Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

Современный ребёнок живёт и социализируется в эпоху нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, нежели другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к этим реальностям.
Со всей очевидностью встают вопросы педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объективных и субъективных причин может оказаться в группе риска.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет  организовать взаимодействие различных  структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих  на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках.

Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией  пользуется только для служебных  целей.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог  работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в  которой находится ребенок.

Социальный педагог:

- изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

- исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные, групповые  и общественные программы разрабатываются  с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

4. Обеспечение условий  реализации программ. Социальный педагог, являясь посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон.

5. Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6. Межведомственные связи  социального педагога. Работая в  составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует  и осуществляет свою работу  в тесном контакте с психологом  и другими специалистами службы.

Межведомственные связи  социального педагога реализуются  с ограничениями, обусловленными соблюдением  норм конфиденциальности и тайны  клиента.

Социальный педагог имеет  право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации  связей или в том случае, когда  представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также  имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняет собственное целевое, локальное назначение.

Содержание той или  иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При  этом существуют проблемы, которые  наиболее характерны для детей группы риска.

Одной из таких проблем  в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и  наркотиков. Очевидно, что решение  этой проблемы, которая уже приобрела  масштабы социальной болезни, требует  участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных  структур, средств массовой информации, общественности.

Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам  опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится  и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может  обеспечить в школе:

- профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

- оказание индивидуальной конфиденциальной помощи сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах:

- принцип уважения индивидуальности личности;

- принцип коллективной деятельности;

- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

- принцип возрастного подхода;

- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений;

- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности;

- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны;

- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели.

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» являются:

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» / В.М. Астапов. – М., 2008. – 231 с.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / С.А. Беличева. - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 342 с.
  3. Невский И.Л. Подростки «группы риска» в школе / И.Л. Невский, Л.С. Колесова. - М., 2009. – 97с.
  4. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот. - М., 2005. – 94 с.

 


Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей группы риска