Социально-экономические реформы в послевоенной Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:10, реферат

Краткое описание

Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.

Содержание

Введение
1) Экономическое положение Германии во Второй мировой......4
1.1. Предвоенный период …...........................................................................4
1.2. Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)....................6
1.3. Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)........10
2) Послевоенное состояние экономики в Германии........14
2.1. Программы союзнического контроля над послевоенной Германией.................14
2.2. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны…16
3) Экономические реформы Людвига Эрхарда …......18
3.1. В преддверии экономических реформ в Западной Германии.............18
3.2. Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги..............................19
Заключение...........23
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

оСНОВЫ СОЦ-РЫН ХОЗ-ВА.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны.   
Проигравшая во Второй мировой войне, потерявшая около 10% своего населения, сократившая свой производительный потенциал более чем наполовину и разделенная на четыре зоны оккупации Германия находилась в тяжелейших экономических условиях.  
Промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура и жилищный фонд Западной Германии пострадали от войны в разной степени. Ряд авторов утверждает, что промышленность Западной Германии пострадала очень сильно, ссылаясь при этом на то, что промышленные предприятия были одной из главных целей авианалетов во время войны. Однако еще Эрхард утверждал, что ущерб от войны может быть достаточно легко устранен. В ходе своих встреч и консультаций с промышленниками и бизнесменами Эрхард убедился, что оборудование и здания по большей части повреждены незначительно, почти везде имеются значительные запасы сырья.   
 Другие специалисты также давали довольно оптимистические прогнозы. Так, анализ, проведенный на объединенных металлургических заводах, показал, что 12 из 16 важнейших заводов могут быть немедленно загружены, по крайней мере, на 30%.[13]  
Ряд исследователей высказывают мнение о том, что росту производства мешал дефицит ресурсов. Хотя. Как отмечал Эрхард, склады после войны были не так уж пусты, и у предприятий была прекрасная возможность наращивать свои запасы. К тому же предприятия сообщали правительству завышенные потребности в ресурсах для производства своей продукции. А излишки оседали на складах. Создание таких резервов с конца 1944 г. было очень выгодно, так как предприятия готовились к послевоенному времени. 

          Потери  в сельском хозяйстве были  меньше. Чем в промышленности. Объем  продукции сельского хозяйства  начал снижаться еще во времена  войны из-за потери территорий, нехватки оборудования. Минеральных  удобрений и снижения качества  посевного материала. Главной потерей для сельского хозяйства стала потеря восточного региона. Недостаточный объем сельскохозяйственной продукции привел к тому, что установленная норма калорий в день на человека (2400-3000 ккал) не выполнялась, в первые годы после войны в промышленно-развитых центрах Западной Германии рацион составлял всего 740-800 ккал. 
Наибольший урон в ходе войны получила транспортная инфраструктура, так как она являлась одной из целей бомбовых ударов противников. Так же было разрушено большое количество дорог и мостов самими немцами при отступлении. Что касается речного судоходства, то оно практически прекратилось. Сильно пострадали железнодорожный и автомобильный транспорт. Многочисленные разрушения железнодорожных сетей, мостов, тоннелей, недостаток запчастей временно парализовали железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт не функционировал из-за недостатка транспортных средств.  
Обширными были разрушения жилищного фонда. В результате войны была уничтожена пятая часть всего жилищного фонда. Потоки беженцев и выселенных с Востока усугубляли и так тяжелое положение с жильем.   
 Наибольшие потери жилищного фонда были в промышленных центрах. Так, в Берлине было разрушено 50% всего жилищного фонда, в Гамбурге – 60%, в Кельне – 70%. Городское население стремительно сокращалось. Например, в 1939 г. в Кельне проживало 750 тыс. чел., а в момент вступления в город американских войск – только 40 тыс. человек.[15]  
Ряд изменений произошел и в структуре населения. Самые неблагоприятные из них – это старение населения, значительное преобладание женщин над мужчинами, неравномерный рост населения по регионам. Но положительными моментами было то, что увеличилось количество трудоспособных граждан, а также улучшилась квалификация рабочей силы. Это выразилось в значительном росте квалификации большинства работников. Причина в том, что во время войны для низкоквалифицированных работ использовались иностранные рабочие, а немцы продвигались на места с более высокими требованиями. На этих местах немецкие рабочие овладевали соответствующими знаниями с помощью специальных образовательных программ.   
 Таким образом, после окончания Второй мировой войны в Западной Германии существовала экономическая система с преобладанием элементов плановой модели экономики. Больше всего из-за войны пострадали инфраструктура и жилищный фонд. Промышленность пострадала в меньшей степени и была готова к увеличению выпуска продукции. Сельское хозяйство было повреждено еще меньше, но потеря восточных земель привела к дефициту продовольствия. В целом, несмотря на определенные трудности, можно сказать, что экономика Западной Германии могла быть восстановлена за относительно небольшой период времени. 

 

3) Экономические реформы Людвига Эрхарда   
3.1 В преддверии экономических реформ в Западной Германии 

 
23 февраля 1948 г. США, Великобритания и Франция собрались на совещании в Лондоне, на котором предполагалось обсудить следующие вопросы:   
·       об общей политике Великобритании, США и Франции в отношении Германии;   
·       о будущем устройстве Западной Германии;   
·       о контроле над Руром;     
·       вопросы, касающиеся репараций, безопасности и т.д.   
 Лондонская конференция стала предвестником начала экономических реформ в Западной Германии, а также стала очередным толчком к противоборству с СССР, который не желал менять политику построения плановой экономики в Восточной Германии. В 1948 г. История Германии снова испытывает серьезный перелом.   
 Если попробовать оценить позиции западных союзников и СССР в начале 1948 г., то нельзя однозначно сказать кто из них прав. СССР по сравнению с западом добился больших успехов в восстановлении экономики в своей зоне. Советская администрация действовала достаточно профессионально в тяжелых послевоенных условиях: в восточной Германии в кратчайшие сроки были восстановлены инфраструктура и промышленность, нормализовалось продовольственное снабжение населения. Также были проведены преобразования: национализация и перераспределение собственности, земельная реформа. Следует заметить, что население не противилось таким преобразованиям, а наоборот большинство одобряло проведенные реформы. Таким образом, в 1948 г. СССР вполне имел право на лидерство в решении германского вопроса.    
 Напротив, три года хозяйствования западных администраций привели к еще большему хаосу в Западной Германии. Несмотря на то, что западные зоны оккупации обладали более значительным промышленным потенциалом по сравнению с советской зоной. США. Франция и Великобритания из-за неэффективного управления не смогли реализовать свои конкурентные преимущества.   
 Лишь холодная война и угроза потери политического контроля над Западной Германией заставили союзников всерьез задуматься над необходимостью проведения экономических реформ. Западной Германии суждено было стать отображением капиталистического мира, и на примере ее развития Запад хотел показать преимущества рыночной экономики, демократии и либерализма. В противовес этому, Восточная Германия была отображением социалистической системы со всеми ее преимуществами и недостатками. Такое экономическое и идеологическое соревнование было взаимовыгодным: восток учился рыночным принципам экономики, а Запад постигал положительные моменты государственной системы социального обеспечения Восточной Германии.   
 Так как Западная Германия остро нуждалась в радикальных экономических и валютных преобразованиях, то Великобритания, США и Франция сделали все возможное. Чтобы осуществить такую реформу максимально успешно. В случае успеха западные союзники могли рассчитывать на доверие и благожелательное отношение всего немецкого народа и на контроль над всей Германией. СССР противился проведению рыночных реформ, боясь потерять свое влияние в Центральной Европе. Конфронтация между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции нарастала.   
 К чести Западной Германии, у нее оказались собственные интеллектуальные силы, способные внедрить радикальные экономические преобразования. Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.  
 
3.2. Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги.  
 Важнейшей персоной, с которой традиционно связывают экономическую сторону успеха послевоенного восстановления Западной Германии, был Людвиг Эрхард (1897-1977). Видный экономист, он был директором Института экономических исследований в Нюрнберге до 1942 г., позднее он возглавлял Институт исследований промышленности. В 1945 г., являясь министром экономики в Баварии, Эрхард был привлечен союзными администрациями к разработке планов экономического возрождения Западной          Германии, а в 1948 г. был назначен директором Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. С 1949 по 1963 гг. - министр народного хозяйства Западной Германии. С 1957 г. - заместитель федерального канцлера и в 1963-1966 гг. - канцлер ФРГ.  
После крушения национал-социализма Эрхард выступает с лекциями, в которых доказывает преимущества экономических механизмов в экономике. Вскоре он разработал и выступил с теорией социальной рыночной экономики, в которой приоритетное место заняли социальные аспекты и вопросы жизненного уровня населения. Опираясь на то, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, ученый высказывал мнение о том, что необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Также он считал, что нужно постоянно повышать покупательную способность населения, так как целью экономики в конечном итоге является потребление. Эрхард доказывал, что производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов: производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта; увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.   
 Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Двигателем общественного благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество. 
В июне 1948 г. план восстановления и развития экономики был официально принят Франкфуртским советом и одобрен оккупационными властями. В это время также начинает реализовываться план Маршалла, который предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. Эрхард увидел в нем практически единственную возможность справиться с послевоенной разрухой. В итоге Западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам, так как считалось, что восстановление Германии - решающий фактор подъема Европы.   
 Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены почти одновременно. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты.    
 Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый гражданин получал по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще 20. пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. временно «замороженная » вторая половина обменивалась в соотношении 1:20. Благодаря избранной схеме, богатые, что называется, поделились с бедными, поскольку значительная часть нажитого спекуляцией капитала оказалась аннулированной. Работодатели получили кредит в сумме 60 новых марок на одного занятого. Получив наличность для выплаты первой зарплаты, предприятия в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.  
Следует отметить, что от проведения денежной реформы выиграли крупные собственники, так как реформа не касалась недвижимости, земли, средств производства, и товаров. Так же был учрежден новый Эмиссионный банк немецких земель и утвержден его устав, контролирующий его отношения с частными банками Западной Германии.  
Через несколько дней после введения денежной реформы последовала реформа цен. Ценовая политика строилась на принципе либерализации. Они были отпущены на свободу, однако был сохранен государственный контроль за ценами. Периодически публиковались каталоги "уместных цен". В разработке этих каталогов принимали участие профсоюзы и торгово-промышленные группы. Эти каталоги указывали "уместные цены" для ряда товаров потребления. Для достижения "уместных цен" через месяц был принят закон о запрете произвольного повышения цен. Также была разработана "программа широкого потребления", по которой производился товар с заранее известными, точно рассчитанными ценами. Сохранению стабильности валюты способствовало принятие закона о запрете произвольного повышения цен. Позднее были приняты законы о кредитной и налоговой политике, антимонопольные указы. Кредитная и налоговая политика были направлены на свободу предпринимательства, благодаря этому, по словам самого Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определяющим лицо рынка.   
 Но не следует думать, что после принятия реформ западногерманская экономика сразу же стала расцветать. Уже в начале 1950 ее постиг тяжелый кризис. Производство упало, и количество безработных существенно увеличилось. Этому было много причин: большие расходы на устройство беженцев, на инвалидов войны, нехватка средств на ввоз необходимого сырья, расходы, связанные с возмещением ущерба Израилю, а эффективность помощи США еще не сказалась в полной мере. По этим причинам, прекратились дотации и резко выросли цены. Обострились споры о новом курсе экономической политики, но Эрхард все же продолжал отстаивать идею рыночной экономики и о том, что необходимо направить экономику на конкуренцию. Для этого потребовалось увеличить экспорт и снизить цены, чтоб они соотносились с зарплатой.   
 И все же, несмотря на сложившиеся трудности, удалось добиться стабилизации экономики. За короткий срок исчез "черный рынок", магазины наполнились товарами, начал расти уровень жизни, т.к. вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Одним из самых важных элементов социального рыночного хозяйства являлся мелкий и средний бизнес, и государственная политика всесторонне способствовала его развитию и процветанию.  
 К 1953 г. на средних и мелких предприятиях работало больше половины всего занятого населения, а также производилось более половины продукции. Было ограничено вмешательство государства в экономику страны. Сократились расходы на оборону и поддержание безопасности.  
Следует упомянуть и об аграрной реформе, после проведения которой основная часть земельных угодий была передана мелким и средним собственникам. Сельское хозяйство развивалось интенсивным путем, внедрялись различные научные достижения, что приводило к увеличению производительности производства.                 
 К началу 1960-х гг. по объему производства и экспорту Западная Германия уступала только США. Такое бурное развитие экономики страны в 1950-60 гг. получило название «экономическое чудо». Результаты реформ заложили хорошую основу для развития экономики Западной Германии, и к 60-м годам она вырвалась в десятку самых экономически развитых стран мира.  
 
Заключение  
    История возрождения экономики Западной Германии после второй мировой войны представляет собой пример успешного претворения в жизнь идей либерализации экономики при содействии государства в хозяйственной жизни страны и обеспечении социальных экономических преобразований. Последствия Второй мировой войны для экономики Германии были катастрофическими: войной были разрушены 20 % промышленности, пострадало 40 % транспорта и транспортных сетей, 25% жилого фонда, кроме того страна потеряла ¼ часть своей территории и все свое имущество за границей. Безусловно, чувствовалась острая необходимость радикальных преобразований, которые смогли бы привести к стабилизации экономического положения в стране.  
Самым влиятельным из таких преобразований стала хозяйственная реформа Людвига Эрхарда, проведенная в 1948 году в Западной Германии, круто повернувшая судьбу этой страны: обесцененные бумажные деньги превратились в желаемую всеми валюту; запасы предприятий за несколько дней перекочевали на полки магазинов, исчезла спекуляция. За два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, достигнув "донацистского" уровня. Началось победное шествие Западной Германии как передовой страны Западной Европы, обгоняющей в хозяйственном отношении даже своих победителей.  
   Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны повсеместно распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть с ободные учреждения. Социально-рыночная модель экономики явилась причиной успеха концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку слияния экономической и социальной политик. Министр экономики Западной Германии Л. Эрхард, вошедший в историю как отец «экономического чуда» сумел за относительно короткий срок своими нововведениями добиться процветания и стабильности в Западной Германии.  
И в наши дни «немецкое чудо» несет изобилие на прилавки Германии, доступное каждому. На свою дневную заработную плату немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины и т.п. Однако «немецкое чудо» — это не только экономика. Как отметил в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех» Л. Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет полосу экономических реформ, немецкий народ вышел из нее новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной. 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы  
1.     Бобович И.М. История экономики: Учебник / И.М.Бобович. А.Л.Семенов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2002. – 360 с.  
2.     Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций / М.З.Бор. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 494 с.  
3.     Всемирная история: Учебник для вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 742 с.  
4.     Керль Г. Военная экономика и военная промышленность [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/ergos/17.html/18.html,свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.  
5.     Конотопов М.В. История экономики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец. и направлениям / М.В.Конотопов. – М.: Академ. Проект: Изд-во научно-образоват. литературы РЭА, 1999. – 367 с.  
6.     Конотопов М.В. История экономики зар. сран: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. и направлениям / М.В.Конотопов, С.И.Сметанин. – М.: Логос: Палеонтип, 2004. – 262 с. 
7.     Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке / А.И.Погорлецкий. – СПб.: - Издательство Михайлова В.А., 2001. – 683 с.  
8.     Реформы Людовика Эрхарда [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://know.su/link_9425.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.  
9.     Романова А. Реформы Эрхарда в Германии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/magazine.html?id=269, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. 

 


Информация о работе Социально-экономические реформы в послевоенной Германии