Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:45, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятков лет. С развитием современного общества, повышается интерес к ней, что вполне можно объяснить социальными потребностями.
В мобильном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ учебным и образовательным учреждениям, корректирует или кардинально изменяет цели и задачи образования. Появляются новые требования, методики, стандарты.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………...……………..…...3-6
1. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………..………...........7-8
1.1Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности........................................................................................................9-15
1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста……………….…………….…………………………………….…..16-19
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ..…………………..………...……..19
2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми…………………………………..……………………………………..20-23
2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности……………………………..……………………………....…....24-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………..…………..……32-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...…….…………..........…...33-37
Феномен творческого саморазвития ребенка дошкольного возраста определяется его способностью к постоянному преображению себя как личности. Согласно Д.И. Фельдштейну, в дошкольном детстве формируется новая позиция ребенка «Я и общество», которая обозначает переход от реализации потребности развивающейся личности в приобщении к обществу до определения своего места в обществе, осознания своего «Я» [33, 91 с.]. В это время начинает формироваться Я-реальное - представление личности о себе. О том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным. Я-перспективное – модель, в которую может быть перестроено Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей. Таким образом, различные межличностные взаимодействия актуализируют у ребенка перспективные составляющие его Я-образа и создают условия для стабилизации реального Я-образа [22, 20 с.].
Таким образом, понятие «развитие одаренности ребенка дошкольного возраста» можно рассматривать как многогранный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Приобщение ребенка к человеческой культуре и участие в творческой деятельности всегда носит деятельностный характер – он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к созданию продуктов творчества и саморазвитию и самостроительству личной жизни под наставлением значимого взрослого.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми
По мнению В.И, Загвязинского, социальный педагог с одаренными детьми реализовывает работу по нескольким направлениям:
1. Координационное направление.
2. Информационное направление.
3. Диагностическое направление.
Существуют три уровня диагностики:
Концептуальный. Из имеющихся концептуальных моделей наиболее адекватна дидактическим задачам концепция Дж. Рензулли, в соответствии которой одаренность следует рассматривать как синтезирование трех основных факторов: мотивации, выдающихся способностей и креативности.
Методический. На этом уровне были разработаны наборы диагностических методик по определению детской одаренности для психологов, для педагогов (воспитатели ДОУ, учителя), для родителей, для самих детей.
Организационный. Диагностика становится не каким-то внешним, предшествующим образовательной деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего образовательного процесса, она буквально вплетается в его ткань, что позволяет реализовать все существующие «принципы диагностики» (долговременности, комплексности и др.) .
4. Кадровое направление.
Определение критериев работы. Оказание методической помощи педагогам.
Одаренные дети нуждаются в программах обучения, применительные для каждого ребенка индивидуально. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку.
Педагогам-психологам необходимо помочь развить указанные личностные и профессиональные качества. Существует несколько путей:
1) благодаря тренингам – в достижении понимания самих себя и других;
2) снабжением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы [15, 147 с.].
Конечно, необходимо снабжать педагогов информацией, работающих с одаренными детьми, разрабатывать концептуально усовершенствованные и новые учебные программы для обучения таких детей, изменять содержание материалов. Это возможно с помощью стратегии обогащения, которая заключается в быстром продвижении к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширении изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам.
Элементы психологического сопровождения, по мнению Е.С. Беловой:
Неповторимая роль отводится психологическому мониторингу, который носит системный, многоступенчатый характер. К. А. Хеллер выделяет 3этапа:
1-ый этап. Вступительная диагностика, определяющая уровень развития познавательных процессов детей.
2-ой этап. Определение мотивации к обучению, самооценки. Комплексный качественно-сравнительный анализ развития ребенка, выявление актуальной и скрытой одаренности, зоны ближайшего развития учащегося.
3-ий этап. Обнаружение мотивации и эмоционального отношения к обучаемости, определение умственной активности, самооценки, силы воли, самоконтроля, тревожности.
4-ый этап. Мотивация индивидуальных достижений, самооценка, уровень притязаний, социометрия. Учет новых фактов проявления одаренности, внешняя экспертиза одаренности [34, 121 c.].
Следовательно, направления социального педагога в работе с одаренными детьми должны учитывать основные особенности одаренных детей в целом и потребности конкретного ребенка. Нужно создавать персональные условия не только для образовательной деятельности этих детей, но и для общего культурного развития, а также активного участия в жизни общества, осознания и принятия собственного "Я". Нельзя игнорировать проработку с окружающей средой ребенка, так как она играет важную роль для его гармоничного развития.
Также реализовывается координация работы с одаренными детьми, ведется разработка методических материалов для педагогов и родителей, активное распространение информации в обществе. Все это необходимо для обнаружения, развития, помощи и введения в социум детей, проявляющих одаренность.
2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности
Применительно к
проблематике одаренности
Как считает К. А. Хеллер, в тот момент, когда задача ставится обширнее и представляет собой не только отбор, но и психологическую поддержка одаренному ребенку, область диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение специфики взаимоотношений ребенка с ровесниками, со взрослыми. Существование или отсутствие всевозможных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры [34, 132 c.].
Кроме данной прикладной психодиагностики особую область составляют диагностические исследования, которые, как правило, проводят для того чтобы получить новые теоретические и экспериментальные данные о проблематике одаренности. Такие исследования могут включать крайне широкий спектр диагностических методов, которые сориентированы на раскрытие новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, которые характеризуют одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п [34, 35 c.].
В России совсем недавно широкое распространение получили всевозможные тесты, которые направлены на выявление одаренности. Наряду с этим, психолог упускает из виду, что в истолковании результатов тестирования существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Пренебрежение этими обстоятельствами понижает эффективность тестирования и может привести к неточной интерпретации.
Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания специальных условий для обучения детей с исключительными способностями в рамках специально предназначенных для этого программ обучения и развития, которые реализуются в специальных клубах, группах и школах для одаренных детей. Эффективность освоения отдельных детей этих программ и является для многих учителей некоторой оценкой качества диагностических обследований, условия приема в такие учебные учреждения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы, не отнимает много времени.
Однако и при весьма качественном использовании наилучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, и более того, по утверждению А.Ф. Лазурского, надо учесть, что ни один из имеющихся тестов не охватывает всех видов одаренности [17, 254 c.].
Ключевыми методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект исследования – ребенок – так активен, что он сам себя выражает, и приемом наблюдения тут многое можно узнать. При подходе к одаренному ребенку невозможно обойтись без наблюдения отдельных проявлений его индивидуальности. Чтобы судить о его таланте, необходимо определить сочетание психологических характеристик, которые свойственны для него, то есть, необходимо целостное заключение, полученное от различных наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что это может произойти в естественных условиях, где испытатель может открыть много тонкостей [17, 263 c.].
Существует такой вид наблюдения как естественный, когда, например, создастся нужная для исследователя обстановка, являющаяся для ребенка абсолютно привычной, и таким образом он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель становится участником происходящего.
Составление психологической характеристики.
А.Ф.Лазурский составил следующие правила составления психологической характеристики: наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по меньшей мере, в общих чертах, к какой именно грани личности относится предоставленное проявление; фиксируются только факты, и если выборочные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; нужно и также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено [17, 105 с.].
Может показаться, что 1-ое и 2-ое требование до некоторой степени противоречат друг другу: наблюдатель с одной стороны, должен записывать только факты, а с другой – обязан отдавать себе отчет в том, что может означать описываемое проявление. Однако противоречие это кажущееся.
Большой интерес
представляют соображения А.Ф.
Никто в дальнейшем
не превзошел А.Ф.Лазурского в
разработке конкретной
- Лонгитюдные исследования. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении ряда лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – как бы «срезы», соединяемые «пунктиром» [17, 176 c.].
М.Я. Басов писал: «такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро он изменяется в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь, день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами» [2, 65 c.].
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста