Социальные взгляды Максима Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:51, доклад

Краткое описание

Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог, один из ведущих русских социологов.
Ковалевский родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Харьковского университета. После окончания университета Ковалевский учился в Берлине, Париже и Лондоне.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные взгляды Максима Ковалевского.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)

Социальные взгляды  Максима Ковалевского

Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог, один из ведущих русских социологов.

Ковалевский родился  в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника. После  окончания гимназии он поступил на юридический факультет Харьковского университета. После окончания университета Ковалевский учился в Берлине, Париже и Лондоне. 

С 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в  Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы как  общих, так и специальных дисциплин - сравнительной истории права, истории  политических учреждений, истории американских учреждений, сравнительной истории  семьи, собственности, истории Древнейшего  уголовного права и процесса. Свободное  слово Ковалевского и критическое  отношение к правительственной  политике делало его в глазах Министерства просвещения «опасным человеком», и  поэтому он был отчислен из университета.

В 1887 году Ковалевский  вынужден уехать за границу. Поселившись  во Франции, Ковалевский погрузился в научную работу. Именно в эти  годы им написаны самые известные  научные труды. «Происхождение современной  демократии, «Очерк происхождения и  развития семьи и собственности» , «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», «Развитие народного хозяйства в Западной Европе», принесшие ему славу социолога, юриста, историка.

Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский  возвращается на Родину, уже ученым с мировым признанием. В его  творчестве органически переплелись  право, социология, история, экономическая  теория, этнология, публицистика. С  его именем связаны становление  русской социологической школы  права.

Среди научных интересов  Ковалевского особое место занимала социология. Трудно назвать другого  ученого, который сделал бы так много  для развития социологии в нашей  стране, для распространения социологических  идей.

М. Ковалевский  является автором многих работ в  области социологии. Среди них  особое место занимают «Социология», «Современные социологи», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Социология и сравнительная история права»  и другие.

Социологические взгляды Ковалевского весьма содержательны и оригинальны.

Во-первых, они характеризуются историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились в один историко-сравнительный метод социологии, что было новым, оригинальным подходом.

Во-вторых, они  носят плюралистический характер. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов.

Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая им была реализована  в многочисленных работах.

Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция  генетической социологии связана с  идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей  основе позитивистские традиции. Ковалевский  всегда был верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял.

Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей  своей целью установление законов  и тенденций общественного развития.

Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей  исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д.

Ковалевский, рассматривая развитие форм социальности (культурности), исходил из плюралистических позиций. Для него генетическая социология, как тип и антропологии, включала в себя поиск объективных закономерностей развития форм социальности, а также интерпретацию, поиск смысла тех или иных норм, «невидимого» духовного мира, связанного с переживаниями, верованиями, идеологиями, суевериями.

 

Основной идейный стержень всей системы социологических взглядов и построений М.М.Ковалевского составляла плюралистическая теория прогресса, понимавшаяся им как непрерывное и самопроизвольное развитие ценностей, создаваемых человеком; при этом М.М.Ковалевский был убежден в закономерности постепенного эволюционного развития общества, развития, исключавшего явления статики и регресса и насильственных революционных переворотов.

Теорию прогресса М.М.Ковалевский  распространял на историю развития государства, его структур власти и институтов самоуправления.

В духе О.Конта, М.М.Ковалевский  полагал, что различные цивилизации, даже далекие друг от друга, проходят через одни и те же фазы развития, сходство которых объясняется повсеместным и всегдашним действием одних  и тех же сил, одних и тех  же социологических законов.

М.М.Ковалевский был убежден  во взаимной обусловленности всех общественных явлений, всех частей социальной системы, верил в возможность существования  социального консенсуса, который  для О.Конта был основной социологической  идеей.

Развивая идеи солидарности, выдвинутые европейскими философами, М.М.Ковалевский обосновал свою теорию "общественной солидарности", создаваемой "замиренной средой", в которой  присутствует социальный мир, главенствуют взаимозависимость и общность интересов  различных социальных групп населения.

Выступая против левого экстремизма  в общественной мысли и практике политической борьбы, М.М.Ковалевский  отстаивал идеи социальной солидарности и общественного порядка на основе политико-правового прогресса как в общечеловеческой истории, так и в истории отдельных стран.

Теория прогресса и  солидарности М.М.Ковалевского, несмотря на зримую разницу эпох начала XX и  начала XXI веков, не утратила своей научной  значимости и общественно-политической актуальности, являясь обоснованием научным прогнозом о приемлемых для всего человечества перспективных  направлениях его развития, избегая  войн и революций.

Сравнительно-исторический метод, обоснованный и широко примененный  М.М.Ковалевским к его социологическим  изысканиям и выводам, стал универсальным  методом синтеза и в частности - сравнительной истории учреждений, как одной из ключевых тем широчайшей сферы научных интересов крупнейшего ученого. В этом методе М.М.Ковалевский видел ключ к объяснению характерных черт сходства и различия разных народностей мира. Этот метод с успехом был им неоднократно применен в исследованиях, посвященных европейской, мировой и российской тематике.

Основываясь на теоретических  постулатах прогресса, солидарности, "замиренной среды", постоянно применяя сравнительно-исторический метод, М.М.Ковалевский анализировал генезис государственной власти, считая, что государство возникло из фактов состояния человеческого общества на определенном этапе в виде "замиренной среды" и стремлению к общественной консолидации в целях необходимости обеспечения общественной безопасности. Он рассматривал государство не как продукт неизбежной классовой борьбы, а как выражение социальной солидарности и поступательной деятельности "замиренной среды".

Одна из главных научных  тем М.М.Ковалевского - взаимодействие государственных учреждений и политических теорий в их исторической последовательности в западно-европейской истории стала предметом исследований, представленных в его фундаментальном трехтомном труде "От прямого народоправства к представительному и от конституционной монархии к парламентаризму". Здесь был обобщен огромный материал для характеристики "поступательного хода гражданственности", начиная с эпохи первобытного права и оканчивая периодом свободного самоопределения общества в форме закона, издаваемого народными представителями, закона, осуществление которого вверяется их уполномоченным".

Именно тенденция к  представительному законодательству старался выделить М.М.Ковалевский  в своих исследованиях по российской проблематике, в частности, в изучении ее политических учреждений. Как и  во всех исследованиях М.М.Ковалевского по европейской и общемировой  проблематике, им и здесь был применен сравнительно-исторический метод. Как  основной, как необходимая составная  часть его генетической социологии, концептуально связанной с идеей  прогресса. Сравнительно-исторический метод позволил ученому доказать неизбежность исторического следования России путем цивилизованного европейского политического развития на основе начал  представительства и самоуправления, прозреть через многие десятилетия  ее грядущее.

Позитивно оценивая практику реформ, вызванных инициативой верховной (монарх) и высшей (правительство) власти, М.М.Ковалевский в первую очередь  рассматривал результативность реформ, направленных на активизацию общественной самодеятельности, участия в управлении определенных социальных слоев, роль которых  становилась к XX в. все более значимой и востребованной в государстве - дворянство и значимыми сословиями и социальными слоями: купечеством, интеллигенцией. Поэтому наибольшую результативность в политико-социальном отношении М.М.Ковалевский отмечал за "Великими реформами" 60-70 гг. XIX в., особенно земской, отчасти городовой, а также образовательной и военной, считая, что реформы способствовали распространению в не ведавших того ранее народных массах европейских идеалов свободы, равенства перед законом и общественной солидарности" проводниками которых были круги российской интеллигенции. М.М.Ковалевский твердо верил в необходимость и неизбежность для России реформационного курса, отмеченного реалиями реформационных инициатив Александра 1 и Александра П, рассчитывал на результативность деятельности Государственных Дум начала XX века.

Анализируя европейскую  практику деятельности представительных учреждений, М.М.Ковалевский с большим  интересом и внимание подходил к различным формам государственного устройства стран Европы, в частности, к представительной демократии, видя в ней позитивные перспективы".

Предвидя поступательный ход развития "новой гражданственности", будущее торжество общественной солидарности или справедливости, М.М.Ковалевский  предполагал неизбежность "одинаковых эволюционных изменений в общественном и политическом укладе", в социально-политической структуре ведущих стран мира. Веря в возможность построения "Общества будущего", он считал, что в новом XX веке мир стоял "в самом начале этой новой эволюции".

В отношении России эта "новая  эволюция", по мнению Ковалевского, должна была выразиться не столько  в замене монархии республикой, сколько  в позитивном реформационном политическом и социальном процессе, в расширении "прав личности".

М.М.Ковалевский был убежден, что политика, учитывающая положения  и выводы социологии, может быть прогрессивной в эволюционном пути развития общества.

Вера и глубокая убежденность М.М.Ковалевского в поступательное развитие человеческого общества, в  торжество разума, в толерантность  человеческих отношений, в возможность  создания договорного межгосударственного  механизма в форме мировых  союзов, способных предотвратить  катастрофы мировых войн, в политическую эволюцию народов и государств - находит себе подтверждение в  современной картине межгосударственных политических отношений, развитии различных  форм парламентаризма, приоритетах  прав человека и свободы личности как высших ценностей, выработанных человечеством.

В целом же следует сказать, что М.М.Ковалевский был в свое время и является поныне признанных в европейской науке русским ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем очень важного либерального направления в российской научной жизни. Имя М.М.Ковалевского уже более сотни лет с начала его научной деятельности стало навсегда вписано большими буквами в летопись русской и мировой науки, в первую очередь - социологии.


Информация о работе Социальные взгляды Максима Ковалевского