Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:16, реферат
Главной целью Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений. Только в этом случае Хабаровский край может быть привлекательным как для эффективных бизнес-структур, так и для тех групп населения, которые отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки
Социально-экономическая политика Хабаровского края |
Главной целью Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений. Только в этом случае Хабаровский край может быть привлекательным как для эффективных бизнес-структур, так и для тех групп населения, которые отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки. Естественно, что привлечение новых бизнесов и групп населения невозможно без решения задач последовательного повышения уровня жизни населения при резком сокращении уровня бедности, качественного развития человеческого потенциала за счет роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышения качества услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, защиты социально уязвимых слоев населения. Главная цель Стратегии декомпозируется на следующие составляющие. Формирование на территории края комфортной и безопасной среды проживания для населения, в полной мере реализующей естественные преимущества природной среды и географического положения. Это подразумевает снижение уровня бедности, ускоренное формирование среднего класса, переключение акцента в инвестициях в пользу человеческого капитала, рост реальных доходов населения и на этой основе увеличение степеней свободы экономического поведения резидентов края. Результатом явится возможность в максимальной степени нивелировать сложившийся уровень отставания социальных стандартов в регионе от среднего уровня для европейских районов страны, включая такие основополагающие стандарты, как уровень здравоохранения, образования, культурного обслуживания, защиты прав собственности и прочие. Формирование на территории края конкурентоспособного в контексте инновационной стратегии развития российской экономики хозяйственного комплекса. Конкурентоспособная экономика будет являться фундаментом динамичного и комплексного развития края в предстоящей перспективе. Достижение стабильной и эффективной с точки зрения прироста совокупного дохода в регионе интеграции в систему мирохозяйственных связей в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. При этом задачей является не просто стабильное участие в мирохозяйственной кооперации, но и поддержание определенного масштаба этих связей соотносительно с общеэкономическим потенциалом хозяйственного комплекса края, установление стабильного сотрудничества края с соседними странами в области гуманитарных, научно-технических, культурных и туристских обменов. Выращивание и имплантирование в крае современных и адекватных задачам социально-экономического развития экономических и общественных институтов. Это будет способствовать формированию подлинно комфортного предпринимательского климата, в частности, созданию условий для реализации на деле партнерства частного и государственного секторов экономики, общества и государства, общества и бизнеса. Перечисленные выше стратегические цели, в свою очередь, выступают в качестве отправных точек формирования частных стратегий (политик): экономической, социальной, внешнеэкономической, экологической и пространственной и так далее. Социально-экономическая политика Основным инструментом реализации стратегических целей в области экономического развития является региональная социально-экономическая политика. От степени реализации задач экономического блока будет зависеть уровень достижения определяемых стратегией индикаторов развития социальной сферы, человеческого потенциала. Упомянутая выше открытость экономической системы края предполагает синхронизацию, с одной стороны, стратегических целей, а с другой стороны, мероприятий и стимулов краевого уровня с институциональной средой и региональной экономической политикой Российской Федерации. Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики края являются: - формирование среднего
класса с уровнем доходов не
менее шести прожиточных - формирование условий
по развитию образования, медицинского
обслуживания и жилищно- - развитие кадрового потенциала,
сокращение дефицита - создание благоприятного
инвестиционного климата в - устранение инфраструктурных ограничений: повышение эффективности и надежности энергетической системы, совершенствование структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи; - развитие малого и
среднего предпринимательства, снижение
уровня административных - содействие развитию
рыночных и финансовых - проведение инвестиционной
политики на основе - формирование региональной
инновационной системы, включающей
необходимую инфраструктуру, венчурный
фонд, кадровое и нормативно- - укрепление имиджа - опора на частные (негосударственные)
источники капитальных - эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на развитие производственных объектов и проектов опорной инфраструктуры транспорта и энергообеспечения; - кооперация в рамках реализации межрегиональных проектов для достижения положительного эффекта в нескольких субъектах Российской Федерации; - кооперация с Приоритеты социальной политики Хабаровского края Основным приоритетом в социальной сфере является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей и закрепления проживающего и прибывающего населения, что является, как отмечалось выше, одной из наиболее приоритетных целей стратегического развития вообще. В области естественного движения населения Хабаровского края в последние десятилетия сложились тенденции устойчивого сокращения численности населения, которые задают демографические и, как следствие, экономические перспективы региона. По данным Росстата, на 01 января 2008 г. численность населения в крае составила 1 403,7 тыс. человек, что на 221 тыс., или на 13,6 процента, меньше, чем в 1991 году, когда была зафиксирована максимальная численность населения. В 1991 – 2007 годы на долю миграционного оттока пришлось 58,9 процента общей потери населения края (130,1 тыс. человек) и, соответственно, 41,1 процента – на долю естественной убыли населения (90,9 тыс. человек). При этом в 1991 – 1999 годы сокращение численности населения в крае происходило преимущественно за счет миграции, а начиная с 2000 года основную роль в этом процессе стала играть естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью). Исходя из этого в качестве базовой характеристики демографического состояния региона следует рассматривать показатели естественного движения населения. Абсолютное число родившихся в 2007 году составило к уровню 1991 года в Хабаровском крае 76,5 процента. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 тыс. населения) в 2007 году составил 11,6 промилле, что ниже того уровня (14,2 промилле), который обеспечивал хотя бы простое воспроизводство населения. Динамика рождаемости населения (на 1 тыс. человек населения) Этот показатель свидетельствует об активном процессе депопуляции в Хабаровском крае. Коэффициент смертности (умершие на 1 тыс. человек населения) в Хабаровском крае с 9,3 промилле в 1991 году достиг 14,2 промилле в 2007 году и 14,2 промилле за 9 месяцев 2008 г. Представляется, что до 2025 года коэффициент смертности не удастся снизить до уровня 1991 года. Следовательно, естественная убыль населения будет продолжаться. Только экстраординарное улучшение медицинского обслуживания, внедрение здорового образа жизни, улучшение качества воды и продуктов питания могут способствовать некоторому торможению показателей смертности и увеличению продолжительности жизни. В целях улучшения показателей рождаемости, снижения материнской и младенческой смертности предполагается повышение эффективности работы муниципальных и государственных медицинских учреждений; дальнейшее финансирование строительства и реконструкции объектов здравоохранения, дооснащение их необходимой медицинской аппаратурой; подготовка квалифицированных специалистов; осуществление мероприятий по укреплению репродуктивного здоровья населения. Повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи будет обеспечиваться работой введенных в строй краевых медицинских центров: онкологического, перинатального, нейрохирургического, клинико-диагностических. Перейдя нижнюю границу средней продолжительности предстоящей жизни в 2003 году (61,7 года), в 2007 году продолжительность жизни населения в Хабаровском крае составила 64,8 года, но не достигла уровня 1989 – 1990 годов и была ниже среднероссийских показателей. В среднем по России Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации средняя продолжительность жизни к 2025 году предусматривается в 75 лет. В Хабаровском крае это показатель будет составлять 67 лет (инерционный вариант) и 72 года (инновационный вариант). Это означает, что с точки зрения достижения национальных стандартов край должен использовать возможности федеральных программ по повышению продолжительности жизни, поскольку самостоятельно выход на такие показатели не может быть обеспечен. В определенной мере укреплению демографического потенциала в Хабаровском крае будет способствовать миграция. В 2007 году край оказался довольно благополучным в миграционных трендах и имел положительное сальдо миграции. На одного прибывшего в 2007 году приходилось 0,9 выбывших против 1,1 в 2006 году. Если в последующие годы удастся сохранить наметившееся в 2007 году положительное сальдо миграции на этом уровне, то ее объемы компенсируют естественную убыль населения (естественная убыль населения в 2007 году 3,7 тыс. человек, миграционное сальдо +1,9 тыс. человек). Прогноз численности населения Хабаровского края до 2025 года В этих условиях удастся стабилизировать численность населения в крае к началу 2026 года только на уровне 1 354 тыс. человек (инерционный вариант). При увеличении миграционного сальдо и сокращении естественной убыли населения предполагается рост численности населения до 1 500 тыс. человек (инновационный вариант). Формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием абсолютного сокращения численности трудоспособного населения. Поэтому политика занятости населения в период до 2025 года должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала края. Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации этих целей станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, создание условий для профессиональной и территориальной мобильности населения. В качестве реальных источников пополнения трудового потенциала рассматриваются: сокращение безработицы на 20 тыс. человек; увеличение привлечения иностранных работников на 55 тыс. человек (80 тыс. человек, или 9 процентов от численности занятых в экономике); высвобождение рабочей силы в результате повышения производительности труда благодаря технологическому перевооружению производства, внедрению наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств (до 70 тыс. человек); увеличение численности работающих пенсионеров. Важным является обеспечение высокого индекса развития человеческого потенциала, отражающего общий демографический уровень развития территории и качество имеющихся трудовых ресурсов (в том числе образовательный уровень), наряду с характеристиками развития социальной инфраструктуры, комфортности организации социальной среды, и прочее. Для укрепления населенческого потенциала необходимо: - обеспечение воспроизводства
населения и стабилизация его
численности за счет поддержки
молодых семей и молодежи, подъема
рождаемости, снижения смертности,
формирования социально- - развитие системы - повышение эффективности
мер социальной поддержки - создание системы - содействие свободному
перемещению рабочей силы и
эффективному размещению - реализация миграционных
программ, обеспечивающих формирование
эффективных балансов Социальная инфраструктура в регионе должна развиваться с учетом повышенных нормативов обеспеченности услугами социальной сферы, обусловленных суровыми погодно-климатическими условиями и существующей системой расселения проживающего здесь населения. Одной из приоритетных задач до 2025 года является недопущение снижения уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан. В этой связи планируются мероприятия, направленные на расширение спектра социальных услуг, повышение их качества и доступности, в том числе путем развития сети учреждений социального обслуживания. Комплексное решение вопросов развития социальной инфраструктуры в крае предполагает: - определение мер - строительство объектов
социальной сферы в рамках
реализации приоритетных - строительство объектов
социальной сферы в рамках
федеральной целевой программы "Экономическое
и социальное развитие - развитие рекреационной базы края как основы для укрепления здоровья населения. В целом система целевых показателей социального развития в крае, ориентированная на достижение опережающего по сравнению со среднероссийскими показателями роста качества и уровня жизни, выглядит следующим образом (инновационный вариант): - численность населения края в 2025 году необходимо довести до уровня не менее 1 500 тыс. человек, что на 6,8 процента больше, чем в 2007 году; - численность занятых в экономике должна составлять не менее 870 тыс. человек с ростом на 18,4 процента к уровню 2007 года; - реальные денежные доходы населения края в 2025 году по сравнению с 2007 годом должны увеличиться в 4,2 раза; - реальная заработная плата работников в 2025 году по сравнению с 2007 годом должна вырасти в 3,9 раза; - численность населения
с доходами ниже величины - численность населения,
относящегося к среднему - обеспеченность жильем необходимо за этот период увеличить с 20,1 до 32 квадратных метров на человека; - обеспечить полную ликвидацию
ветхого и аварийного жилья
в крае, признанного таковым в
установленном - повысить уровень - размеры ежемесячных
пособий на детей к 2015 году
должны увеличиться до 50 процентов
прожиточного минимума, к 2025 году
– до уровня прожиточного - добиться увеличения продолжительности жизни с 64,8 лет в настоящее время до 72 лет; - повысить долю населения,
систематически занимающегося В период до 2025 года предусматривается опережающий рост денежных доходов населения по сравнению с ростом заработной платы за счет реализации мер, направленных на закрепление населения и привлечение дополнительных трудовых ресурсов и финансируемых из федерального бюджета (компенсация проезда к месту отдыха и обратно раз в два года, санаторно-курортное лечение раз в два года, содействие в обеспечении жильем и др.). Региональная социальная политика должна в качестве одной из важнейших задач включать формирование благоприятного социального климата, в частности, формирование высокого уровня доверия между властью, социумом и бизнесом, ибо в противном случае крайне сложно реализовать потенциал государственно-частного партнерства. Также в рамках социальной политики будут предусмотрены меры по существенному улучшению качества региональной среды обитания, что помимо решения задач совершенствования социальной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, социальное обслуживание и т.п.) предполагает совершенствование и систем расселения, и организации внутрипоселенного пространства. С учетом складывающихся в экономическом комплексе края позитивных тенденций и необходимости решения существующих проблем приоритетами социальной политики являются: - развитие социальной сферы, предполагающее создание качественной среды как для людей, уже живущих и работающих в крае, так и для потенциальных жителей; - улучшение среды обитания как в городской, так и в сельской местностях, имеющее целью придания каждому поселению (группе поселений) индивидуальности; - реализация комплекса
мер, направленных на формирование
мотивации здорового образа Основные приоритеты экономической политики Хабаровского края Несмотря на положительные результаты развития экономики в последние годы, на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае продолжает оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Экономика края до конца еще не преодолела последствия кризиса 90-х годов прошлого столетия, хотя и получила хороший импульс к развитию после финансового кризиса 1998 года. Спад экономики в Хабаровском крае в кризисный период был более глубоким, чем в целом по Российской Федерации. Так, в 1997 году объем промышленного производства в крае составил 30,7 процента к уровню 1990 года (Российская Федерация – 44,9 % 1998 год), объем инвестиций – 19,2 процента (Российская Федерация – 21,1 % 1998 год), оборот розничной торговли в 1995 году составил 56,9 процента (Российская Федерация – 84,3 % 1999 год) – максимумы падения в крае и Российской Федерации. Проблемы экономики края, в значительной мере определяемые общероссийскими причинами, усугублялись специфическими особенностями Дальнего Востока. Удаленность от центра, непомерный рост цен на топливо и транспортных расходов вызвали рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, величина которых несоизмерима с тарифами, действующими в других регионах России. Все это привело к снижению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках и практически отрезало край от российского экономического пространства. Глубочайший спад (до 6,7 % в 1997 году к уровню 1990 года) производства оборонной продукции, нагрузки на экономику, связанные с сезонным завозом грузов в северные районы края, низкая эффективность гражданского машиностроения обусловили ценовую неконкурентоспособность продукции краевых производителей в западных регионах страны и бывших республиках СССР. Положительные результаты в развитии экономики в последние годы обеспечил программный подход Правительства края в определении путей преодоления кризиса и приоритетов развития. Основными направлениями структурной перестройки экономики Хабаровского края (1995 год) усилия по преодолению спада производства были направлены на стабилизацию положения в отраслях специализации экономики края и развитие инфраструктуры (энергетика, транспорт). Именно в отраслях природопользования (лесная, рыбная промышленности, цветная металлургия) во второй половине 90-х годов наметились признаки стабилизации и роста объемов промышленного производства. В принятой Правительством Хабаровского края Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года основной целью региональной экономической политики было определено повышение благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развития экономики. В соответствии с этим был разработан прогноз социально-экономи-ческого развития края до 2010 года, на основе которого разработаны территориальные (районов и городов), отраслевые, функциональные программы развития. В период 2000 – 2007 годов наиболее динамично развивались машиностроение, лесная, металлургическая и пищевая промышленность. По объему лесозаготовок и добыче драгоценных металлов край в 2005 – 2007 годах занимал третье место в Российской Федерации. В настоящее время в крае создана опорная газотранспортная сеть протяженностью свыше 1 500 км. Потребителями природного газа в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, населенных пунктах Ульчского, Солнечного, Амурского, Николаевского, Хабаровского, Комсомольского районов являются 7 теплоэлектроцентралей, 30 промышленных предприятий, 20 отопительных котельных, 20 предприятий коммунально-бытового назначения, более 75 тыс. квартир. Ведется строительство и реконструкция генерирующих и электросетевых объектов края. На Хабаровской ТЭЦ-3 введен в эксплуатацию четвертый энергоблок, который повысил надежность обеспечения теплом и электроэнергией растущих потребностей экономики и социальной сферы краевого центра и прилегающих районов. Ввод общей площади жилья Развивалась транспортная инфраструктура. За 2001 – 2007 годы в крае введено в эксплуатацию 419 км дорог с твердым покрытием, ведется строительство асфальтобетонного покрытия дороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре, соединяющей автодорожную сеть Дальневосточного региона с морским портом Ванино, строится дорога Селихино – Николаевск-на-Амуре. Осуществляется строительство второй очереди железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска. В 2007 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Хабаровск (Новый) с заменой светосигнального оборудования. Ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Николаевск-на-Амуре. Получают развитие портовые мощности. В 2007 году в порту Де-Кастри вышел на проектную мощность 12 млн. тонн нефти в год нефтеналивной терминал компании "Эксон Нефтегаз Лимитед". За период 2001 – 2007 годов в крае введено 1 252 тыс. кв. м нового жилья. Построено 9 домов для молодежи, жилищные условия улучшили 1 тыс. молодых семей. Для ветеранов Великой Отечественной войны построено 7 специализированных домов на 295 квартир в краевом центре и других населенных пунктах края. Динамика темпов роста реальных доходов заработной платы, размера пенсий в Хабаровском крае (процентов) Позитивное развитие экономики края определило устойчивый рост основных показателей, определяющих уровень жизни населения края. По сравнению с 2000 годом в 2007 году темп роста реальных денежных доходов населения составил 207,1 процента, реальной заработной платы – 210,5 процента. Показатели экономического развития Хабаровского края и Российской Федерации в 2007 году к 1990 году (процентов) Вместе с тем даже позитивные изменения последних лет не позволили по ряду показателей выйти на уровень 1990 года. Так, индекс промышленного производства к 1990 году составил по краю 58,9 процента, инвестиции в основной капитал – 91,8 процента, реальные денежные доходы – 95 процентов, реальная заработная плата – 89 процентов (по России соответственно 79; 59,2; 125; 101 %). Только в 2002 – 2003 годах темп роста реальной заработной платы в крае был более высоким, чем в среднем по стране. Несмотря на то, что средний уровень душевых доходов в крае в 2007 году в номинальном выражении был выше на 16 процентов, чем по стране в целом, стоимость жизни в крае значительно выше. Покупательная способность среднедушевых доходов (отношение к прожиточному минимуму) в крае в 2000 – 2007 годах выросла с 1,6 до 2,8 раза против 3,3 раза по России. Уровень общей безработицы (процентов) Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной Организации Труда, с 2000 года сократился на 6,3 процентных пункта и составил 5,9 процента (в России 6,1 %), численность безработных снизилась на 49,1 тыс. человек. По сравнению с 2000 годом численность занятых в экономике края в 2007 году увеличилась на 8,8 процента и составила 734,5 тыс. человек. С учетом складывающихся в экономическом комплексе края тенденций и необходимости решения существующих проблем приоритетами экономической политики являются: - развитие и повышение
эффективности энергетической - развитие и совершенствование
транспортной инфраструктуры, создание
современных транспортно- - повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, кардинальное увеличение доли обработанной продукции, в том числе глубокой переработки, готовых изделий в общем объеме продукции; - обеспечение инновационного
характера развития отраслей
экономики края, технического и
технологического - решение проблем привлечения
в экономику и социальную Экологические и пространственные приоритеты развития Хабаровского края В структурном отношении Стратегия помимо экономического и социального блоков в качестве необходимых элементов включает также экологический и пространственный блоки целевых ориентиров. При этом региональная экологическая политика (наиболее открытая из всех политик, ибо природные системы не восприимчивы к административным границам) в качестве основных целевых ориентиров должна включать: - создание системы мер,
обеспечивающих - комплексную мелиорацию агроландшафтов, а также сохранение тех природных ландшафтов, которые могут быть использованы как туристские и рекреационные объекты; - формирование системы
мер, обеспечивающих снижение Особо важное политическое и социальное значение для обеспечения экологической безопасности российского Дальнего Востока имеет решение на государственном уровне проблемы международного характера, обусловленной трансграничным загрязнением реки Амура – крупнейшей трансграничной реки Евразии. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использования трансграничных вод от 29 января 2008 г. возлагает на стороны обязательства по принятию мер, направленных на противодействие трансграничному загрязнению окружающей среды. Китайской стороной в настоящее время реализуется программа экологического оздоровления крупнейшего притока р. Амура – р. Сунгари на сумму 1,9 млрд. долларов США, в то время как симметричные меры с российской стороны отсутствуют. Также актуальным является решение проблемы захоронения токсичных отходов, представляющих угрозу благополучию жителей края. Приоритетами региональной пространственной политики в рамках Стратегии следует рассматривать: - оптимизацию существующей
системы территориальной - определение пространственных границ и структуры бизнесов при формировании кластеров; - совершенствование сложившейся
сети расселения населения с
учетом привлечения мигрантов
из других районов Российской
Федерации, соотечественников из-за
рубежа, а также развития вахтовых
методов освоения природно- Внешнеэкономические приоритеты развития Хабаровского края Одним из важнейших стратегических приоритетов развития Хабаровского края является активное включение региона в систему мирохозяйственных связей в целях максимизации прямых и косвенных выгод от рационального обмена на рынках товаров, услуг и капитала. На всех этапах экономического развития Хабаровского края внешнеэкономическое сотрудничество является естественным фактором и условием развития экономики региона. На современном этапе основными формами внешнеэкономических взаимодействий края являются внешняя торговля и привлечение иностранного капитала. В 2007 году внешнеторговый оборот края, по оценке министерства экономического развития и внешних связей края, составил 5,1 млрд. долларов США (с учетом поставок нефтепродуктов, произведенных краевыми нефтеперерабатывающими заводами для целей экспорта, таможенное оформление которых осуществлялось сбытовыми подразделениями холдингов НК "Альянс" и НК "Роснефть", не зарегистрированными на территории края), превысив уровень 2000 года в 3,5 раза. Среднегодовые темпы роста краевого экспорта за период 2001 – 2007 годов составили 116,1 процента, импорта – 140,5 процента. Несмотря на опережающие темпы роста импорта над экспортом, формирование внешнеторгового оборота Хабаровского края происходило преимущественно за счет экспорта. Динамика внешней торговли Хабаровского края (млрд. долларов США) * 2007 год с учетом экспорта
и импорта товаров, услуг и
бункерного топлива, а также экспорта
рыбы, морепродуктов за пределами
таможенной территории Пиковые значения показателей экспорта и, соответственно, товарооборота в 2001 году и последующее их снижение в 2002 году обусловлено реализацией в указанный период крупных экспортных контрактов краевыми предприятиями военно-промышленного комплекса, валютные поступления от которых составляли основу краевого экспорта в разные годы. С 2007 года продукция, производимая нефтеперерабатывающими заводами Хабаровского края, отгружалась на экспорт через сбытовые подразделения холдингов НК "Роснефть" и НК "Альянс", не зарегистрированные на территории края. В этой связи поставки нефтепродуктов за рубеж не фиксировались таможенной статистикой как экспорт региона. В результате официальная таможенная статистика показывает резкое снижение (в 6 раз до 392 млн. долларов США) стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов в 2007 году. При этом нефтеперерабатывающими заводами региона было произведено нефтепродуктов для экспорта в объемах, сопоставимых с уровнем 2006 года. Основными факторами, обеспечившими положительную динамику импорта Хабаровского края, являлись: рост внутрирегионального платежеспособного спроса, реальных доходов населения, инвестиционной активности; укрепление рубля. Основу краевого импорта в 2000 – 2007 годах составляла продукция с высокой добавленной стоимостью, в частности, продукция инвестиционного назначения и промышленные товары народного потребления. Удельный вес данной продукции в товарной структуре импорта края в 2007 году составил более 80 процентов. Основу краевого экспорта в 2000 – 2007 годах составляли нефтепродукты, необработанные лесоматериалы, черные металлы, рыба и морепродукты, продукция машиностроения. По итогам 2007 года удельный вес нефтепродуктов в краевом экспорте составил 60 процентов, необработанных лесоматериалов – 23 процента, черных металлов – 5 процентов, рыбы и морепродуктов – 2,3 процента, продукции машиностроения – 1,6 процента. Основными потребителями экспортной продукции Хабаровского края являются страны Северо-Восточной Азии (СВА), и, прежде всего, Китай (44 % от общей стоимости краевого экспорта), Япония (21 %) и Республика Корея (10 %). Страны СВА также занимают лидирующие позиции в импорте региона, в том числе Китай (55 %), Япония (14 %) и Республика Корея (7 %). Доли по странам рассчитаны без учета нефтепродуктов, произведенных краевыми нефтеперерабатывающими заводами для целей экспорта и поставленных на экспорт не зарегистрированными на территории края сбытовыми подразделениями НК "Роснефть" и НК "Альянс". Внешняя торговля играет важную роль в формировании совокупного спроса и общих темпов роста в крае. Эффективную роль внешнего спроса подтверждает отношение экспорта к ВРП, которое по итогам 2007 года составило 44 процента. Неизменно высокой остается доля экспорта в объеме промышленного производства края. Удельный вес экспорта в объеме краевого производства нефтепродуктов составляет 57 процентов, рыбы и морепродуктов – 56 процентов, черных металлов – 52 процента. Доля импорта товаров потребительского спроса Хабаровского края в розничном товарообороте региона в последние годы находится на уровне 40 процентов. Не менее значима роль импорта в материально-техническом обеспечении предприятий края. Удельный вес машин и оборудования в импорте края составляет свыше 40 процентов. Заметное влияние на экономику региона, в том числе опосредованно через внешнюю торговлю, оказывает сотрудничество в области привлечения иностранных инвестиций. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края (млн. долларов США) Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Хабаровского края за период 1989 – 2007 годов, оценивается в 1,2 млрд. долларов США. Распределение накопленных на 01 января 2008 г. иностранных инвестиций в Хабаровском крае (процентов) В последние годы в Хабаровском крае усиливается концентрация объемов иностранных инвестиций в инфраструктурных отраслях: в 2007 году на развитие транспорта и связи края направлялось порядка 30 процентов объема привлеченного иностранного капитала. В долгосрочной перспективе параметры экономического развития Хабаровского края в значительной степени будут определяться динамикой и масштабами его внешнеэкономических взаимодействий. Активное включение региона в систему мирохозяйственных связей в целях максимизации прямых и косвенных выгод от рационального обмена на рынках товаров, услуг и капитала должно оставаться одним из важнейших стратегических приоритетов развития Хабаровского края. Основными направлениями, реализация которых позволит вывести экономику Хабаровского края на траекторию ускоренного и эффективного развития и преодолеть инерционность существующей модели развития его внешнеэкономических связей, являются: - диверсификация структуры производства и экспорта края за счет продукции научно-технической деятельности и готовых изделий, в первую очередь, высокотехнологичных товаров и услуг. Реализация этого направления напрямую связана с решением проблем низкой конкурентоспособности большей части региональной обрабатывающей промышленности; - создание комфортных
условий (не менее привлекательных,
чем в сопредельных странах
Азиатско-Тихоокеанского - развитие производственно- - всемерное содействие
программам производственной Возможности органичного включения Хабаровского края в процессы международной экономической кооперации и использования своих преимуществ в системе международного разделения труда объективно будут связаны с присоединением России к глобальным институтам. |
Информация о работе Социально-экономическая политика Хабаровского края