Социально-гигиенический мониторинг в Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:59, реферат

Краткое описание

Важнейшим инструментом Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, базой для принятия научно обоснованных решений в области охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, является социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-гигиенич. мониторинг в Свердловской области.docx

— 81.94 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных  прав граждан на охрану здоровья и  благоприятную среду обитания.

     Важнейшим инструментом Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, базой  для принятия научно обоснованных решений  в области охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, то есть состояние  здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует  вредное воздействие факторов среды  обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, является социально-гигиенический  мониторинг - государственная система  наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.

     В соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 2 февраля 2006 года, утвердившим «Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга», которое устанавливает порядок  проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия, целью социально-гигиенического мониторинга  является гигиеническая оценка (диагностика  факторов среды обитания и здоровья населения), выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения  и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, установления причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то есть, в конечном счете, целью социально-гигиенического мониторинга является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     Особенно  заметна взаимосвязь государственного санитарно-эпидемиологического надзора  и социально-гигиенического мониторинга  на региональном и местном уровнях  управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, где формируются  первичные информационные ресурсы  о факторах среды обитания и показателях  состояния здоровья населения, осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за конкретными объектами  среды обитания и жизнеобеспечения, санитарно-эпидемиологическое состояние  которых может оказывать реальное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку. 

      Основными задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

  • гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения,
  • выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения,
  • установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений),
  • подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • формирование федерального информационного фонда (информационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения),
  • обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 

 

     Показатели  социально-гигиенического мониторинга  сгруппированы двум по блокам, характеризующим  состояние здоровья населения и  среды обитания (рис. 1).

       

Рисунок 1. Схема структуры социально-гигиенического мониторинга 

     Социально-гигиенический  мониторинг базируется на применении системного подхода, при этом его  системность обеспечивается, с одной  стороны, путем интеграции в единое информационное пространство, а с  другой - взаимной согласованностью входящих в него элементов - подсистем.

     Ведение социально-гигиенического мониторинга  проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации  и возложено на органы и учреждения Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека Российской Федерации  совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

       

     В концепцию создания социально-гигиенического мониторинга заложены следующие принципы:

  • комплексность и полнота (система должна обеспечивать решение всех задач с учетом уровней социально-гигиенического мониторинга, функциональной направленности и их взаимодействия),
  • развитие (система предусматривает возможность дальнейшего функционального развития),
  • реалистичность (социально-гигиенического мониторинга создается с учетом сложившихся потоков регламентированной информации с учетом уровней управления, состава и содержания существующих информационных массивов),
  • эффективность (система должна обеспечивать необходимую достоверность, актуальность и низкую стоимость хранения и обработки информации),
  • технологичность (формирование входных (первичных) документов должно осуществляться по принципу совмещения процесса фиксации и изготовления машинно-ориентированных документов),
  • однократность ввода информации в систему и многократность ее использования всеми заинтересованными пользователями,
  • достоверность (для каждого элемента информации должны быть однозначно установлены источники и определена персональная ответственность за достоверность, современность и точность представляемых данных, разработаны правила сбора, фиксации, хранения, обработке м передачи данных, включающие возможность ошибок внесения произвольных изменений и искажений),
  • современность (информация, представляемая системой должностным лицам, должна обеспечивать оперативное, своевременное и качественное принятие управленческих решений),
  • защищенность информации (информация, хранимая в базах данных СГМ, должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа),
  • типизация (элементы информационного обеспечения должны быть типизированы и унифицированы как по составу, так и по структуре).
 

  
 

      Функциями социально-гигиенического мониторинга являются:

  • выявление и систематизация источников загрязнения среды обитания (объектов, процессов, химических веществ и т.д.), определяющих их вредное воздействие на здоровье населения, природные комплексы и инфраструктуру населенных мест,
  • установление и контроль предельно допустимых нормативов вредного воздействия, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия среды обитания,
  • разработка, планирование и организация практической реализации мер по предупреждению, сокращению и ликвидации последствий вредного воздействия факторов среды обитания.
  • мониторинг, надзор и контроль за реализацией принятых мер и их эффективностью. Проведение социально-гигиенического мониторинга обеспечивает:
  • установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
  • прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
  • определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
  • разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
Социально-гигиенический  мониторинг в Свердловской области
 

     Основные  направления деятельности 

     
  1. Формирование  Федерального информационного  фонда СГМ.

     Управление  Роспотребнадзора по Свердловской области осуществляет организацию системы наблюдения и сбора информации для ведения социально-гигиенического мониторинга, организацию формирования регионального фонда данных социально-гигиенического мониторинга (СГМ), передачу отчетов в федеральный информационный фонд данных СГМ, соблюдение единых технологий приема, обработки и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда данных СГМ.

     В качестве информационных показателей  СГМ используются показатели среды  обитания человека, медико-демографические  показатели, социально-экономические  показатели.

     Все собираемые данные передаются в Федеральный  информационный фонд данных СГМ, который  представляет собой базу данных о  состоянии среды обитания человека и здоровья населения, сформированную на основе многолетнего динамического  наблюдения. Структура, объем представления  данных, полученных в ходе СГМ и  составляющих федеральный информационный фонд, определяются Федеральной службой.

     Сбор  данных осуществляется ежегодно в сроки  определенные приказами Федеральной  службы.

     В настоящее время Федеральный  информационный фонд социально-гигиенического мониторинга располагает данными  по десяти блокам информации, включая  данные о состоянии объектов окружающей среды, здоровье населения и социально-экономическим  факторам, в том числе данные о  загрязнении атмосферного воздуха, питьевой воды, о безопасности продуктов питания, о санитарно-эпидемиологическом состоянии почвы населенных мест, радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей, условиях труда и профессиональной заболеваемости. 

     
  1. Управление  санитарно-эпидемиологической обстановкой.
 
     
  1. Установление  причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения  и воздействием факторов среды обитания на основе системного анализа  и оценки риска  для здоровья населения.

     Для выявления зависимости состояния здоровья населения от качества среды обитания с целью обоснования приоритетных мер управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Свердловской области используется методология оценки риска. В рамках Областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области» специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», АНО «Уральский центр экологической эпидемиологии», Екатеринбургского МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий и Правительства области проведены работы по оценке многосредового риска для здоровья населения, проживающего в 10 экологически неблагополучных городах: Екатеринбург, Асбест, Каменск-Уральский, Кировград, Краснотурьинск, Красноуральск, Нижний Тагил, Первоуральск, Ревда, Серов. В соответствии с методикой оценки риска в каждом городе с учетом качества объектов среды обитания выделены приоритетные загрязнители. По данным ранжирования прогнозируемых рисков, обусловленных воздействием приоритетных загрязнителей объектов среды обитания по уровню и медицинской значимости, первые ранговые места характерны для риска смертности от загрязнения атмосферного воздуха пылевыми частицами, а также риску задержки психического развития (ЗПР) детского населения и преждевременной смертности среди взрослых в связи с многосредовым свинцовым загрязнением.

     Информация, полученная по результатам многосредовой оценки риска, позволяет реализовывать мероприятия по реабилитации населения с высоким риском развития экологически обусловленных нарушений здоровья, действительно нуждающегося в медико-профилактических мероприятиях. Выполнение этих мероприятий дает наибольший эффект в улучшении их здоровья. По состоянию на 2007 год адресными реабилитационными мероприятиями охвачено 20000 человек. Предотвращенный экономический ущерб от снижения числа дополнительных случаев экологически обусловленных нарушений здоровья ежегодно составляет более 142,0 млн. рублей (5,0 рублей экономического эффекта на 1 рубль затрат). 

     
  1. Организация и проведение гигиенической  диагностики и установление факторов риска развития экологически обусловленной и социально-значимой патологии.

      Свердловская  область относится к высоко индустриализованному региону с интенсивно развивающимися предприятиями металлургической, машиностроительной и химической промышленности. Тринадцать городов области отнесены к экологически неблагополучным. Одним из механизмов решения задачи обеспечения экологической безопасности населения являются оценка, управление и информирование о рисках для здоровья населения, широко распространяемые в международной практике. Методология оценки риска во всех экономически развитых странах и международных организациях рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов обоснования управленческих решений в области охраны здоровья человека и окружающей среды. Для определения приоритетов управления средой обитания и здоровьем населения необходимо сравнить вклады от различных источников загрязнения по различным загрязняющим веществам и различным путям их воздействия в развитие неблагоприятных сдвигов со стороны здоровья городских жителей и ранжировать территории города по рискам для здоровья. Решение этих вопросов позволит определить основные направления профилактических мероприятий и прогнозировать их сравнительную эффективность.

     В России использование методологии  оценки риска для здоровья населения  официально внедрено с 1997 года. Первую аккредитацию в России получил Уральский  региональный центр экологической  эпидемиологии (Свердловская область). В этом же регионе в настоящее  время аккредитованы ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области» и ФГУН «Екатеринбургский  медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора. Коллективом выше перечисленных организаций был разработан, утвержденный на федеральном уровне, первый в Российской Федерации официальный методический документ по оценке риска для здоровья населения, издана монография об оценке риска как инструменте социально-гигиенического мониторинга, впервые выполнен проект многосредовой оценки риска в рамках целого города в 1997 г., который был не только одним из первых в России, но и редким в мировой практике.

     На  протяжении последующих лет коллектив  широко развивал научно-методическую базу, дополняя и углубляя оценку риска  на основании новейших литературных данных, накапливаемого собственного опыта. В частности, к важным особенностям проектов оценки риска, осуществляемых в Свердловской области, следует  отнести: разработанные критерии отбора приоритетных загрязнителей среды  обитания; преимущественное использование  зависимостей «экспозиция-ответ», обоснованных эколого-эпидемиологическими исследованиями; оригинальные подходы к ранжированию рисков.

      В целях  обоснования приоритетных мер управления качеством окружающей среды и  здоровья населения в период с 2004 по 2008 годы проведена оценка многосредового риска для здоровья в 12 экологически неблагополучных городах: Асбест, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Кировград, Краснотурьинск, Красноуральск, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской, Ревда, Серов в рамках реализации областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области», утвержденной Правительством Свердловской области.

     Городское население Свердловской области  проживает в условиях интенсивной  химической нагрузки всех объектов среды  обитания. Для уточнения уровней  и путей экспозиции проводится дополнительный годичный мониторинг объектов среды  обитания. Для оценки аэрогенной экспозиции населения во всех городах применяется  математическое моделирование рассеивания  выбросов от стационарных и передвижных  источников наряду с использованием данных стационарных и передвижных  постов наблюдения.

     В соответствии с используемыми критериями определены приоритетные химические загрязнители среды обитания с учетом их многосредового воздействия. В списке приоритетов во всех изученных городах присутствуют и канцерогенные вещества от ингаляционного или многосредового воздействия которых есть основания предполагать возникновение канцерогенных эффектов. Если химическое вещество присутствует как приоритетное более чем в двух городах, это свидетельствует о региональном характере его приоритетности. К региональным приоритетам с этой позиции можно отнести пыль, бенз(а)пирен, мышьяк, кадмий, марганец, медь, никель, свинец, фтор, хром (6+), цинк, бензол, формальдегид, диоксид серы, диоксид азота, хлороформ.

     В результате ранжирования прогнозируемых рисков для здоровья населения 12-ти городов Свердловской области, наиболее значимыми (отнесенными к первым двум рангам) являются:

  • риск преждевременной смертности в связи с острыми и хроническими эффектами от воздействия тонких фракций пыли (РМ10 и РМ2,5);
  • cуммарный канцерогенный риск, с преимущественным вкладом перорального поступления мышьяка;
  • риск задержки психического развития детского населения до 7 лет и преждевременной смертности среди взрослых в связи с многосредовым загрязнением свинцом;
  • риск возникновения нефропатий за всю жизнь населения в связи с многосредовым воздействием кадмия.

     Общее количество прогнозируемых случаев  преждевременной смерти в связи  с острыми и хроническими эффектами  от воздействия тонких фракций пыли (РМ10 и РМ2,5) в 12 городах Свердловской области – 2 941 ежегодно (1,31 на 1000 населения). Наиболее неблагополучными муниципальными образованиями по показателям риска для здоровья в связи с воздействием тонких фракций пыли являются город Екатеринбург (по популяционному риску смертности) и город Нижний Тагил (по популяционному риску смертности и показателю на 1000 населения).

     В связи с многосредовым свинцовым загрязнением в рассматриваемых 12-ти территориях прогнозируется 654 (5,8 на 1000 населения) случая задержки психического развития у детей дошкольного возраста. Общее количество прогнозируемых случаев преждевременной смерти среди взрослого населения составляет 1 258 (0,56 на 1000 населения) каждые два года. Наиболее неблагополучными муниципальными образованиями по показателям риска для здоровья являются города Каменск-Уральский, Екатеринбург, Кировград, Асбест, Красноуральск.

     В рассматриваемых территориях от многосредового воздействия кадмия прогнозируется 142 015 случаев нефропатий в течение всей жизни. Наиболее неблагополучными муниципальными образованиями по показателям риска для здоровья в связи с риском кадмия являются города Каменск-Уральский, Екатеринбург и Нижний Тагил (по популяционному риску смертности), а также Кировград и Асбест (по показателю на 1000 населения).

     В результате суммарного воздействия  приоритетных химических веществ-канцерогенов в 12-ти городах Свердловской области  существует вероятность возникновения  более 7-ми тысяч онкологических заболеваний  в течение всей жизни населения, подверженного данному неблагоприятному воздействию. Наиболее неблагоприятные  муниципальные образования по индивидуальному  риску – Каменск-Уральский и  Кировград, по популяционному – Каменск-Уральский и Екатеринбург.

     Суммарный индивидуальный канцерогенный риск в связи с многосредовым воздействием веществ, обладающих данным эффектом, в рассматриваемых городах в соответствии с Руководством по оценке риска для здоровья населения Р 2.1.10.1920-04 относится к четвертому диапазону (за исключением Нижнего Тагила и Серова). Четвертый диапазон (индивидуальный пожизненный риск, равный или более 10-3) «неприемлем для населения в целом. Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий».

      Полученные  результаты многосредовой оценки риска, дающие информацию об источниках, факторах, территориях, группах риска, приоритетных загрязнителях и путях их поступления, позволили определить первоочередные направления профилактики отрицательного влияния техногенного загрязнения среды обитания на здоровье населения в различных аспектах (как при оценке градостроительных решений, разработке технологических, санитарно-технических мероприятий и т.п., так и при управлении экологически обусловленным здоровьем населения). В частности, результаты многосредовой оценки риска легли в основу обоснования градостроительных решений генерального плана развития Екатеринбурга до 2025 года, разработки программы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области и обоснования отнесения территорий Свердловской области к экологически неблагополучным. 

     
  1. Участие в реализации Концепции  “Сбережение населения  Свердловской области  на период до 2015 года”.
 
     
  1. Подготовка  ежегодного государственного Доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области.
 
     
  1. Организация и проведение специальных  эпидемиологических исследований по социально-значимым и приоритетным заболеваниям среди различных  групп населения (злокачественные  новообразования, врожденные пороки развития и  др.).

     4 февраля - Международный день  борьбы с онкологическими заболеваниями.  Эта проблема традиционно является  одной из самых сложных для  современного человечества и  здравоохранения. Для нашей области  проблема онкологических заболеваний  также остается в ранге приоритетных.

     Ежегодно  в Свердловской области регистрируется 14-15 тысяч новых случаев злокачественных  новообразований. Среднемноголетний  уровень первичной заболеваемости составляет 315,3 на 100 тыс. населения. Ежегодный  прирост заболеваемости составляет 1,5%. На учете специалистов онкологической службы находится 0,6% населения области.

     В структуре заболеваемости всего  населения раком на первом месте  – рак легких (12,7%), на второе место  вышел рак кожи с меланомой (11,5%), сместив на третье место рак молочной железы (10,6%). Далее следует рак  желудка (8,8%) и ободочной кишки (7,3%).

      К сожалению, следует отметить, что каждый третий заболевший обращается за медицинской  помощью слишком поздно.

     Смертность  от злокачественных новообразований  занимает третье место среди всех причин смерти (после сердечно-сосудистых заболеваний, травм и отравлений). Среднемноголетний показатель смертности населения от рака составил 210,2 на 100 тыс. населения. Первое место в структуре смертности занимает рак трахеи, бронхов, легких – 17,6%, на втором месте - рак желудка – 11,5%, на третьем – рак молочной железы – 8,1%, на четвертом - рак ободочной кишки – 7,3%, пятое место занимает рак прямой кишки – 6,7%.

     Профилактика  является одним из приоритетных направлений  работы в деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Для планирования и проведения целенаправленных действий специалистами службы проводится оценка факторов риска развития рака. Проведенный анализ показал, что на распространение злокачественных новообразований преимущественно влияют санитарно-гигиенические факторы (включающие в себя комплексную химическую, биологическую, шумовую и радиационную нагрузки, а также условия труда). На втором месте по степени влияния находятся социально-экономические факторы, среди которых экономическое и промышленное развитие территории, социальная напряженность, уровень социального благополучия (в том числе, обеспеченность медицинской помощью).

     Особенно  значительный вклад в распространение  рака на территориях с высоким  уровнем социально-экономического развития (20 территорий, где проживает  около 3 млн. человек) вносят санитарно-гигиенические  факторы, главным образом, комплексная  химическая нагрузка. В области около 2,1 млн. человек подвержены воздействию  канцерогенных веществ из атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы. Среди них наиболее значимы - мышьяк, кадмий, бенз(а)пирен.

     На  территориях с низким уровнем  социально-экономического развития (12 территорий, где проживает около 300 тыс. человек) значительный вклад  в развитие заболеваемости вносят социально-экономические  факторы. Существенную роль играет уровень  оказания медицинской помощи, в частности, низкая обеспеченность медицинским  персоналом, онкологами.

     По  итогам 2009 года в области реализуется 20 противораковых муниципальных программ (в 2008 году таких программ было 13).

     Одной из основ профилактики онкологических заболеваний является здоровый образ  жизни: отказ от курения, злоупотребление  алкоголем, борьба с ожирением и  избыточным весом, повышение физической активности, рациональное питание.

      Необходимо  внимательное относится к своему здоровью – это не только неотъемлемое благо каждого человека, но и его  персональная ответственность перед  обществом. Каждый человек, определяя  для себя выбор между здоровьем  и болезнью, должен начать с контроля и коррекции факторов риска и  обращайтесь к медицинским работникам не только в случае болезни, но и  с целью профилактики. Сегодня  в области действует «Концепция формирования здорового образа жизни  и профилактики заболеваний в  Свердловской области на период до 2020 года», утвержденная 30 мая 2009 года. Эта  концепция позволит объединить усилия всех для улучшения качества жизни  населения нашей области. 

     
  1. Профилактика  табакокурения.

     Международный день отказа от курения табака - 19 ноября 2009 года.

     Управление  Роспотребнадзора по Свердловской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области проводит эпидемиологические исследования по оценке факторов риска различных социально-значимых заболеваний. Актуальна проблема профилактики сердечно-сосудистых заболеваний как ведущей причины смертности населения. Курение оказывает негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему. По данным эпидемиологических исследований установлено, что у курящих жителей нашей области риск развития гипертонии в 1,3 раза выше, чем у некурящих. На территориях с высокими показателями по гипертонии фиксируются и высокие показатели по распространению этой вредной привычки. Наиболее неблагоприятная обстановка по распространенности курения в Храмцово (47,1% всего населения), Сосновом бору (38,9%), Поташке (38,3%), Ключевске (38,1%). Среди курильщиков 66,3% мужчин и 11,5% женщин. Артериальная гипертония является основой для возникновения грозных и жизненноопасных состояний – инфарктов миокарда, инсультов.

     В отношении риска развития злокачественных  новообразований отмечено неблагоприятное  влияние курения, особенно, интенсивного 10-20 штук в день (риск выше в 1,63 раза) и в особенности – свыше 20 сигарет  в день (риск в 2,79 раза), и особенно – курения папирос или сигарет  без фильтра риск выше в 2,4 раза. Ведущая  роль курения как фактора риска  развития рака не только лёгких, но и  других локализаций, является общепризнанной и эпидемиологически доказанной. Смолистые вещества табачного дыма, содержащие канцерогенные полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), являются причиной онкологического риска. Для примера, злокачественные новообразования получили 28,9% куривших жителей Березовского и 41,4% куривших жителей Н-Тагила. Причем стаж курения у жителей Н-Тагила выше 45-49 лет стажа имели 17,3% заболевших. По данным зарубежных исследователей у курильщиков повышается риск развития рака пищевода в 6 раз по сравнению с некурящими, рак кожи – в 2 раза, рак крови – в 2,7 раза.

      По данным J. Repace и A. Lowrey (1980),  некурящие в настоящее время вдыхают до 14 мг высококанцерогенных веществ, содержащихся в табачном дыме, с задержкой их в легких в течение 70 дней. Часто в качестве пассивных курильщиков выступают женщины и дети. Так, по результатам опроса проведенного в ряде городов Свердловской области показано, что 38% беременных женщин курят с разной интенсивностью, из которых 18% женщин прекратили курить в начале беременности. Стаж курения составляет от 6 до 15 лет у каждой третьей. Ежедневно курят 42% женщин и выкуривают от 6 до 15 сигарет. Половина беременных женщин является пассивными курильщиками.

     Курение будущих родителей опасно в отношении  развития врожденных пороков развития.  Многочисленными исследованиями подтвержден риск развития дефектов лицевых костей, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы. По данным эпидмониторинга дети с врожденными пороками развития системы кровообращения в 2,5 раза чаще рождались у женщин, куривших во время беременности и в 4 раза чаще, если курили оба родителя.

     В Европе ежедневно курит более  трети взрослого населения (общее  количество курящих составляет 200 млн. человек. Россия занимает 4 место после Китая, США и Японии. По мнению специалистов, годовой потребительский спрос в нашей стране составляет примерно 250 млрд. сигарет, а это 4,8 сигареты ежедневно на 1 россиянина (включая некурящих).

     По  данным специалистов США, после отказа от курения для мужчин и женщин риск развития инфаркта миокарда снижается  в течение 1 года в 2 раза, снижается  риск преждевременной смерти.

  1. Расчет и оценка экономического ущерба от вреда, причиненного здоровью населения.
 
     
  1. Разработка  и реализация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 
     
  1. Распространение информации по результатам  СГМ.
 
     
  1. Подготовка  заключения по результатам  экспертиз  материалов по  состоянию здоровья населения и влиянию факторов среды обитания.
 
     
  1. Организация государственного учета  и формирование статистических отчетных форм.
 
     
  1. Разработка  и внедрение геоинформационных технологий социально-гигиенического мониторинга.
 
     
  1. Разработка  и внедрение программных  средств по мониторингу  социально-значимой патологии.
 
     
  1. Установление  приоритетных факторов среды обитания и  показателей и  участие в планировании  лабораторных испытаний (измерений).
 
     
  1. Организация и внедрение нормативной  и методической документации.
 
     
  1. Организация и проведение профессиональной переподготовки и  повышения квалификации и стажировки специалистов.

     28 сентября – Всемирный  день сердца

     28 сентября мировая общественность  будет отмечать Всемирный день  сердца. Внесение этого знаменательного  дня в календарь неслучайно. Сегодня  болезни системы кровообращения  по количеству смертей находятся  на первом месте.

     Многие  сердечно-сосудистые заболевания являются последствиями артериальной гипертонии (повышенного артериального давления). К сожалению, число страдающих гипертонией людей в Свердловской области ежегодно увеличивается. В частности, в 2008 году было зафиксировано 32,5 тыс. новых случаев этого заболевания среди свердловчан.

      Наиболее неблагоприятна ситуация по уровню заболеваемости артериальной гипертонией на следующих территориях: Арамильский городской округ, Туринский городской округ, Бисертский городской округ, Североуральский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ Карпинск, Каменский городской округ, Волчанский городской округ, городской округ Красноуральск, городской округ Ревда, Нижнетуринский городской округ, Режевской городской округ, Артинский городской округ, Белоярский городской округ, город Каменск-Уральский, городской округ Красноуфимск, муниципальное образование Красноуфимский округ, Малышевский городской округ, Тугулымский городской округ, Артемовский городской округ, Таборинский муниципальный район Ивдельский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, городской округ Верхотурский, городской округ Первоуральск, Невьянский городской округ.

     Выявлению новых случаев гипертонии и профилактике этого заболевания уделяется  большое внимание. На федеральном  уровне существует программа «Мониторинг  артериальной гипертонии», которая  с 2008 года входит в подпрограмму «Артериальная  гипертония» Федеральной целевой  программы «Предупреждение и  борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

     В рамках этой программы и в соответствии с совместным приказом Министерства здравоохранения Свердловской области  и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 29.11.2006 №984-п  и 01-05/521 «Об обеспечении функционирования системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией (мониторинга), связанного с артериальной гипертонией, в Свердловской области» на 16 территориях  Свердловской области. Обследование проводилось на базе общеврачебных практик (ОВП), было обследовано 3 тыс. 210 человек в возрасте от 19 до 64 лет. 57,3% из них составили мужчины, 42,7 % - женщины.

Информация о работе Социально-гигиенический мониторинг в Свердловской области