Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:46, доклад
Деятельность человека конкретизируется в его поступках и поведении. Обычно под поведением понимается присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней, двигательной активностью, а также внутренними потребностями. Таким образом, поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека в отличие от животных поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по своему существу социальным. В поведении проявляются социальные личностные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.
Деятельность человека конкретизируется
в его поступках и поведении.
Обычно под поведением понимается присущее
живым существам взаимодействие
с окружающей средой, опосредованное
их внешней, двигательной активностью,
а также внутренними
Социология исследует и интерпретирует
поведение прежде всего в терминах деятельности,
общения, вознаграждения, ценности и потребности.
В поведении человека выясняется, что
он ценит не только кусок хлеба или деньги
в своем кармане. Он испытывает потребность
в общении и совместной деятельности с
другими людьми, он хочет быть любимым,
уважаемым, справедливо оцениваемым и
вознаграждаемым за свои поступки. Более
того, в своем поведении люди взаимодействуют
друг с другом, оценивают друг друга и
стремятся влиять на своих партнеров по
общению.
Микросоциология ищет причины и устанавливает
особенности человеческого поведения
во взаимодействии между личностью и другими
людьми главным образом в малых группах
- семье, трудовом коллективе, группе сверстников
и т.д. Макросоциология исследует поведение
главным образом в процессах взаимодействия
крупномасштабных социальных общностей
- этносов, наций, государств, социальных
институтов и т.п. Однако в конкретном
социальном контексте взаимодействия
нередко сочетаются элементы обоих этих
уровней социологического анализа. Так,
например, повседневное взаимодействие
между членами семьи осуществляется на
микроуровне. В то же время семья как специфическая
социальная общность является социальным
институтом, изучаемым на макроуровне,
поскольку она связана с системой социальных
взаимодействий между классами и слоями
общества, с рынком рабочей силы, с системой
социальной политики, с образованием,
здравоохранением, культурой.
В рамках микросоциологического и психологического
анализа поведения наибольшую известность
приобрел бихевиористский подход (наиболее
крупные представители - Э. Торндайк, Д.
Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной
предпосылкой служит признание взаимовлияния
поведения (behaviour - поведение) человека
и событий, происходящих в его окружении,
связи поступков с тем, что происходит
до и после них, а также влияния на поведение
непредвиденных обстоятельств. Здесь
широко используется понятие вероятности
для описания связи между изучаемым поведением
и его предпосылками и последствиями.
Считается, что поведение базируется на
трех различных формах реакции человека
на окружающую среду. Они таковы:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная
на чувствах и эмоциях;
2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся
на знании и размышлении;
3) прямое открытое реагирование по механизму:
стимул - реакция.
В теоретической части бихевиористских
исследований поведения основное внимание
сосредоточено на признании того, что
внешние переменные, т.е. поведенческие
реакции, имеют приоритет над внутриличностными
процессами - мыслями, чувствами и аффектами.
Бихевиористы уделяют первоочередное
внимание определению ресурсов личности
и ее окружения, которые способны обеспечить
достижение желаемых результатов. Анализ
сосредоточен на конкретных видах поведения
в реальной жизненной обстановке - в семье,
в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п.
- и его функциях, органически связанных
с факторами окружения, которые изучаются
по изменениям, наблюдаемым до и после
реализации действия. В своем прикладном
спектре бихевиористские исследования
зарекомендовали себя в разработке методик
управления поведением учеников в классе,
совершенствования способностей индивидов,
отстающих в развитии, а также в лечении
приступов депрессии, тревожности, гнева
и др. Бихевиористы считают, что символические
процессы - подражание, косвенное усвоение
и предвосхищение последствий - являются
существенными компонентами процесса
социального обучения.
Большое внимание уделяется исследованию
социального поведения в социологической
теории обмена, одним из основных авторов
которой является американский социолог
и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной
единицей социологического анализа Хоманс
считает "элементарное социальное поведение",
т.е. непосредственный обмен поведенческими
актами между двумя, тремя и т.д.
индивидами. Описывая социальное
поведение как универсальный
обмен, он формулирует четыре принципа
межиндивидуального взаимодействия. Первый
из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается
определенный тип поведения, тем охотнее
и чаще он повторяется индивидами - будь
это в бизнесе, спорте или рыбной ловле.
Согласно второму принципу, если вознаграждение
за определенные типы поведения зависит
от каких-то условий, человек стремится
воссоздать эти условия. В соответствии
с третьим принципом, когда вознаграждение
за определенное поведение велико, человек
готов затратить больше усилий ради его
получения. И, наконец, четвертый принцип
утверждает: когда потребности человека
близки к насыщению, он в меньшей степени
готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Таким образом, в данной концепции социальное
поведение и взаимодействие индивидов
предстает как система обменов поведенческими
актами, обусловленными способами уравновешивания
вознаграждений и затрат. Такая система
действительно нередко реализуется во
взаимодействиях людей друг с другом,
в частности, в области бизнеса. Но в целом
поведение людей более многогранно, чем
предполагает теория обмена. В области
исследовательской деятельности, художественного
творчества, в отношениях дружбы, любви
и т.д. поведение людей отнюдь не сводится
к уравновешиванию затрат и вознаграждений,
ибо все это и многое другое в человеческой
жизни не имеет стоимостного характера,
определяемого обменом товаров и услуг
на другие товары и услуги.
Значительный вклад в социологическое
изучение поведения людей внесла теория
символического инте- ракционизма, развитая
главным образом в трудах американских
социологов Ч. Кули и Г. Мида.
Ч. Кули предложил делить социальные группы
на первичные и вторичные. Первичные группы
(семья, компания сверстников, соседство,
местная община), считал он, являются основными
социальными ячейками, в которых происходит
формирование личности, ее социализация,
а поведение индивидов характеризуется
интимными, личностными, неформальными
связями и взаимодействиями. Кули предложил
специфический термин "зеркальное Я",
согласно которому в процессе поведения,
особенно во взаимодействии с другими,
люди смотрят на себя как бы со стороны,
глазами другого человека, т.е. "смотрят
на себя в зеркало". В поведенческих
актах люди служат друг другу своеобразными
зеркалами, поэтому наше представление
о себе во многом зависит от наших отношений
с другими индивидами.
Г. Мид продвинул предложенный Ч. Кули
поведенческий анализ социального взаимодействия
значительно дальше. Он отрицал, что поведение
людей - это пассивная реакция на вознаграждение
и наказание, и рассматривал человеческие
поступки как социальное поведение, основанное
на коммуникации. По его утверждению, человек
реагирует не только на поступки других
людей, но и на их намерения. Он разгадывает
значение поступка другого человека прежде,
чем ответить на него. Но чтобы сделать
это, говорит Г. Мид, необходимо поставить
себя на место собеседника или партнера,
"принять роль другого". Когда же
мы придаем значение чему-то, оно становится
символом, т.е. понятие, оценка, действие
или предмет в нашем взаимодействии с
другими людьми символизируют или выражают
смысл другого действия, другого предмета
или понятия. Поднятая рука может символизировать
приветствие, просьбу остановить автомобиль
или намерение нанести удар другому человеку.
Только поняв значение данного жеста,
его смысл, мы можем правильно на него
реагировать: пожать руку другому человеку,
остановить автомобиль, уклониться от
удара или нанести ответный удар.
Итак, чтобы наше поведение стало адекватным
ситуации, мы должны приобрести определенные
умения и навыки, прежде всего научиться
понимать и использовать символы. Исходя
из этого, Г. Мид выделил два основных компонента
поведенческого взаимодействия у людей
в процессе их социализации: ум (мнение)
и Я сам. Чтобы стать самими собой, т.е.
социализироваться как личности, и научиться
правильно взаимодействовать с другими
людьми, мы должны научиться понимать
символы и уметь использовать символы
в своем поведении. Через долгий опыт наблюдения
за реакцией других на то, что мы делаем,
мы получаем не только понятие о том, что
мы собой
представляем, но получаем умение поставить
себя на место другого.
Г. Мид отмечал, что пока дети не способны
"принять роль другого", они не могут
принять эффективного участия в большинстве
игр. Чтобы научиться играть в мяч, например,
в футболе, ребенок должен ставить себя
"во все роли, участвующие в игре, и совершать
свои действия в согласии с другими".
Когда вы проходите мимо футбольного поля,
где играют маленькие дети, обратите внимание,
что они стараются толпиться вокруг мяча.
Каждый ребенок стремится получить мяч,
и никто не хочет передать его другому
или получить передачу. Детям необходимо
время, чтобы научиться брать на себя роль
другого - понять, что, когда Том получит
мяч, я приму у него передачу, а Джордж
перебежит на другую сторону поля, и я
передам ему мяч и т.д., что только в таком
случае получится настоящая игра.
Согласно концепции Г. Мида, мы развиваем
себя и свое поведение через взаимодействие
с другими, но "мы не превратимся в умелых
во взаимодействии, пока не разовьем самих
себя. От процесса взаимодействия друг
с другом мы переходим к модели многократных
взаимодействий с определенными группами
людей, благодаря этому каждый из нас приспосабливает
свои поступки, свое поведение к ожиданиям
и действиям других людей в соответствии
с их значениями для нас. Исходя из того,
что поведение человека во взаимодействии
с другими людьми представляет собой непрерывный
диалог, в процессе которого люди наблюдают,
осмысливают посредством понимания символов
намерения друг друга, один из учеников
и последователей Г. Мида Г. Блумер назвал
в 1969 г. рассматриваемую социологическую
концепцию поведения символическим интеракционизмом.
Серьезное внимание социологическому
анализу социального поведения уделяют
П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф
и другие известные социологи. П. Сорокин,
в частности, сравнивал человеческое общество
с волнующимся морем, в котором отдельные
люди, подобно волнам, своим поведением
действуют на окружение себе подобных,
обмениваются с ними идеями, художественными
образами, волевыми импульсами и т.д.
Нельзя себе представить повседневное
поведение людей, считал он, без взаимного
обмена чувствами. Поведение каждого из
нас представляет собой непрерывный процесс
взаимодействия между нами и другими людьми
на основе дружбы, любви, сострадания,
вражды, ненависти и т.п. Без этого не бывает
поведения ни в коммерции, ни в хозяйственной,
ни в научной, ни в благотворительной,
ни в какой иной сфере деятельности.
Т. Парсонс исследовал поведение людей
как взаимодействие социальных субъектов,
связанных между собой "системой взаимных
ожиданий" в том смысле, что их поступки
ориентированы на определенные ожидания
партнера. В результате социального взаимодействия,
подчеркивал Парсонс, складывается специфическая
структура потребностных диспозиций деятеля
(актора) и других людей, включенных в систему
социального взаимодействия. На поведение
человека оказывает формирующее воздействие
не только система ожиданий его партнеров
по взаимодействию, но и нормы, ценности
культуры, господствующие в обществе.
Парсоновская теория социального действия
вплотную подводит к проблеме нормативности
и ненормативности (антинормативности)
социального поведения. И в первом, и во
втором случае поведение рассматривается
преимущественно как нормативно регулируемое
на основе общепринятых норм поведения.
Однако нередки случаи, когда те или иные
индивиды в своем поведении сознательно
или неосознанно уклоняются от предписываемых
обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно
их нарушают. Те виды поведения, которые
соответствуют общепринятым в обществе
нормам, обычно характеризуют как "нормальные",
те же, которые в той или иной мере расходятся
с ними, называют отклоняющимся (от норм)
либо девиантным поведением. Под последним
понимается не только правонарушение,
но и любое поведение, нарушающее господствующие
в данном обществе правила и нормы. Девиация
чрезвычайно многолика. К ее различным
проявлениям относятся и алкоголизм, и
наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция,
и подделка банкнот, и измена Родине, и
убийство, и самоубийство, и многое, многое
другое. Можно ли
считать, что у всей этой обширной и многоликой
области социального поведения есть что-то
общее? Да, можно, общее у них то, что все
эти и многие другие формы поведения отклоняются
от принятых в обществе норм, нарушают
эти нормы либо просто отвергают их. В
этом и проявляется их ненормативность
или антинормативность.
Итак, девиантное поведение определяется
соответствием или несоответствием тех
или иных поступков социальным нормам
и ожиданиям. Однако критерии определения
поведения как девиантного неоднозначны
и часто вызывают разногласия и споры.
Например, захват чеченскими боевиками
больницы в Кизляре или Буденновске для
большинства россиян - преступная акция,
т.е. явная девиация, но с точки зрения
чеченцев, ведущих войну с российскими
войсками, - акт возмездия и мужественный
поступок.
На этом примере можно убедиться в том,
что, во- первых, девиация связана с неопределенностью
как самих поведенческих ожиданий, так
и оценок, даваемых различными людьми
одному и тому же поведению, которое одни
считают преступлением, другие - нормой,
даже героизмом. Во-вторых, даже если ожидания,
нормы или правила достаточно четко сформулированы,
могут возникать разногласия относительно
правильности либо законности их применимости,
скажем, в отношении тех же боевиков. Иными
словами, существует довольно сложная
проблема относительно того, что считать
девиантным поведением, и граница между
нормой и отклонением от нее может быть
достаточно размытой, передвигаемой то
в одну, то в другую сторону в зависимости
от позиции того, кто дает оценку тому
или другому поведенческому акту. Скажем,
в случае превышения скорости сотрудник
ГАИ считает такой поступок нарушением
нормы, т.е. девиацией, а водитель автомобиля
- нет. Если вы находитесь в автомобиле,
то, скорее всего, такой случай вы не назовете
девиантным поступком, а если не в автомобиле,
то чаще всего поступите наоборот. К тому
же позиция оценивающего во многом определяется
тем, в системе какой деятельности, в системе
каких понятий дается определение девиантного
поведения. С точки зрения религии или
морали, девиантный поступок - олицетворение
зла, с точки зрения медицины - болезнь,
а с точки зрения права - нарушение закона,
беззаконие.
Как сами нормы, так и поведение, отклоняющееся
от них, не являются однородными, а существенно
отличаются по своей социальной значимости.
Если нарушаются моральные нормы, существующие
в обществе обычаи, традиции, правила общежития,
то эти нарушения называются асоциальным
поведением (антиобщественные поступки).
Для этих форм поведения характерна небольшая
степень общественной опасности, которую
целесообразно назвать общественной вредностью.
Если же нарушаются не только моральные,
но и правовые нормы, то мы имеем дело с
противоправным поведением, к которому
относятся хулиганство, хищения и другие
преступления.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого
вреда интересам личности, социальной
группе, обществу в целом и, во-вторых,
от типа нарушаемых норм можно различать
следующие основные виды отклоняющегося
(девиантного) поведения.
1. Деструктивное поведение, причиняющее
вред только самой личности и не соответствующее
общепринятым социально-нравственным
нормам, - накопительство, конформизм,
мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее
вред личности и социальным общностям
(семья, компания друзей, соседи и др.) и
проявляющееся в алкоголизме, наркомании,
самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее
собою нарушение как моральных, так и правовых
норм и выражающееся в грабежах, убийствах
и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться
в форме: а) поступка (ударить человека
по лицу); б) деятельности (постоянное занятие
вымогательством или проституцией); в)
образа жизни (преступный образ жизни
организатора мафиозной группы, грабительской
шайки, сообщества фальшивомонетчиков
и т.п.).
В социологии большое значение придается
не только определению девиации как антинормативного
поведения и выявлению его основных видов
и форм, но и выяснению причин девиантных
поступков. Согласно традиции,
берущей начало с классической работы
Э. Дюркгейма "Самоубийство", продолженной
в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других
современных социологов, основная причина
отклоняющегося поведения коренится в
специфическом социальном явлении, называемому
аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием
существующих в обществе норм. Согласно
этим концепциям, социальное поведение
ощутимо возрастает в случае, когда в обществе
превыше всего ценятся определенные символы
успеха, например, материальные, либо общество
оказывается в ситуации социально-экономического
кризиса.
Развивая основные положения социологической
теории аномии, Р. Мертон подчеркивал,
что основной причиной отклоняющегося
поведения является конфликт между системой
культуры, культурными целями, диктуемыми
обществом, с одной стороны, и социально
одобряемыми средствами их достижения.
По его мнению, современное американское
общество в огромных масштабах порождает
у людей самого различного социального
положения такое противоречие между внушаемыми
им господствующей культурой стремлениями
и законно достижимыми, что приводит к
резкому снижению эффективности действия
социальных норм и институтов, регулирующих
поведение людей, а в конечном счете - к
отрицанию авторитета норм и к всевозможным
отклонениям от них.
Во многом сходная ситуация складывается
в современном белорусском обществе, да
и в других странах СНГ, переживающих глубокий
социально-экономический кризис. Здесь
стремительно нарастают различные виды
девиантного поведения - алкоголизм, проституция,
самоубийства, преступления разного рода.
Особенно большое беспокойство у населения
вызывает ускоряющийся рост преступности,
представляющей собой одно из самых социально
негативных и опасных проявлений девиантного
поведения. За последние пять лет (1991- 1996)
численность граждан Беларуси, встревоженных
ростом преступности, возросла с 62 до 84
%. И такие оценки обусловлены реальной
картиной криминализации нашего общества.
За тот же пятилетний период количество
умышленных убийств в республике возросло
в 2,5 раза, умышленных тяжких телесных
повреждений - в 2,3 раза, изнасилований
- в 4,8 раза. Вдвое увеличилась преступность
среди несовершеннолетних. Опасные размеры
приняли организованная и мафиозная преступность,
коррупция государственных чиновников
и должностных лиц, масштабы использования
преступниками огнестрельного оружия
и других технических средств. В такой
ситуации правоохранительные органы оказываются
не в состоянии обеспечить принцип неотвратимости
наказания за преступное поведение. Только
в 1995 году в Беларуси остались нераскрытыми
свыше 10 тыс. преступлений, а с учетом прошлых
лет - 182 тыс.
Растущая тревога по поводу стремительного
роста преступности побудила руководство
РБ в разработанной программе социально-экономического
развития Беларуси до 2000 года уделить
серьезное внимание искоренению и профилактике
преступности и других форм девиантного
поведения. Но обезопасить наше общество
от различных форм деструктивного, асоциального
и противоправного, в том числе преступного,
поведения можно только в условиях преодоления
глубокого социально-экономического кризиса,
в котором находится ныне наше общество.