Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 15:51, автореферат
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка, экспериментальная апробация технологии (программы) социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
1. Раскрыть основные подходы к классификации и сущностной характеристике молодой семьи.
2. Охарактеризовать типология проблем современной молодой семьи.
3. Определить структуру и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы социально-педагогического сопровождения молодой семьи в период подготовки ребенка к школе.
Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии. Представляю вашему вниманию дипломную работу по теме «Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи»
Свое выступление хочу начать с актуальности.
В условиях крайне тяжелой демографической ситуации в российском социуме, резкого снижения брачной устойчивости, девальвации ценности родительства, супружества - на фоне низкого прожиточного уровня большинства молодых семей, ослабленного здоровья и преобладания равнодушно-пессимистичного, пассивно-выжидательного настроения относительно перспектив семейного жизнеустройства – актуальной и не терпящей отлагательств представляется задача обеспечения социально-педагогического сопровождения молодой семьи, снятия ее кризисной компоненты и усиления позитивных, оптимистических, креативных начал. Принцип «успешности семьи» должен базироваться на выявлении внутреннего потенциала семьи, мобилизации ее собственных резервов, и определение семьи как самоорганизующейся системы является, на наш взгляд, приоритетным при выборе социально-педагогических технологий ее поддержки.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что молодая семья является базисной сферой социализации, которую социальная педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт. Эффективная дeятельность по профилактике детского и семейного неблагополучия возможна при условии раннего выявления проблемы и раннего вмешательства, что особенно актуально для молодой семьи.
Изучение семьи, ее функций, проблем привлекало внимание многих исследователей, а именно: по вопросам становления и укрепления семьи (А.И. Антонов, Б.Р. Осохеева, Е.В. Антонюк и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (А.В. Мудрик, М.Н. Недвецкая, О.В.Бережнова, О.Л. Зверева и др.); психолого-педагогическая помощь семье (О.А. Коряковцева, М.И. Рожков, Л.Н. Авдеева, М.В. Шакурова и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В Гребенников, М.С. Мацковский и др.).
Однако проблема не до конца исследована, поэтому тема моего диплома «Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи» является актуальной.
Рассмотрим предмет и объект нашего исследования, а так же цель исследования.
Предмет исследования является социально-педагогическая деятельность с семьей.
Объект исследования - особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка, экспериментальная апробация технологии (программы) социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
Гипотеза нашего исследования: Процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи будет эффективным, если:
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
• теоретические методы: анализ литературы, обобщение.
• эмпирические методы: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, сравнительный анализ результатов исследования.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 404 «Ростки» Советского района города Нижнего Новгорода.
Дипломная работа состоит из двух глав, выводов, заключения. 1 глава -Теоретические основы организации социально-педагогического сопровождения молодой семьи; 2 глава - Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогического сопровождения молодой семьи
Остановимся подробнее на каждой главе.
В первой главе, в контексте поставленных нами задач исследования, была изучена и проанализирована литература, выделены сущность молодой семьи, стадии ее развития, классифицирован круг проблем. Таким образом, за основу принято определение молодой семьи, сформулированное М.С.Мацковским и Т.А.Гурко и относящee к молодой семью, где супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни до 5 лет включительно и оба супруга состоят в первом зарегистрированном браке. Стаж существования семьи – до 5 лет – обусловлен тем, что в этот период складывается характер супружеских отношений, которые находятся под влиянием брачного выбора, идет процесс адаптации супругов друг к другу. Определены стадии молодой семьи, включающие: добрачные отношения, ожидание и рождение ребенка, воспитание ребенка. Также были выявлены три блока проблем молодой семьи: социально-экономический блок (включающий в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов); социально-психологичeский блок (в котором можно выделить проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам); педагогический блок, проблемы в котором связаны с воспитанием детей. Таким образом проведенное нами исследование позволило сделать вывод – имея ряд проблем, молодая семья нуждается в социально-педагогическом сопровождении.
Проанализировав первую часть нашего исследования, перейдем к рассмотрению второй главы - Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогического сопровождения молодой семьи
Как было сказано в выше, одной из наиболее актуальной проблема молодой семьи является педагогические проблемы, а именно подготовка ребенка к школе.
Создание и апробирование программы социально-педагогического сопровождения молодой семьи по проблеме подготовки ребенка к школе нами было решено провести в ДОУ, так как в дошкольном учреждении созданы условия для формирования педагогической компетентности молодой семьи. Родители имеют возможность применять полученные знания на практике, приобретать и совершенствовать свои умения и навыки в этой области.
Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика уровня готовности родителей к обучению их детей в школе. Мы использовали следующие диагностические методики:
- Готовность родителей к обучению их детей в школе (автор И.А.Хоменко).
- Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным)
По результатам диагностики
мы выявили, что у большинства родителей
психолого-социально-
Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что
- у молодых родителей
недостаточно сформированы
– основной стиль общения с ребенком многих родителей принятие и гиперсоциализация, что свидетельствует о готовности родителей к улучшению условий, касающихся воспитания и обучения их детей.
Данные выводы свидетельствуют о необходимости социально-педагогического сопровождения молодой семьи по проблеме подготовки ребенка к школе.
На этапе формирующего эксперимента с целью повышения педагогической компетентности родителей в подготовке ребенка к школе нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения молодой семьи. Данная деятельность была направлена на поддержку и помощь молодой семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период и способствовала активизации родителей, систематизации имеющихся у них знаний и вооружении практическими приемами работы с детьми.
Длительность программы: 10 полуторачасовых мероприятий.
В программе приняли участие 32 человека в возрасте от 26 до 30 лет, родители воспитанников подготовительной к школе группы.
В рамках программы были выбраны наиболее интересные, на наш взгляд, формы взаимодействия с родителями, такие как - университет педагогических знаний (Занятия проходили в форме семинара, родители участвовали в обсуждении проблемы. Тема семинара предлагалась следующая «Как подготовить ребенка к школе». Данная форма ориентировала родителей на дальнейшую работу и проводилась в начале программы); семейная шкатулка предполагала подбор материалов из опыта семейного воспитания; аукцион знаний - нами был организован аукцион на тему «Способы мотивации ребенка к обучению», родители были заранее оповещены о теме мероприятия, таким образом имея возможность дома продумать наибольшее количество ответов на решение поставленной проблемы. К данной форме родители изначально отнеслись с небольшой опаской, так как по нашему наблюдению, молодые родители, имея небольшой опыт в воспитание детей не уверены в его правильности и боятся вербализировать собственное мнение. Но в процессе аукциона в игровой свободной форме произошло раскрепощение и родители приняли активное участие в обсуждении данной проблемы. Также нами в рамках интеллектуальных семейных вечеров проводился круглый стол с участием психолога, дефектолога, логопеда; дебаты; мозговая атака - метод, в основе которого лежит генерирование новых идей. Родителей так же заинтересовали такие формы взаимодействия, как тренинг (Необходимо отметить, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинал заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь); вечера вопросов и ответов; распространение среди родителей буклетов и брошюр о правах ребенка, о преодолении стресса, конфликтов, детских капризов, об обучении детей безопасному поведению (эту работу осуществляет в ДОУ старший воспитатель и педагог-психолог). Также для родителей в методическом кабинете была организована библиотека, подобрана психолого-педагогическая литература.
С целью проверки эффективности реализуемой нами программы на этапе контрольного эксперимента нами была проведена итоговая диагностика, с применением диагностических методик констатирующего эксперимента. Мы увидели следующие положительные результаты: число родителей, у которых педагогическая компетентность сформирована на 16% процентов и более увеличилось приблизительно на 20%, низкий уровень отсутствует. Родители пересмотрели стиль общения со своим ребенком, овладели способами мотивации ребенка к обучению, стали легче ориентироваться в образовательном пространстве, у родителей повысился уровень знания о критериях готовности ребенка к систематическому обучению, в самостоятельной подготовке детей к школе
Таким образом, проведённую опытную работу можно считать успешной: поставленная нами цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась, а именно - социально-педагогическое сопровождение молодой семьи является эффективным средством при подготовке ребенка к школе.
На этом я хотела бы закончить свое выступление. Спасибо за внимание.
Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи