Социально-правовая работа детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.
Во все времена семья являлась показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………...5
Определение феномена семейного неблагополучия………………...5
Виды неблагополучных семей………………………………………...7
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕВОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ...................................................................................................................12
2.1 Социально-правовая защита невовершеннолетних детей из неблагополучных семей на примере Витебского городского социально-педагогического центра ………………………………………………………...11
2.2 Программа «Семейное благополучие» ……………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………..………………...…..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соц-правовая защита детей на примере сектора.docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

 

ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………...5

    1. Определение феномена семейного неблагополучия………………...5
    2. Виды неблагополучных семей………………………………………...7

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕВОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ...................................................................................................................12

2.1 Социально-правовая  защита невовершеннолетних детей  из неблагополучных семей на примере Витебского городского социально-педагогического центра ………………………………………………………...11

2.2 Программа  «Семейное благополучие» ……………………………..17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………..………………...…..23

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры  современного общества. Она характеризуется  определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и  обязанностями, регулирующими отношения  между детьми и родителями, между  женами и мужьями.

Во все  времена семья являлась  показателем  состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому  общество должно способствовать поддержанию  благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Семья выступает  как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает  на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению  человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими  словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Однако  сегодня  всё большее распространение  получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих  родителей, жестокость и насилие  по отношению к детям со стороны  родителей или к женщинам со стороны  мужей, экономические проблемы и  безработица огромное влияние оказывают  в первую очередь на ребенка и  его дальнейшую судьбу. Поэтому дети из неблагополучных семей являются активными субъектами социальной работы, что обуславливает актуальность их социально-правовой защиты со стороны государства и социальных служб.

Исходя  из этого темой курсового исследования мы избрали «Социально-правовую защиту детей из неблагополучных семей на примере Витебского городского социально-педагогического центра».

Анализ литературы по данной теме говорит о том, что проблемы детей  из неблагополучных семей  и социальная работа с ними находится во всеобщем внимании, как законодателей, так  и социальных служб. В работах  Ю.В. Васильковой [4], Н.Ф. Дивицыной [5], П.Д. Павленка [16], П.П. Украинца [12], Е.И. Холостовой [14] хорошо раскрыты такие темы, как: социальная защита несовершеннолетних, формы государственной семейной политики, социальные проблемы современной семьи и детства, типы неблагополучных семей, положение детей в семье, причины семейного неблагополучия.

Теоретическими  основами настоящей работы также  выступают труды таких исследователей как Г.А.Качан [6], М.В. Фирсов М.В. и Е.Г. Студенова [11], А.М. Маханько [13].

Объект  исследования: дети из неблагополучных  семей.

Предмет исследования: социально-правовая защита детей из неблагополучных семей.

Цель  нашей курсовой работы – анализ деятельности Витебского городского социально-педагогического центра по социально-правовой защите детей из неблагополучных семей.

Достижение  этой цели предусматривает следующие задачи:

  1. Определить сущность феномена семейного неблагополучия.
  2. Выявить виды неблагополучных семей.
  3. Изучить деятельности Витебского городского социально-педагогического центра по социально-правовой защите детей из неблагополучных семей.
  4. Составление социально-педагогической программы по преодолению семейного неблагополучия.

Методы исследования:

  1. анализ теоретических источников, законодательных и подзаконных актов;
  2. понятийно-терминологический анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.1 Определение феномена семейного неблагополучия

Существует  множество определений понятия семья. В социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Брак - это  добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для  сторон взаимные права и обязанности.[18]

В данной работе под неблагополучной будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваютсяили игнорируются основные семейные функции, имеются

явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".

С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи  условно можно разделить на две  большие группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

  1. Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление. А последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи можно отнести к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.[13]

Существует  три формы неблагополучия в семьях: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в  доме. А первый взгляд, это - главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.д. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, где является нормой выяснение - кто в семье главный при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты в семье - это норма.

Мнимое  сотрудничество - такая форма семейного  неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном уровне "прикрыта" кажущимися гармоничными отношениями  супругов и других членов семьи. В  такой семье у ребенка не формируется  установка на сотрудничество с членами  своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет в разрез его личным интересам.

Наряду  с соперничеством и мнимым сотрудничеством  довольно распространенной формой семейного  неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье – психологическая изолированность кого-то в одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется им, его мнением и т.д. к нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант изоляции двух или более членов семьи.

Взаимоизолированными  могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной  крышей. Подчас они и домашнее хозяйство  ведут отдельно, как две семьи  в коммунальной квартире. Разговоры  вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь  убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п. в такой семье  ребенок наблюдает ситуацию эмоциональной, психологической, а под час и  психологической изолированности  членов семьи. У такого ребенка нет  чувства привязанности к семье, он не знает, что такое переживание  за другого члена семьи, если тот  старый или больной.

Перечисленные формы не исчерпывают разновидности  семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или  неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания  семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых  были им навязаны. Особенно отчетливо  непростое положение детей в  семьях с теми или иными формами  психологического неблагополучия проявляется  в ролях, которые они вынуждены  принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положительная  или отрицательная - она в равной мере негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.[11]

Кроме того, семейное неблагополучие - явление  относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит  в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому  необходимо постоянно проводить  работу по профилактике семейного неблагополучия. [9]

Таким образом, неблагополучные семьи – это семьи, в которых нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети". Существует три формы семейного неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

 

1.2 Виды неблагополучных семей

 

В социальной работе принято выделять семьи по степени их  благополучия. Благополучные семьи делятся на:  педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание.  Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по  степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями  общества подразделяются на две большие группы:

  1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
    1. конфликтные семьи с конфронтирующим типом отношений. Данный тип семьи разрушается как бы изнутри. Конфликтными союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи. Независимо от того, является ли такая семья шумной, скандальной или тихой она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение между ее членами общения. Как правило, за затяжными ссорами и неразрешенными конфликтами скрывается неумение общаться. В таких семьях дети десоциализируются, влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия.
    1. проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств;
    2. асоциальные семьи – это семьи, особенностью которых являются отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни;
    3. криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой.
    4. педагогически несостоятельные семьи. Низкая педагогическая культура родителей, нежелание что-либо исправлять и изменять. Родители часто настраивают детей против школы, провоцируют неуважительное отношение детей к общественным требованиям;
    5. Семьи с алкогольной зависимостью. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в "алкогольную субкультуру", что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами термином – созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Информация о работе Социально-правовая работа детей