Социальное страхование
Социальное страхование - механизм
реализации социальной политики государства
и способ ее финансирования. Социальное
страхование сочетает два принципа управления
социальными рисками: социальное регулирование
и собственно страхование. Принцип социального
регулирования заключается в установлении
основных социальных ориентиров развития
общества, а принцип страхования определяет
механизм финансового обеспечения поставленных
социальных целей, ь процессе своего развития
социальное страхование превратилось
в самостоятельную систему финансового
обеспечения общественных потребностей
в медицинской помощи и поддержке нетрудоспособных
граждан, основанную на перераспределении
национального дохода. Эта система отлична
как от коммерческого страхования, так
и от распределительной системы социальной
защиты.
В истории известны различные
методы управления социальными рисками:
• прямое финансирование и компенсация
ущерба за счет средств государственного
бюджета (государственное социальное
обеспечение);
• обязательное социальное
страхование;
• корпоративная социальная
защита, финансируемая из средств предприятия
(коллективные формы страхования);
• индивидуальное страхование
на коммерческих условиях;
• общественная благотворительность;
•льготное налогообложение
социально уязвимых категорий граждан
(малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);
• регулирование заработной
платы и установление минимального размера
оплаты труда.
Социальное страхование является
системой отношений по перераспределению
национального дохода путем формирования
из обязательных страховых взносов работодателей
и работников специальных страховых фондов
для компенсаций утраты трудового дохода
или его поддержания вследствие действия
определенных социальных рисков. В отличие
от коммерческого страхования, основанного
на эквивалентности полученных страховых
взносов и произведенных страховых выплат,
замкнутости страхового сообщества (участников
страхового фонда) и самоокупаемости (получении
прибыли), государственное социальное
страхование основано на принципах коллективной
солидарности и бесприбыльности, незамкнутости
участников фонда и осуществляется преимущественно
государственными специализированными
фондами и некоммерческими страховыми
компаниями. Государственное социальное
страхование направлено на социальное
выравнивание и обеспечение минимума
благосостояния населения. В то же время
социальное страхование в значительной
степени исключает социальную уравниловку
и произвол чиновников, присущие распределительной
системе социальной защиты.
Основной предпосылкой появления
социального страхования являются риски,
присущие самой природе человеческого
существования. Существование человека
и человечества, его воспроизводство подвержено
рискам прерывания на физиологическом
(болезнь и преждевременная смерть), экономическом
(разорение) и социальном (уничтожение
больших групп людей и целых народов, например,
в результате стихийных бедствий, войн)
уровнях. В современных условиях один
из главных социальных рисков - это потеря
трудового дохода. В масштабах страны
(макроэкономика) социальный риск проявляется
в несоответствии индивидуальных параметров
уровня жизни человека общественным нормам.
В странах ЕС объем средств
социального страхования в 2 раза превышает
ассигнования государственного бюджета,
выделяемые на социальную помощь, и в 3
раза - средства, поступающие за счет индивидуального
коммерческого страхования от социальных
рисков. В России средства социального
страхования составляют около 70% общего
объема расходов на обязательную социальную
защиту населения.
Социальное страхование базируется
на следующих принципах:
•обязательность для всех участников
(работников, работодателей, государственных
учреждений);
• распределение обязанностей
по уплате страховых взносов в фонды социального
страхования между работниками и работодателями
с привлечением по мере необходимости
средств государственного бюджета;
• размеры страхового взноса
соответствуют той степени социальной
защиты, которая необходима населению
исходя из установленных общественных
стандартов уровня и качества жизни;
• социальные выплаты определяются
степенью потребности социальной помощи
и зависят от размеров, сроков и других
условий уплаты страховых взносов;
• право на получение социальной
выплаты определяется фактами наступления
социального риска и уплатой страховых
взносов без дополнительной проверки
нуждаемости в доходе.
Финансовую основу социального
страхования составляют обязательные
(в силу закона), всеобщие (для всех работодателей
и в отдельных случаях работников) и равные
(в одинаковой доле от фонда оплаты труда)
страховые взносы. Социальное страхование
не преследует цели получения прибыли,
и все доходы, например от инвестирования
временно свободных средств, направляются
только на социальные цели. Социальное
страхование основано на принципах солидарности
(равные условия и равные, по отдельным
видам социального страхования, размеры
страховых выплат при существенно различном
абсолютном размере страховых взносов
для разных страхователей), которые упрощенно
можно сформулировать как «богатый платит
за бедного, здоровый за больного».
Формы социального страхования
со временем меняются по мере изменения
структуры социальных рисков. В большинстве
стран сохраняются три основные его отрасли:
пенсионное, медицинское (больничное),
от несчастных случаев. Еще недавно в России
существовала четвертая отрасль - от безработицы.
Постепенно формируется новая отрасль
- страхование по долгосрочному уходу.
Как отдельная отрасль такое страхование
действует только в Германии. Развитие
отдельных отраслей социального страхования
определяется следующими основными факторами:
• уровень социального риска
в обществе, который выражается в доле
населения, утратившего доход по этой
причине;
•степень потери дохода (полной
или частичной, постоянной или временной);
• мера покрытия риска, устанавливаемой
государством исходя из текущих задач
социальной политики.
Начало новому российскому
социальному страхованию было положено
в декабре 1990 г. созданием Пенсионного
фонда РФ (ПФР) в силу Закона «О государственных
пенсиях в РСФСР» и Фонда социального
страхования (ФСС) как преемника советского
социального страхования Всесоюзной организации
профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный
фонд занятости населения РФ (ГФЗ) в силу
Закона «О занятости населения в РСФСР»,
а в 1994 г. - федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
(ОМС) в соответствии с новой редакцией
Закона «О медицинском страховании граждан
в РСФСР».
Основной причиной реорганизации
советской системы социального обеспечения
стал хронический дефицит бюджета из-за
неуплаты налогов и экономического кризиса.
Благодаря реорганизации удалось переломить
наметившуюся в конце 1980-х гг. тенденцию
снижения доли расходов на социальное
обеспечение в структуре ВВП: если в 1989
г. она составляла 10,8% ВВП, то в 1992 г. - 10,9%
ВВП (8,4% - за счет внебюджетных фондов),
в 1994 г. - уже 12,7% ВВП (8,6% - за счет внебюджетных
фондов).
Источником наполнения внебюджетных
фондов является единый социальный налог
(ЕСН), уплачиваемый работодателями с фонда
оплаты труда и других выплат в пользу
работников.
Система социального страхования
включает четыре отрасли, управляемых
тремя внебюджетными государственными
фондами:
• государственное социальное
страхование (ФСС);
• обязательное страхование
от несчастных случаев (ФСС);
• обязательное медицинское
страхование (федеральный и территориальные
фонды ОМС и ПФР);
• обязательное пенсионное
страхование (ПФР).
Собственно государственное
социальное страхование, управляемое
ФСС, направлено на финансирование выплат
по больничным листам. Другие виды социального
страхования мы рассмотрим в теме, посвященной
личному страхованию.
Социальное страхование
Прошедший век ознаменовался
большими преобразованиями в социальной сфере.
Развитие экономики, появление новых технологий
способствовали росту рисков (потеря трудоспособности
в результате травм, заболевания, безработица).
Одновременно с индивидуальными способами
защиты от таких рисков на основе договоров
личного страхования, индивидуальных накоплений
и благотворительной деятельности религиозных
организаций, государство постепенно
начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации
последствий этих рисков.
В рамках социальной политики,
проводимой государством, можно выделить
систему обязательных гарантий по обеспечению
граждан в старости, в случаях болезни,
инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных
семей. Эта система гарантий, а также правовое
регулирование взаимоотношений работодателей
и работников, защита прав последних составляют
понятие социальной защиты. В свою очередь,
система мер по непосредственному материальному
обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных
граждан в рамках этой защиты составляет
понятие социального обеспечения.
Социальное обеспечение
может быть основано на механизме: 1) социального
страхования, предусматривающегосоздание
страховых фондов и ориентированного
на работающих граждан и членов их семей,
и 2) социальнойпомощи, предусматривающей
прямое бюджетное финансирование, направленное
на доведение доходов малоимущих граждан
до прожиточного минимума. От-личия социального
страхования и социальной помощи приведены
в табл. 15.1.? Таблица 15.1 Сравнительная характеристика социального
страхования исоциальной помощи
Признаки для сравнения
Социальная помощь
Социальное страхование
Источники фи-нансирования
Степень охвата лиц,
нуждающихся в социальном обеспечении
Основание для получения
выплат по социальному обеспечению
Степень зависимости
размеров выплат по социальному обеспечению
от прежних заработков
Финансируется за счет
бюджетов разных уровней
В соответствии с законо-дательством
выплаты и другие виды помощи производятся
определенным категориям нуждающихся
после обследова-ния их материального
состояния
Цель предоставления
помощи — доведение уровня доходов граждан
до определенного прожиточного минимума
с уче-том ряда факторов (размер семьи,
обязательные выплаты и т.п.). При оценке
нуждаемости учитываются доходы и раз-меры
собственности со-ответствующих лиц Размер
пособия и другие формы помощи не связаны
с предшествующими уровнями заработной
платы или уровнем жизни
Финансирование обычно
осуществляется за счет специальных фондов,
формируемых на основе взносов работодателей
и работников, с возможным участием государства
Так как участие в соци-альном страховании обя-зательно,
то социальное обеспечение охватывает
практически всех трудящихся и членов
их семей
Право лица на пособие,
как правило, основывается на записях
о получении взносов без учета нуждаемости
Уровень взносов и
выплат прямо связан с его прежним и настоящим
зара-ботком
Источник. Роик В. Д.
Социальное страхование: история, проблемы,
пути совершенствования. — М., 1994. — С.
11—12.
В общей системе социальной защиты
может превалировать I социальное страхование (бисмарковская
модель) или социальная \ помощь (бевериджская
модель) . Бисмарковская модель основана
! на страховом механизме, при котором
основной целью является полная или частичная
компенсация потери трудового дохода.
Ее название связано с историей возникновения социального страхо-вания
в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере
Бисмарке. В основе бевериджской модели,
названной по имени лорда Беверид- жа,
который в 1940 г. занимал пост министра
труда в Великобритании и предложил комплекс
мероприятий по борьбе с бедностью, лежит
бюджетный механизм, ориентированный
на обеспечение прожиточного минимума.
Преимущества социального
страхования (бисмарковской модели) в том,
что преодолевается принцип остаточного
бюджетного финансирования социальныхрасходов,
стимулируется трудовая деятельность
(выплаты по социальному страхованию будут
тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная
плата), есть возможность увеличения социальных выплат
за счет инвестирования временно свободных
средств в фондах социального страхования. Но
эти преимущества бисмарковской модели
в полной мере действуют при благоприятном
соотношении числа работающих и лиц, получающих
выплаты по социальному страхованию.При
неблагоприятном изменении такого соотношения
(что и происходит в последнее время в
большинстве стран мира) должны либо увеличиваться
взносы насоциальное страхование, либо
снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская
же модель изначально предполагает меньшие
по объемугосударственные гарантии, а
значит, и более низкий уровень объема
источников финансирования системы.
В отдельных странах,
например в США, термин «социальное страхование» используется
с некоторой долей условности , поскольку
администрирование взносов на социальное
страхование не отличается от налогового
администрирования, а выплаты по социальному
страхованию осуществляются практически
в том же порядке, что и выплаты за счет
общих налоговых и неналоговых поступлений
в бюджет. Например, системы Medicare (Медицинское
обслуживание) и Medaid (Медицинская помощь)
предполагают формирование средств за
счет обязательных взносов и работодателей,
и работников, но выплаты по данным системам
производятся только в отношении наиболее
уязвимых социальных групп: людей пенсионного
возраста и малоимущих граждан.
Классическая форма
организации социального страхования предполагает
создание на конкурентных началах специальных
страховых организаций (больничных касс),
которые полностью контролируют движение
средств по социальному страхованию с момента
уплаты страховых платежей работодателями
(последние выступают также агентами по
платежам самих работников), капитализацию
временно свободных денежных средств
и выплаты социальных пособий, а также оплату
предоставленных медицинских услуг. Больничные
кассы применяют систему скидок или надбавок
в зависимости от частоты наступления
страховых событий, конкурируют на основе
выбора схем инвестирования резервов
и временно свободных денежных средств.
В конечном счете такая организациясоциального
страхования оказывается менее затратной,
чем тогда, когда управление средствами социального
страхования осуществляют специально
созданные государственные органы (например,
во Франции). В некоторых странах, так же,
как это было в СССР, средствами социального
страхованияуправляют профсоюзы. Рассматривая
разные модели управления этими средствами,
нельзя не отметить, что сочетание негосударственной формы
управления с функциями по реализации
государственных гарантий достигается
на основе четко организованной системы государственного контроля,
а также использования механизма бюджетных
субсидий в периоды финансовой неустойчивости
системы социального страхования.
Страховой метод социальной защиты
предполагает предварительную оценку
вероятности наступления события, связанного
с утратой заработка. Как правило, законодательством
размер пенсий или пособий по социальному
страхованию, которые призваны полностью
или частично возместить утраченный заработок,
определяется в процентном соотношении
к средней заработной плате. На основе
вероятностной оценки предстоящих выплат
должен осуществляться расчет тарифов
страховых взносов, которые рассматриваются
как «отложенная заработная плата».
Таким образом, социальное
страхование — это механизм социальной защиты,
который предполагает формирование специального
денежного фонда за счет обязательных
страховых взносов, расходы которого связаны
с осуществлением гарантированных государством социальных выплат,
предназначенных для полного или частичного
возмещения заработной платы в результате
утраты трудоспособности или потери работы,
а также основного дохода после потери
кормильца.
В соответствии с требованиями
Международной организации труда (МОТ),
Международной ассоциации социального обеспечения
(МАСО) средства социального страхования должны
быть обособлены от бюджетов бюджетной
системы. Риски', подлежащие социальному
страхованию, включают в себя: необходимость
получения медицинской помощи; временную
нетрудоспособность; трудовое увечье
и профессиональное заболевание; материнство;
инвалидность; наступление старости; потерю
кормильца; признание безработным; смерть
застрахованного лица или не-трудоспособных
членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Социальное страхование делится
на виды в зависимости от сочетания указанных
рисков, такое деление дифференцируется
по странам. Например, во многих европейских
государствах в рамках социального страхования на
случай временной утраты трудоспособности
в результате общего заболевания предусмотрена
также оплата медицинских услуг , страхование на
случай ин-валидности может быть выделено
в отдельный вид социального страхования. В
Норвегии отказались от обязательного социального
страхования на случай временной нетрудоспособности
— за-конодательством предусмотрена обязанность
работодателя сох-ранять полностью заработную
плату работников в результате их заболеваний,
но при этом сам работодатель определяет
механизм финансового обеспечения таких
выплат.
В целом в большинстве
стран обычно выделяют четыре основных
вида социального страхования:
пенсионное страхование;
страхование на случай
безработицы;
страхование на случай
общего заболевания (здесь обычно включены
риски, связанные с материнством, а также
оплатой медицинских услуг);
страхование от несчастных
случаев на производстве и про-фессиональных
заболеваний.
Во многих государствах
в формировании фондов социального страхования принимают
участие в качестве страхователя не только
работодатель, но и сами наемные работники.
Участие работников в уплате страховых
взносов рассматривается как реализация одного
из принципов рыночной экономики — персональной
ответственности каждого индивидуума
за сохранение трудоспособности, правильность
оценки востребованности будущей профессии.
При этом разные виды рисков по социальному
страхованию предполагают разную степень
распределения ответственности между
работниками и работодателями как основными
участниками отношений по социальному
страхованию.
В Российской Федерации
право граждан на социальное страхование
гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой
кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22,
57) относит право на обязательное социальное
страхование работников к основным положениям
правового регулирования трудовых отношений.
Принципы социального
страхования в Российской Федерации сформулированы
в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ
«Об основах обязательногосоциального
страхования», к которым относятся:
устойчивость финансовой
системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая
на основе эквивалентности страхового
обеспечения средствам обязательного социального
страхования;
всеобщий обязательный
характер социального страхования, доступность
для застрахованных лиц реализации своих социальных
гарантий;
государственная гарантия соблюдения
прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых
рисков и исполнение обязательств по обязательномусоциальному
страхованию неза-висимо от финансового
положения страховщика;
| • государственное регулирование
системы обязательного со-циального страхования;
паритетность участия
представителей субъектов обязательного социального
страхования в органах управления системы
обязательного социального страхования;
обязательность уплаты
страхователями страховых взносов и (или)
налогов;
ответственность за
целевое использование средств обязательного социального
страхования;
обеспечение надзора
и общественного контроля;
автономность финансовой
системы обязательного социального страхования.
Организационно-правовыми
формами социального страхо-вания в Российской
Федерации являются государственные соци-альные
внебюджетные фонды. С введением в 2001 г.
единого со-циального налога возникли
некоторые противоречия в организа-ции социального
страхования. Налог — это обезличенный
и безвозмездный платеж, в то же время
поступления в систему со-циального страхования связаны
с обеспечением возможности получения
компенсации потери заработной платы
в результате наступления страховых случаев,
которые должны иметь целевой характер
и быть возмездными. Единый социальный налог
нахо-дится одновременно в поле и налогового,
и социального законо-дательства, это потенциально
создает конфликт интересов, когда в рамках
снижения налогового бремени, снижаются
и размеры социальных выплат. В последнее
время большое число выплат по социальному
страхованию фиксируется российским законода-тельством
в абсолютной сумме, без привязки в размеру
заработной платы. Все это говорит о том,
что в Российской Федерации происходит
некоторое тяготение к бевериджской модели
соци-альной защиты.