Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 23:36, курсовая работа
Целью исследования является - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Объект исследования - процесс работы социального педагога с подростками.
Предмет исследования - работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.
Введение...................................................................................................................
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния
образа жизни на здоровье детей.................................................................................
1.1 Понятия здоровье сберегающих технологий; функции, принципы
работы, классификация.................................................................................................
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление:
необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей.................
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни
с учетом возрастных, психолого-физиологических и социальных характеристик подростков......................
Выводы по 1 главе...............................................................................................................
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей и подростков............................................................................
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников..................................
2.2 Основные направления в деятельности социального педагога при работе с учащимися, склонными к употреблению спиртных напитков. Профилактика табакокурения и наркомании.....................................................................................................
2.3. Рекомендации социальному педагогу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков..........................................................................................................................
Выводы по 2 главе...................................................................
Заключение.....................................................................
Список литературы..........................................
Приложение
Уровень современного образования требует от молодых людей общего образования во всех сферах деятельности. Современное производство предполагает постоянное совершенствование, развитие профессиональных навыков, общего развития молодого поколения нашей страны. Связь современного производства с технически новым оснащением, так же тесно связано с наукой, творчеством.
Профессиональная деятельность требует творческого процесса, проявления знаний во многих областях науки.
Выводы по 1 главе
Сделав анализ научной педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей и подростков, мы пришли к выводам:
1. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.
2. Понятие здоровья отражает
качество приспособления
3. Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
4. Здоровый образ жизни
объединяет все, что способствует
выполнению человеком
5. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.
6. Деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни
2.1 Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников
Логика нашей курсовой работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов.
На констатирующем этапе мы преследовали цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.
Нами ставились следующие задачи:
Изучить состояние здоровья старшеклассников.
Выявить уровень состояния здоровья.
Выявить отношение учащихся к своему здоровью.
Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:
Анкетные тесты по скрининг - программе
Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей
Анкета выяснения отношения учащихся к курению
Вся программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.
Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты (см. приложение). Опрос направлен на выявление отклонения со стороны нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.
Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами «да»; «нет»)
Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья.
В опросе участвовало 20 учащихся старших классов (10 девушек; 10 юношей).
По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы (вопросы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7) -50%. У 80% учащихся слабость, утомление после занятий в школе; наблюдаются жалобы на беспричинные головные боли, после школы - 60%; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) - 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна - 35%; бывает слезливость - 30%.
Отсюда следует, что, оклонения в состоянии нервной системы могут быть:
вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;
учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день, находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;
под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей);
изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания;
В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями, нарушенями сна, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.
В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции, тяжело реагируют на получение плохой оценки. По мере уменьшения учебной нагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят.
Учащиеся требуют очень внимательного врачебно-педагогического подхода и общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и отдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на свежем воздухе.
Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы (вопросы 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17). Жалобы на боли в животе у 45%; бывают нарушения стула - 20%; боли после приема пищи, до еды - 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота - 5%.
Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены:
нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);
неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;
однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей);
гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом;
стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи;
из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.
В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:
оздоровительные мероприятия;
психотерапия;
прогулки;
плавание;
лечебная гимнастика;
частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;
соблюдение рационального режима в школе и семье;
сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.
На третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы (вопросы 8; 9). Бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение - 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у 30% детей.
У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:
наследственная отягощенность по гипертонической болезни;
снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;
хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов, гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);
ведущий фактор, в нарушении сердечнососудистой деятельности - умственное переутомление.
Дети с нарушениями сердечнососудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные боли, боли в области сердца, одышку, плохо спят.
Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.
На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы (вопрос 10). Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся.
Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у неоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.
Развитию заболеваний способствуют:
недостаточность витаминов и микроэлементов для растущего организма, что снижает защитные силы организма, ослабляет иммунитет;
низкий температурный режим в школе и дома, невозможность проветривания помещений, где застой воздуха способствует размножению болезнетворных микробов;
хронические очаги инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит).
Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры.
В результате проведённого анкетирования с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей были получены следующие сведения:
· На вопрос о соблюдении правил личной гигиены нами был получен 100% положительный ответ. Это обусловлено тем, что знания по гигиенической и медико-санитарной обработке дети получают в школе при изучении таких предметов как ботаника, зоология, анатомия. Также дети среднего школьного возраста, помимо закрепления знаний о режиме дня, личной гигиене, об уходе за жилищем, о предупреждении ряда инфекционных и глистных заболеваний и т.д. получают сведения о физиологических механизмах формирования осанки, о таких понятиях как круглая или плоская спина, искривление позвоночника, плоскостопие, а также о мерах их профилактики. По-видимому, сказалось и проведение факультативных занятий. Например: в период повышения частоты простудных или инфекционных занятий, проводились беседы о мерах профилактики этих заболеваний.
· 75% класса имеют свой личный распорядок дня. Из этого можно сделать вывод, что большая половина класса осознаёт, что: соблюдение режима дня предполагает более быстрое втягивание в работу, крепкий сон. Высокий процент положительных ответов обусловлен проведением факультативного занятия на тему: твой режим дня. Были затронуты следующие вопросы: влияние нормального режима дня на нормальное функционирование и чёткое взаимодействие всех органов и систем организма. О том, что правильное построение режима дня предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, года.
Было выяснено, что основными режимными моментами в суточном бюджете времени у учеников являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивные развлечения, прогулки, спортивные развлечения, прогулки, свободное время, приём пищи, ночной сон, помощь в семье.
· Результаты исследования свидетельствуют о том, что 50% класса дополнительно занимаются в спортивных секциях, группах. Это связано прежде всего с тем, что эти ученики состоят в общешкольных командах по различным видам спорта. Принимают участие в районных спортивно-классовых мероприятиях. А спортивные секции в свою очередь способствуют повышению общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов, и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях.
В данной школе организованы лекционные занятия по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис.
Для выяснения предъявляемых причин курения была составлена анкета, состоявшая из 11 вопросов.
Вопрос 1 «Пробовали ли Вы когда-нибудь курить?» помогает сразу понять, в какую подкатегорию попадает человек.
Подвопросы «Если да, то в какой ситуации», «Почему?», «Если нет, то исходя из каких убеждений» раскрывают причины, толкнувшие человека к курению или отказу от него.
Вопрос 2 «Курят ли члены Вашей семьи?» был поставлен для того, чтобы понять, влияет ли наличие курящих членов семьи на курение или отказ от него у других членов семьи.
Подвопрос «Если да, то кто» - для того, чтобы выяснить, кто из членов семьи больше других влияет на курение или отказ от него у остальных ее членов.
Вопрос 3 «Курят ли Ваши друзья» (можно указать несколько вариантов ответов)» - выяснение влияния курящих или некурящих друзей на курение опрошенных.
Вопрос 4 «Есть ли у Вас в кармане спички или зажигалка?» являлся вопросом на доверие, поскольку почти наверняка курящий человек имеет в кармане что-либо из перечисленного.
Информация о работе Социально педагогические проблемы здорового образа жизни детей