнитель «выкладываться» на работе или работать спустя рукава), как он будет относиться к качеству работы или претензиям со стороны потребителей, будет ли проявлять ответственное и инициативное отношение к порученной работе.
  8. Профессиональные знания и навыки. Технический прогресс постоянно повышает требования к уровню профессиональной подготовки работников. В этой связи возрастает роль отбора новых работников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками, и значения профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации. Особенно это касается руководителей всех уровней, поскольку цена их ошибки и влияние на результаты деятельности подразделения и организации тем больше, чем выше уровень занимаемой должности.
  9. Состояние здоровья и возраст. Здоровье людей, работающих в организации, - это важнейшее условие высоких результатов их труда. Если состояние здоровья работника и уровень его работоспособности не позволяют ему выполнять требования, предъявляемые организацией, то и отдача от него будет небольшой.
  10. Отношение к работе и к организации со стороны значимых знакомых или членов семьи работника. Если члены семьи работника или его знакомые, с мнением которых он считается, негативно относятся к выполняемой им работе и к его труду в данной организации (считают, что здесь низкая заработная плата, плохие перспективы профессионального или должностного роста, плохие рабочие условия), то это может негативно повлиять на его отношение к профессиональным обязанностям и трудовые показатели.

     Также к важным социально-психологическим  факторам производительности труда  относятся:

  • Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е. потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.
  • Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации.
  • Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам.
  • Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
  • Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления. Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.

     Качество  социально-психологического климата  в коллективе определяет отношение  руководителя к обществу в целом, к своей организации и к  каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек  представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой  подход не даст должного результата, в  процессе управления возникнет перекос  и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

     Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологический отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий [4, с. 22].

     Влияние социально-психологического климата  на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим  и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

     Критериями  благоприятного социально-психологического климата могут служить следующие  характеристики:

     во-первых, на уровне коллективного сознания:

     - положительная оценка своей производственной деятельности;

     - оптимистическое настроение, преобладающее в процессе жизнедеятельности коллектива;

     во-вторых, на уровне поведения:

     - добросовестное, инициативное отношение членов коллектива к выполняемым обязанностям;

     - низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях;

     - отсутствие или незначительная текучесть кадров.

     В коллективах, где недооценивается  значение социально-психологического климата, наблюдается снижение производительности труда.

     Следует иметь ввиду, что приведенный  перечень факторов, влияющих на производительность труда, носят общий характер и  не учитывают особенности трудовой деятельности, присущие отдельным категориям персонала, занимаемой работником должности, различным видам труда по их сложности  ит.п. 
 
 
 
 
 
 

Анкета (исследование проблем  молодёжной занятости) 

     1. Как вы считаете, в стране существует проблема молодежной занятости?

         а) да;

         б) нет;

         в) затрудняюсь ответить. 

     2. На ваш взгляд, какова основная  проблема занятости молодежи? 

     3. Каковы основные причины, сложившейся  ситуации на рынке труда молодежи?

         а) отсутствие рабочих мест;

         б) нежелание принимать на работу без опыта работы;

         в) нежелание трудиться на низкооплачиваемой должности.

         г) другие причины (написать). 

     4. Одно из главных требований, с которыми сталкивается молодежь при трудоустройстве?

         а) требование 3-х  летнего стажа;

         б) наличие высшего  образования;

         в) соответствие квалификации;

         г) коммуникабельность;

         д) владение компьютером. 

     5. Как вы считаете, оказывает ли государство должную поддержку безработной молодежи в поиске работы?

         а) да;

         б) нет;

         в) затрудняюсь ответить. 

     6. Какие меры необходимо предпринять  государству для улучшения сложившейся  ситуации на рынке труда молодежи? 

     7. Как вы считаете, в какой возрастной  группе самый высокий уровень  безработицы? 

     8. Как вы считаете, в настоящее  время больше всего молодежи:

         а) работает;

         б) учится;

         в) ничем не занимается;

         г) другое (написать). 

     9. Как вы считаете, молодых безработных  людей больше в областных центрах  или в деревнях? 

     10. Как вы считаете, ВУЗы должны  способствовать трудоустройству  молодых специалистов?

         а) да;

         б) нет;

         в) затрудняюсь ответить. 

     11. Как вы считаете, как влияют  программы возрождения и развития  села на уровень трудоустройства  молодежи? 

     12. В вашем городе есть служба  занятости? 

     13. Вы или ваши знакомые когда-нибудь  обращались в службу занятости? 

     14. Как вы считаете, служба занятости  способна предоставить престижную  высокооплачиваемую работу? 

     15.  Чем бы Вы хотели заниматься после окончания школы?

         а) учиться в высшем учебном заведении;

         б) учиться в средне-специальном учебном заведении (техникуме, колледже);

         в) учиться в профессиональном училище (лицее);

         г) получить специальность на краткосрочных курсах;

         д) служить в армии

         е) работать;

         ж) одновременно работать и учиться;

         з) затрудняюсь ответить. 

     16. В какой сфере деятельности Вы хотели бы себя проявить?

         а) сфера образования, культуры;      е) сфера торговли;

         б) медицина;                                        ж) транспорт;

         в) предпринимательство;                    з) связь;

Информация о работе Социальное партнерство и производительность труда