Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения возможностей и особенностей макроэкономической политики современной России особый интерес представляют характер и сущность сложившейся у нас хозяйственной системы, которая сильно отличается от рыночных экономик запада и вообще от стереотипных представлений о капиталистическом государстве. Российская экономика сегодня 1. В целом слабо развита. 2. Экономика с доминирующей ролью сырьевого сектора, ориентированного на экспорт. 3. Она высокомонополизированная (малый и средний бизнес не выживает).

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства.docx

— 27.79 Кб (Скачать файл)

Вариант 5

Теоретическое задание: Социальное рыночное хозяйство как ресурсная  база социального государства в  РФ.

. Современный  уровень российской экономики

 

С точки зрения возможностей и особенностей макроэкономической политики современной России особый интерес представляют характер и  сущность сложившейся у нас хозяйственной  системы, которая сильно отличается от рыночных экономик запада и вообще от стереотипных представлений о  капиталистическом государстве. Российская экономика сегодня 1. В целом слабо  развита. 2. Экономика с доминирующей ролью сырьевого сектора, ориентированного на экспорт. 3. Она высокомонополизированная (малый и средний бизнес не выживает).

Что позволяет нам признать, что наша экономика - слаборазвита. При этом необходимо оговориться - особенности  исторического пути России обусловили своеобразие нашей бедности: при  низком уровне жизни, основной массы  населения и в целом отсталой экономики, в некоторых секторах были созданы серьезные заделы для  производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом: военное производство, связанные  с ним отрасли научных и  опытных работ, некоторые инфраструктурные отрасли : гражданское авиастроение ж.д. транспорт; поддерживается высокий уровень вычислительной техники.

С точки зрения уровня доходов  и инвестиций, применяемых в производстве, а так же абсолютных показателей  производительности труда и капитала, Россия далеко отстает не только от группы развитых стран, но даже от наиболее продвинутых среднеразвитых экономик. Обрабатывающий сектор российской промышленности по мировым стандартам - неэффективен на 70-80% и не способен выжить в условиях полностью открытой экономики и  мировых цен на сырье и энергию.

Огромен разрыв отделяющий Россию в области создания современной  инфраструктуры. В стране очень мало современных автодорог; пропускная способность железных дорог низка  и практически растет слабо; более  половины населения не имеют домашнего  телефона; около 80% никогда в жизни  не пользовались компьютером; производственная, транспортная и жилищно-коммунальная инфраструктуры находятся на низком техническом уровне и сильно изношена физически. Условия обновления и  модернизации являются крупные единовременные вложения не сопоставимые даже с бюджетом государства.

Сильно пострадал и  научно-технический потенциал страны, который был полностью дезорганизован в годы перестройки и перехода к рыночной экономики. Доминирующую роль сырье добывающего сектора, необходимо заменить обрабатывающим сектором.

Более половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть  и природный газ. Благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается активное внешнеторговое сальдо (ввоз-вывоз) и поддерживается возможность обслуживания крупного внешнего долга накопленного за последнее десятилетие. Сырьевой сектор является крупнейшим генератором  денежных доходов населения. Сектор «кормит» довольно обширную инфраструктуру, а именно: широкий круг трудоемких производств, а так же обеспечивает самого себя и занятых в нем. Именно здесь собирается более половины всех налогов, он обеспечивает более  половины бюджетных поступлений  для реализации федеральных проектов.

Проблема для  хозяйства России - высокая степень монополизации (сосредоточение в руках одного или группы владельцев огромного количества производства). Монополизация обусловлена рядом факторов:

)Сырьевые корпорации  не могут быть маленькими.

)Монополизм - родовая черта  советской экономики. Плановое хозяйство боролось с дублированием функций с малыми предприятиями.

)Монополизм искусственно  поддерживается с помощью администрации  в качестве типичной черты  современной хозяйственной системы  России, т.к. это позволяет частному  предпринимательству получать высокую  прибыль при общей неэффективности  экономики.

Таким образом, за постсоветский  период в стране не сложился общенациональный конкурентный рынок. Мы получили вместо него набор различных сегментов  рынка, между которыми стоят административные и неэкономические барьеры.

 

2. Социальные приоритеты  государственного и частного  сектора экономики

 

Частный сектор экономики - часть экономики страны не находящаяся  под контролем государства. Частный  сектор образуют - домохозяйства и  фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на: корпоративный; финансовый; индивидуальный секторы хозяйства. Можно выделить 2 группы причин сдерживающих развитие частного сектора экономики в современной России:

.Причины общеэкономического  характера, заложенные в экономической  политике государства

.Она преимущественно  организационного характера

Государственные сектор - это государственные предприятия, госучреждения, хозяйственные общества (ОАО) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а так же открытые акционерные общества с государственным участием в которых государство наделено правом «золотой акции» (см 3 лекция). В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика.

Рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя НТП, рыночная экономика, тем не менее, не может решать социально экономические  проблемы:

система национальной обороны

правопорядок в единой энергетической системе

в народном образовании

в здравоохранении

в науки …

Эти товары и услуги должны полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счёт налогов и других платежей от населения и работающей промышленности. У любого рынка, есть так называемые «внешние эффекты» - суть - отрицательные последствия  для благосостояния членов общества: качество товаров. Регулирование «внешних эффектов» должно брать на себя государство, погашение негативных воздействий  осуществляется через госбюджет, через  перераспределение выгод, через  административные запреты. Корректировка  государством действия рыночного механизма  смягчает или ликвидирует негативные последствия рыночных сил. - ЭТО ОДНА ГРУППА ПРОБЛЕМ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ  РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.

ВТОРАЯ ГРУППА ПРОБЛЕМ - социально-экономические  права личности и право на труд. Регулирование рынка рабочей  силы рыночному сектору поддерживать не удаётся. Осуществление программ по созданию новых рабочих мест способно решить только государство. Право на труд гарантирует - конституция, а осуществляет - государство. право на образование - очевидно, в условиях рынка необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Вмешательство государство необходимо в проекты, которые не дадут быстрой прибыли, связанные с большими рисками и неравномерностью регионального развития. Существующие в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ показал невозможность развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, которые компенсируют его недостатки и нивелирует(стирает) то отрицательное, что не отвечает интересам общества, поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем компромиссов между либерализацией и восстановлением государственного регулирования рынка. Прямое участие государства в производстве необходимо неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала:

обновление инфраструктуры легкой и пищевой промышленности, способной выпускать недорогую  массовую продукцию;

партнерские отношения между  частным сектором и государством является основополагающим элементом  функционирования экономики страны.

Партнерские отношения формируются  в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаниями частного сектора и государства - зачем  это делается? (цель, задачи, взаимные обязательства). Партнерские отношения  сравнимы с формированием общественного  блага. В России данных механизм еще  не сформирован.

 

3. Тенденции формирования  социально ответственного бизнеса  в России

 

Тенденции формирования социально  ответственного бизнеса в России.

Современная социальная политика зависит от уровня взаимоотношений трёх институтов: государство, социально ответственный бизнес, гражданское общество.

Современная эпоха характеризуется  тем, что у государства сузились возможности проводить социальную политику по своим схемам. На смену  государству традиционного типа приходит постиндустриальное государство. Оно должно быть развито на столько, чтобы бизнес без него не мог функционировать. А бизнес в свою очередь получил  стимул к ответственности.

В настоящее время практика участия бизнеса в социальной сфере довольна разнообразна:

корпоративная филантропия (деятельность направленная на помощь бедным)

спонсорство

меценатство (поддержка искусства)

благотворительность

социальные инвестиции

Социальное предпринимательство - оно возникло сравнительно недавно, в научной литературе 1970 гг. и начало использоваться только 1990 гг. Концепция социального предпринимательства стала проводиться в жизнь М. Янгом, которого назвали лучшим предпринимателем этой сфере. Эта концепция к нам пришла с Запада. В российской практике примером осуществления социальных инвестиций бизнеса является разработка и реализация отдельными компаниями долгосрочных программ местного самоуправления по развитию муниципальной социальной инфраструктуры. Понятие социальной ответственности шире чем корпоративная благотворительность. Недостаток в том, что зачастую действия благотворительности отмечаются наградами. При это в тень уходит такая мера корпорации как выплачивание «чёрной зарплаты» - нарушение принципа социальной ответственности. Социальное предпринимательство есть своеобразный мостик между общественным и частным интересом - это тот самый компромисс, которые необходим России, т.к. он есть здоровый баланс между нуждами общества в целом и экономическим успехом каждого. В широком смысле слова - социальная ответственность бизнеса надо понимать как понятие включающее комплексную ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. В основе таких отношений лежать моральные мотивы и гораздо больше прагматических соображений :

сохранение стабильности общества

устойчивое экономическое  развитие

рациональное использование  человеческого потенциала и возможностей государства

Социальная ответственность  бизнеса - инструмент, позволяющий ему повышать деловую репутацию, организовывать эффективное производство легитимного типа.

 

4. Создание инновационной  экономики - необходимое условие  повышения уровня и качества  жизни населения

 

Последнюю четверть 20 века человечество вступило в новую стадию своего развития: стадию построения постиндустриального информационного общества, что было вызвано происходящей в современном мире социально-экономической революции. Формирование инновационной экономики становится необходимым условием реформирования, модернизации и развития конкурентоспособного отечественного производства. Социальные инновации представляют собой общий процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятий. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине 21 века. В основе каждой социально-экономической революции лежат специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие наукоёмкие технологии (новые физико-технические и химико-биологические открытия и принципы, высокие наукоёмкие технологии, основанные на инновационных технологиях , а так же инновационная организация различных сфер человеческой деятельности, её конечным итогом должно стать создание новой формы организации экономики, т.е. инновационной экономики). В основе такого развития лежит целенаправленный поиск, подготовка и реализация наукоёмких введений, эффективность общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и высокая степень социальной защищённости личности. Основными элементами формируемой структуры инновационной экономики является:

·- система предпринимательства,

·- система технико-технологических  разработок,

·-система науки и образования.

Таким образом, для российских условий важными предпосылками реализации инновационного развития экономики являются:

1)Разработка промышленно  технологической политики на  национальном (федеральном) и региональном  уровнях.

)Реструктуризация промышленного  сектора.

)Техническая модернизация, имеющегося производства.

)Развитие научных исследований  и конструкторских работ.

)Реформирование системы  подготовки кадров.

)Переподготовка всех  кадров для инновационной деятельности

 

5. Критерии и  показатели эффективности социального  рыночного хозяйства

 

Концепция социального рыночного  хозяйства - попытка синтезировать (объединить) гарантированную государством экономическую свободу рыночной экономики с идеалами социального  государства, т.е. социальной защищённость и социальной справедливостью.

Термин социальный понимается авторами концепции двояко, с одной стороны - они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, т.к. создаёт экономические предпосылки для повышения доходов в обществе. С другой стороны - сторонники считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, а негуманные занятия должны корректироваться.

Важнейший критерий социального  рыночного хозяйства - установление эффективного хозяйственного порядка, при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается зарплата. Другим критерием социального  рыночного хозяйства - оптимальное  сочетание рыночной экономики и  планового хозяйства. Некоторые  немецкие учёные определяют социально  рыночное хозяйство как «современная форма экономической организации рыночного типа, с налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения».

Принципы и  первоочередные критерии, направленные на социальное возрождение общества:

1)Создание рыночного хозяйства  не цель, а средство обеспечения  достойной жизни каждому гражданину, поэтому вводя рыночные механизмы  государство в первую очередь  должно обеспечить меры социальной  защиты населения и выделять  социальные приоритеты.

2)Социальное оздоровление  общества возможно с изменением  системы принципов социальной  защиты населения. Её осуществление  должно находиться под гласным  контролем общества, включающим  все социально политические институты.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ