Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:37, реферат
Согласно общепринятому определению, консультация это: 1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.
Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.
Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения.
Социально-педагогическое консультирование
1. Понятие социально-
Согласно общепринятому определению, консультация
это: 1) совет специалиста по какому-либо
вопросу, одна из форм учебных занятий;
2) Совещание специалистов по какому-либо
вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи
населению советами специалистов по тем
или иным практическим вопросам.
Термин «консультация» обычно используется
для обозначения процесса выяснения мнений
по определенному вопросу или услуге.
Эти процессы обычно кратковременны, организованы
для сбора информации по конкретной теме
или проблеме и направлены на получение
отзывов и мнений.
Консультирование можно определить как
процесс диалога, ведущий к принятию решения.
Понимание консультирования как диалога
предполагает постоянный обмен мнениями
и информацией, а не единичное мероприятие.
Консультирование - непосредственная
работа с людьми, направленная на решение
различного рода проблем, где основным
средством воздействия является определенным
образом построенная беседа.
Консультирование помогает человеку выбирать
и действовать по собственному усмотрению,
обучает новому поведению, способствует
развитию личности. Также акцентируется
ответственность клиента, т.е. признается,
что независимый индивид способен в соответствующих
обстоятельствах принимать самостоятельные
решения, а консультант создает условия,
которые поощряют волевое поведение клиента.
Принципы консультирования
1. Доброжелательное и безоценочное
отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать
себя уютно и комфортно. Его должны внимательно
слушать, оказывать поддержку и не осуждать.
2. Ориентация на ценности и нормы клиента.
Нужно опираться на систему ценностей
самого клиента. Уважая их, консультант
сможет воздействовать на них.
3. Запрет давать советы. Каков бы ни был
ваш жизненный опыт, дать гарантированный
совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема.
Советуя, консультант полностью берет
ответственность за происходящее, что
формирует у клиента пассивное отношение
и все неудачи будут приписаны консультанту.
4. Анонимность. Любая информация не может
быть передана без его согласия в другие
учреждения, в том числе друзьям и родственникам,
если это не угрожает чьей-либо жизни.
5. Разграничения личных и профессиональных
отношений, нужно держать дистанцию. Социальный
работник должен иметь отстраненную позицию.
6. Включенность клиента
в процессе консультирования. Во
время приема клиент должен
чувствовать себя максимально
включенным в беседу, то есть
ему должен быть интересен
и понятен разговор.
2. Виды, стадии, правила
консультирования
Общие виды консультирования:
1. Интимно-личностное консультирование
- психологические или поведенческие недостатки,
от которых человек во что бы то ни стало
хотел бы избавиться, проблемы, связанные
с его личными взаимоотношениями со значимыми
людьми, различные страхи, неудачи, психогенные
заболевания, не требующие вмешательства
врача, глубокое недовольство человека
самим собой, проблемы интимных, например
половых, отношений.
2. Семейное консультирование – вопросы
семейного воспитания и отношений между
членами семьи (выбор будущего супруга
(супруги), оптимальное построение и регулирование
взаимоотношений в семье, предупреждение
и разрешение конфликтов во внутрисемейных
взаимоотношениях, отношения мужа или
жены с родственниками, поведение супругов
в момент развода и после него, решение
текущих внутрисемейных проблем, распределение
обязанностей между членами семьи, экономики
семьи и ряда других).
3. Педагогическое консультирование - вопросы
обучения и воспитания детей, научения
чему-либо и повышения педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и взрослыми
группами и коллективами, вопросы совершенствования
программ, методов и средств обучения.
4. Деловое консультирование - связано
с решением людьми деловых проблем (вопросы
выбора профессии, совершенствования
и развития у человека способностей, организации
его труда, повышения работоспособности,
ведения деловых переговоров и т.п.).
5. Экспертное консультирование предполагает
конкретную задачу и конкретный способ
ее решения. При экспертном консультировании
консультант самостоятельно осуществляет
диагностику, разработку решений и рекомендаций
по их внедрению. Роль клиента сводится,
в основном, к обеспечению консультанту
доступа к информации и оценке результатов.
Консультанты работают с конкретными
проблемами и их задача - эти проблемы
устранить.
6. Процессное консультирование – помощь
клиенту найти свое собственное решение
проблемы. При этом, роль консультантов
заключается, в основном, в сборе этих
внешних и внутренних идей, оценке решений,
полученных в процессе совместной с клиентом
работы и приведении их в систему рекомендаций.
7. Обучающее консультирование, где консультант
не только собирает идеи, анализирует
решения, но и подготавливает почву для
их возникновения, предоставляя клиенту
соответствующую теоретическую и практическую
информацию в форме лекций, семинаров,
пособий и т.д. При этом знания, которыми
обладают консультанты, трансформируются
так, чтобы решить конкретные проблемы.
Предметом социально-педагогического
консультирования являются:
-в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство,
оформление льгот, субсидий, инвалидностей,
материальная помощь в кризисной ситуации
и т.п.;
-в сфере организации быта: обеспечение
необходимыми предметами мебели и бытовой
техники, ремонт квартиры, дезинфекция,
привитие навыков гигиены, организация
уголка ребенка в квартире, организация
свободного времени, надзора за ребенком
и т.п.;
-в сфере семейного здоровья: диагностика
и лечение хронических болезней, острых
заболеваний детей и взрослых, навыки
здорового образа жизни, профилактика
болезней, наркологическая помощь детям
и т.п.;
-в сфере духовного и морального здоровья:
избавление от алкогольной зависимости,
традиции и устои семьи, расхождение в
ценностных ориентациях членов семьи
и т п.;
-в сфере воспитания детей: решение проблем
школьной дезадаптации, диагностика и
коррекция отклоняющегося поведения,
организация психологической, логопедической,
психотерапевтической, юридической помощи,
педагогическая неинформированность,
неполноценность, несостоятельность и
т п.;
-в сфере внутренних и внешних коммуникаций
семьи: восстановление старых или построение
новых позитивных социальных связей, содействие
в разрешении конфликтов, гармонизации
детско-родительских и супружеских отношений.
Формы проведения
консультирования: индивидуальная,
малые группы, коллективная. Индивидуальное
консультирование - основная, «чистая»
форма консультирования. Основной методом
работы - диалог участников (консультанта
и консультируемого). Консультирование
в малых группах некоторыми авторами
определяется как форма, специфическая
для подросткового возраста и характерная
для него (две-три подружки приходят посоветоваться
по какому-то общему делу или каждая по
своему, но хотят «разговаривать» только
все вместе). Основной метод работы – беседа. Коллективная форма
консультирования — это работа с проблемой
путем обсуждения. Основной метод – групповая
дискуссия. Например, группа людей сталкивается
с определённой проблемой и обращается
за консультацией. В ходе дискуссии приводятся
факты или другая информация, помогающая
задуматься, переструктурировать свой
образ мысли, сформировать новый, целостный,
более позитивный взгляд на ситуацию.
Подготовка
к консультированию:
1. Выбор помещения и оборудование места
для проведения консультаций. В оборудование
помещения входит обеспечение его удобными
для клиента и консультанта мебелью. В
течение консультации необходимо создать
и поддерживать неформальную обстановку
общения консультанта с клиентом. Кроме
мебели, желательно оборудовать кабинет
необходимой организационной техникой.
2. Оборудование места проведения консультирования
необходимой документацией и обеспечение
средствами ее хранения, в частности регистрационным
журналом, картотекой клиентов и сейфом
(сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной
информацией при использовании компьютера).
3. Приобретение минимума специальной
литературы как для пользования консультантом,
так и для клиентов (информационные брошюры,
стенды, периодическая литература и тд.)
Желательно, чтобы помещение для проведения
консультаций напоминало нечто среднее
между офисом и домом (рабочим помещением,
квартирой, жилой комнатой).
Стадии консультативного
процесса:
1. Исследование проблем.
На этой стадии консультант устанавливает
контакт с клиентом и достигает обоюдного
доверия: необходимо внимательно выслушать
клиента, говорящего о своих трудностях,
и проявить максимальную искренность,
эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам
и манипулированию. Следует поощрять клиента
к углубленному рассмотрению возникших
у него проблем и фиксировать его чувства,
содержание высказываний, невербальное
поведение.
2. Двумерное определение
проблем. На этой стадии консультант
стремится точно охарактеризовать проблемы
клиента, устанавливая как эмоциональные,
так и когнитивные их аспекты. Уточнение
проблем ведется до тех пор, пока клиент
и консультант не достигнут одинакового
понимания; проблемы определяются конкретными
понятиями. Точное определение проблем
позволяет понять их причины, а иногда
указывает и способы разрешения. Если
при определении проблем возникают трудности,
неясности, то надо вернуться к стадии
исследования.
3. Идентификация альтернатив.
На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются
возможные альтернативы решения проблем.
Пользуясь открытыми вопросами, консультант
побуждает клиента назвать все возможные
варианты, которые тот считает подходящими
и реальными, помогает выдвинуть дополнительные
альтернативы, однако не навязывает своих
решений. Во время беседы можно составить
письменный список вариантов, чтобы их
было легче сравнивать. Следует найти
такие альтернативы решения проблем, которые
клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование.
На этой стадии осуществляется критическая
оценка выбранных альтернатив решения.
Консультант помогает клиенту разобраться,
какие альтернативы подходят и являются
реалистичными с точки зрения предыдущего
опыта и настоящей готовности измениться.
Составление плана реалистичного решения
проблем должно также помочь клиенту понять,
что не все проблемы разрешимы. Некоторые
проблемы требуют слишком много времени;
другие могут быть решены лишь частично
посредством уменьшения их деструктивного,
дезорганизующего поведение воздействия.
В плане решения проблем следует предусмотреть,
какими средствами и способами клиент
проверит реалистичность выбранного решения
(ролевые игры, "репетиция" действий
и др.).
5. Деятельность.
На этой стадии происходит последовательная
реализация плана решения проблем. Консультант
помогает клиенту строить деятельность
с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных
затрат, а также с пониманием возможности
неудачи в достижении целей. Клиент должен
усвоить, что частичная неудача — еще
не катастрофа и следует продолжать реализовывать
план решения проблемы, связывая все действия
с конечной целью.
6. Оценка и обратная
связь. На этой стадии клиент вместе
с консультантом оценивает уровень достижения
цели (степень разрешения проблемы) и обобщает
достигнутые результаты. В случае надобности
возможно уточнение плана решения. При
возникновении новых или глубоко скрытых
проблем необходим возврат к предыдущим
стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный
процесс, помогает лишь лучше понять, как
происходит конкретное консультирование.
Реальный процесс консультирования значительно
обширнее и нередко не подчиняется данному
алгоритму. Выделение стадий условно,
поскольку в практической работе одни
стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость
сложнее, чем в представленной схеме.
Правила консультирования:
1. Уметь смотреть
в глаза собеседнику.
Мы склонны доверять тому, кто не избегает
нашего взгляда. Но необходимо смотреть
в глаза с интересом. При групповых консультациях,
встретившись взглядом с кем-нибудь из
слушателей, мы устанавливаем контакт
и взаимопонимание со всей аудиторией
2. Уметь слушать.
Когда мы слушаем человека по-настоящему,
мы заставляем собеседника почувствовать
свою ценность. Своим желанием слышать
и понимать проблемы собеседника мы показываем,
что искренне заботимся о его благополучии.
Правила эффективного умения слушать:
1. Слушайте собеседника с желанием.
2. Ведите себя доброжелательно.
3. Перестаньте говорить сами.
4. Сопереживайте собеседнику.
5. Старайтесь не отвлекаться.
6. Не забывайте: общение требует ответственности.
7. Всегда отвечайте положительно.
8. Не спорьте мысленно.
9. Помните, что у всех разные манеры общения.
10. Не теряйте чувства юмора.
3. Уметь задавать вопросы.
Необходимо задавать вопросы, требующие
развернутых ответов (вместо “Вам нравится
Ваша работа?”, лучше будет “Что Вам больше
всего нравится в Вашей работе?”). Так
мы строим нормальные доверительные взаимоотношения.
На открытые вопросы клиент может вполне
свободно ответить, он может поговорить
о своих переживаниях и самостоятельно
направить разговор (“Что...”, “Как...”,
“Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее”).
Вопросы с “почему” только кажутся открытыми.
Особенно вначале разговора они могут
показаться угрожающими и привести клиента
к желанию убежать, так как вызывают чувство
тупиковой ситуации.
Закрытые вопросы часто воспринимаются
как направляющие и внушающие и хорошо
подходят не только, чтобы получить фактическую
информацию, но и для перелома. Слишком
много закрытых вопросов делают клиента
пассивным, В исследовательской фазе предпочтительны
открытые вопросы, так как они принесут
наибольшую информацию. Важно, чтобы социальный
работник мог работать с обеими формами.
[6]
Краткие вопросы, в которых по возможности
опущены все те слова, которые так или
иначе могут быть поняты из общего контекста
беседы (“И что?”, “А почему?”). Вовремя
заданный вопрос может остаться незамеченным
клиентом, у него может возникнуть ощущение,
что все, что он рассказывает о себе, возникает
совершенно спонтанно, а, следовательно,
и говорить ему будет легче, и рассказ
будет более откровенным и подробным.
Вопросы, провоцирующие спонтанный ответ,
которые состоят всего из двух частей:
первая будет выполнять функцию указания
на некоторое событие или действие, требующее
уточнения, а вторая - просто вопросительное
слово. Например: “Вы встретились с ней...
и что?”, “Он этого не знает... но почему?”
и т.д. Такие формулировки не содержат
в себе ничего лишнего, максимально конкретны
и ясны, а, следовательно, с легкостью могут
быть поняты клиентом. При этом констатирующая
часть такого вопроса - идеальна, поскольку
представляет собой цитату, точное повторение
того, что было сказано клиентом, а консультант
просто добавляет к уже прозвучавшей в
разговоре формулировке вопросительное
слово.
4. Проявлять уверенность
в себе.
Уверенность привлекает, воодушевляет
и стимулирует окружающих. Люди обращают
больше внимания на невербальные знаки
уверенности, чем на то, как и что вы говорите.
Входя в помещение, где много незнакомых
людей, направляться прямо в центр, уверенно
держаться, смотреть в глаза присутствующим
с улыбкой.
Техники проведения
консультирования:
1. Анализ эмоциональных
переживаний.
В том, что рассказывает клиент о себе
и о других, можно условно выделить два
плана. Первый - это оправдания, объяснения,
логически выстроенные детали рассказа.
Второй план - эмоции, чувства, переживания,
связанные с ситуацией и отношениями.
Чтобы помочь клиенту разобраться в том,
что действительно с ним происходит, научиться
по-другому реагировать и контролировать
себя, необходимо обратиться к плану эмоциональных
переживаний.
Больше узнать о переживаниях клиента
помогут вопросы: “А что вы почувствовали,
когда... ?”, “А как вы на самом деле относитесь
к ...?”. Понять, проанализировать свои
переживания нелегко. Существуют специальные
техники для этого.
Например, акцентирование эмоционально
окрашенных слов. В последовавшем ответе
также необходимо вычленить наиболее
значимые слова и пытаться приблизиться
к глубоким переживаниям, стоящим за ними.
Понимание клиентом того, что социальный
работник способен войти в его ситуацию,
будет подталкивать рассказать о себе
больше. Кроме того, с помощью отражения
социальный работник может проверить,
правильно ли он оценил чувства клиента.
Техника отражения чувств трудна, от социального
работника требуется много внимания и
сосредоточения, чтобы среди всех сигналов
распознать чувства и назвать их.
2. Уточняющие и углубляющие
формулировки
Уточняющие вопросы типа: ”А как вы ощущали
свою растерянность?”, и переформулирование
сказанного: “Вы чувствовали себя растерянным,
то есть у вас возникло чувство, что вы
не понимаете происходящего?”, и реплики,
углубляющие высказываемое клиентом чувства:
“Вы потеряли ощущение, что вы кому-то
нужны, что кто-то действительно заинтересован
в вашем присутствии”. Использование
подобных формулировок позволяет постепенно
переводить рассказ клиента с уровня более
поверхностных к более глубоким переживаниям.
Важно, что осторожное, пошаговое использование
подобных комментариев позволяет, не вступая
в конфронтацию с клиентом и не провоцируя
сопротивление, более точно охарактеризовать
его состояние и переживания, расширить
область осознаваемого и понимаемого
им и, таким образом, подготовить почву
для осуществления коррекционного воздействия.
Конкретизация - это те же самые уточняющие
и углубляющие формулировки. Клиент называет
конкретные примеры своих чувств, переживаний
или поведения. Таким образом, клиент может
разобраться в своей проблематике.
3. Использование интерпретации
Интерпретация - толкование, прояснение
ситуации, как для себя, так и для клиента.
Она точно выражает то, что клиент смутно
осознает, но не высказывает. Через неё
клиент доходит до понимания того, чего
раньше не осознавал.
Интерпретация должна непосредственно
вытекать из того, что подробно обсуждалось
за время беседы. Слишком ранняя интерпретация
может быть отвергнутой или непонятой
клиентом. Запоздалая интерпретация опасна
тем, что когда консультант слишком долго
ждет подходящего момента, чрезмерно старательно
разбирается в событиях и фактах, клиенту
становится скучно говорить на одну и
ту же тему, возникает ощущение “занудности”,
обыденности происходящего.
Интерпретацию следует изложить максимально
понятным языком, приближенным языку клиента
для того, чтобы он сразу же, не прилагая
специальных усилий, мог “схватить” и
понять ее.
4. Перефразирование
Идея этого приема очень проста: консультант,
используя жалобу или замечания клиента,
перефразирует, изменяет их таким образом,
что то, что было негативным, основанием
для беспокойства и переживаний, становится
причиной положительных эмоций, то, по
крайней мере существенно уменьшить их
значимость и интенсивность.
Парафразы представляют собой предположения,
с помощью которых можно отрицать или
добавить что-либо, проверить правильность
понимания, доказать активность слушания,
подтвердить и заострить формулировку
определенных аспектов сказанного.
5. Контакт с клиентом
во время беседы
Хороший контакт можно установить через
эмпатию, невербальные сигналы.
Эмпатия - временное
отождествление себя с собеседником, взаимное
понимание, воздействие и другие значительные
отношения между людьми.
Требования
к консультанту
1. Готовность к осознанному успешному
осуществлению коммуникативной деятельности
- коммуникации, интеракции, перцепции.
Коммуникация - выявление и учет субъективных
установок, целей друг друга, с намерением
повлиять, воздействовать на поведение
другого. Интеракция - выбор оптимальной
стратегии и тактики общения (умения находить
нужные формы общения с разными людьми),
саморегуляции (умение сознательно управлять
поведением в различных ситуациях общения).
Перцепция - процесс формирования образа
другого человека через его восприятие
и понимание, что помогает выбрать адекватные
способы общения.
2. Развитые коммуникативные умения, а
именно:
- умение интерпретировать личность по
её внешности и поведению,
- умение человека правильно воспринимать
и понимать самого себя,
- умение решать информационно-содержательные
аспекты общения,
- умение строить общую стратегию взаимодействия
Информация о работе Социально-педагогическое консультирование