Социально-правовая защита семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы исследовать механизм реализации социально – правовой защиты семьи в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлено выполнение таких задач:
1. Рассмотреть понятие « семья»
2. Проанализировать социальные проблемы семьи
3. Рассмотреть нормативно-правовую базу семьи
4. Изучить социально-правовую защиту семьи в России
5. Изучить социально-правовую защиту семьи в Забайкальском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ 5
1.1 Сущность понятия «семья» 5
1.2 Социальные проблемы семьи 8
1.3 Нормативно-правовая база социальной защиты семьи 12
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В РОССИИ 17
2.1 Социально-правовая защита семьи в России 17
2.2 Социально-правовая защита семьи в Забайкалье 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Ira_3.docx

— 68.03 Кб (Скачать файл)

Проблемы рождаемости  и планирования семьи. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется падением рождаемости. Процесс депопуляции населения охватил большинство регионов страны. Поэтому стимулирование рождаемости остаётся  самой важной задачей государство, которое принимает различные меры для повышения ответственного родительства».

Данная проблема связана  не только с ответственностью у родителей, но и с тем образом жизни, которой ведут граждане нашей страны. Ведение нездорового образа жизни девушек негативно влияет на их репродуктивное здоровье и во многих случаях приводит к бесплодию.

Значит, для улучшения демографической ситуации в стране нужно не только стимулировать рождаемость различными мерами, но и усилить профилактику здорового образа жизни.

Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут  рассматриваться состояние семейного  воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение  ребенка в семье, условия эффективности  и просчеты семейного воспитания, указанные проблемы естественным образом связаны с социально – психологическими проблемами                                                                                                                                    

Таким образом, проблемы семейного воспитания являются следствием социально-психологических проблем, не желанием родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей. Не эффективности родительского контроля отсутствием благоприятного психологического климата в семье.

Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный  риск, могут иметь социально – экономический, медико-санитарный, социально – демографический, социально – психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев. [25,С.451-453]

В заключение отметим на основе сказанного то, что для предотвращения подобных проблем и попадания семьи в группу риска необходимо вовремя помочь той или иной семье в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, данная классификация наиболее полно отражает проблемы современной семьи. Однако связывать появление тех или иных проблем с количеством детей и отсутствием одного из родителей по нашему мнению преждевременно т.к. не все неполные или многодетные семьи проживают за чертой бедности. Тем более описанные выше проблемы присуще не только так называемым семьям социального риска, но и семьям являющимся вполне благополучными.

С.В. Дармодехин различает  две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая объединяет обще социальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам. Вторая носит специфический характер и отражает институ- циональное содержание жизнедеятельности семьиe.[15,С. 6 - 14]

Мы согласны с точкой зрения автора. Семья действительно сталкивается с различными проблемами, которые характерны для всего обществу. Среди этих проблем наиболее распространены такие проблемы как наркомания, алкоголизм, бедность.

 

1.3 Нормативно-правовая база  социальной защиты семьи      

 

Защита семьи одна из главных  задач социального государства. Защита семьи осуществляется на трёх уровнях международном, федеральном и региональном.

Международный уровень исходит  из следующих документов: Международный пакт о гражданских и политических правах принятый Генеральной ассамблеей 16 декабря 1966 года. В статье23 которого прописано о том, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны  государство и общества. [1] Данная статья очень важна т.к. в ней семья признаётся важным элементом общества, и затрагиваются её взаимоотношения с государством.

В конвенции о правах ребёнка принятой Генеральной ассамблеей 18декабря 1989 года прописаны права ребёнка на семью и заботу со стороны родителей и со стороны государства. В частности в ней рассмотрены семейные права ребёнка. В части первой данной конвенции сказано о том, что государство должно, прежде всего, уделять внимание благополучию семьи, т.к. благополучие ребёнка напрямую зависит от благополучия семьи.[2] 

В данной статье делается акцент на то что государство для того чтобы обеспечить достойную жизнь  ребёнку, прежде всего обязано создать  благоприятные условия для семьи  в целом.

В Российской Федерации  гарантом социальной защиты семьи, ребёнка  является Конституция Российской Федерации. В статье 38 основного закона гласит что, «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». [18,С.365-366] Там же написано о том, что защита семьи осуществляется посредством государственных мер по охране интересов матери и ребёнка, социальной поддержки семьи поощрению материнства. В общем, социальная защита семьи носит комплексный социально-экономический характер.

На федеральном уровне социальная защита осуществляется посредством  различных законов, а также целевых  государственных программ.

Социальная защита семей  имеющих детей реализуется посредством следующих законов. Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам с детьми», принятым 19 мая 1995 года. Данный закон устанавливает единую систему выплат пособий для всех категорий граждан имеющих детей. Тем самым обеспечивая государственную материальную защиту семьи. Законом регулируются следующие денежные государственные социальные выплаты:

- единовременное «пособия при рождении ребенка;

- ежемесячного пособия на каждого ребенка от рождения до достижения им возраста 16 или 18 лет;

- пособия женщинам по беременности и родам и дополнительного к нему единовременного пособия для тех, кто встал на медицинский учет в ранние сроки беременности;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет». Право на получение пособия имеет каждая семьи независимо от её  материального и социального положения.[3]

Постановление Правительства  РФ от 30.12.06 «Об утверждении положения  о назначении выплате государственных  пособий гражданам имеющих детей». В нем утверждено новое Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[5]

Следующий нормативно-правовой акт данного уровня – это Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей имеющих детей», который был принят 29 декабря 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Дополнительные меры поддержки семей осуществляется в виде выплаты материнского капитала. Материнский капитал семья может использовать для улучшения своих жилищных условий или формирования трудовой пенсии матери и получения образования ребёнком или детьми. Права на получение материнского капитала имеют женщина ставшая матерью второго ребёнка, или усыновившего его. Отец, в случаи лишения родительских прав матери или в случаи её смерти. Мужчина если он остался единственным законным усыновителем ребёнка. Несовершеннолетние дети также имеют право на получение данных мер поддержки в случаи прекращения этих мер по отношению матери или отца.

Данные законы направлены на укрепления института семьи в обществе и на улучшение демографической ситуации в нашей стране.

Большое значение в социальной защите население имеет защита детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. Социальна защита данной категории детей, регулируется: Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 

В законе закреплены основные принципы и  меры социальной поддержки не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из числа в возрасте до 23 лет. Следует отметить, что данный закон гарантирует данной категории детей, улучшение жилищных условий, право на бесплатное образование и получения дополнительного образования, медицинского обслуживания и реализации права на труд.[7]

Социальная защита семьи  осуществляется так же и с помощью  целевых    федеральных программ. Федеральная программа «Дети России», включающая в себя ряд подпрограмм: «Одарённые дети» «Здоровое поколение» «Дети и семья», призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми. [22]Она направлена на решение таких проблем так рост детской заболеваемости, проблемы социального сиротства. В программе поставлены следующие задачи: профилактика социального неблагополучия семей с детьми. Поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В рамках программы «Жилище» была реализована подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Настоящая программа позволила молодым семья получить социальные выплаты на приобретения жилья или строительства дома, а также на выплату первоначального взноса ипотеки.

Региональный уровень  рассмотрим на примере Забайкальского края.

К региональным законам о  социальной защите семьи относятся  следующие законы: Закон «О ежемесячном пособии на ребёнка в Забайкальском крае» от, 24 декабря 2008 года, который обеспечивает дополнительную материальную поддержку граждан имеющих детей. Законом установлено, что право на получение данного вида материальной поддержки имеет право один из родителей или усыновителей, чей ребёнок проживает вместе с ними с первых месяцев рождения до достижения им шестнадцати лет или до окончания им общеобразовательного учреждения, но не более чем до восемнадцати лет. Данное пособие выплачивается семье при условии, что её прожиточный минимум не превышает прожиточного минимума установленного в соответствии с законом края.[9]

Закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае», принятый 29 декабря 2008 года. Устанавливает меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих в Забайкальском крае и имеющих в своем составе трех и более детей. До достижения ими восемнадцати лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), в том числе детей, обучающихся в учебных заведениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, при условии, что один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации.[11] Меры социальной поддержки предполагают ежемесячную денежную выплату, которая подлежит индексации. Предоставление путёвок в организации обеспечивающие отдых и оздоровление детей. Выплату краевого материнского капитала.

Закон Забайкальского края «Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся  в государственных и муниципальных  общеобразовательных учреждениях  Забайкальского края, и о наделении  органов местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов  Забайкальского края отдельным государственным  полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных  общеобразовательных учреждениях Забайкальского края» от 25.12 2008 года

Закон регулирует условия  предоставления и финансирования бесплатного  питания детей из малообеспеченных семей. В законе определено, что малоимущими  признаются те семьи, чей доход ниже прожиточного минимума установленного в Забайкальском крае.[9]

Исходя из выше написанного, можно утверждать, что социальная защита является приоритетной задачей семейной политики не только отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. CОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

2.1 Социально-правовая защита семьи в России

 

Социально-правовая защита семьи направлена на обеспечение достойных условий жизни членов семьи и поддержание их жизнедеятельности.

Основным нормативным  правовым актом федерального уровня в сфере социально-правовой защиты семьи  является Федеральный закон  от 19.05. 1995г.№81-ФЗ «О государственных  пособиях гражданам имеющих детей» В этом законе устанавливается единая система государственных пособий  гражданам, имеющим детей, в связи  с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Действие закона распространяется на проживающих, на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и не распространяется на лиц, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, лиц, лишенных родительских прав, а также граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Перечислены  следующие  виды государственных пособий:

- пособие по беременности  и родам;

- единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние  сроки беременности;

- единовременное пособие  при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие  по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие  на ребенка;

- единовременное пособие  при передаче ребенка на воспитание  в семью.[12 С. 276-282]

По нашему мнению данной закон важен для поддержания  семьи, а также в стимулирование повышения рождаемости. Однако обозначенные в нём выплаты и пособия  не соответствуют экономической  действительности сложившейся в  Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

В законе установлено право  на получение  на получение материнского (семейного) капитала для семей, в  которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок  или последующие дети, если при  рождении второго ребёнка право  на получение этих средств не оформлялось).

Информация о работе Социально-правовая защита семьи