Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:38, контрольная работа
Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.
Социальные группа: сущность, типология
Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.
Внешние отличительные
признаки социальной группы: 1) статика
существования, которая проявляется
в непрерывной динамизации
Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой социальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения социальных групп имеет давнюю традицию. Еще Т. Гоббс попытался дать определение социальной группы как "...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом", и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории социальных групп является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение социальных групп внес Кули, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория социальных групп получила в работах Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия социальной группы с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом.
В социологических теориях вопрос изучения социальных групп имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие "социальная группа" имеет свою специфику в интерпретации.
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками
внутренней организованности группы является
наличие в ней органов
Признак |
Численность |
Контакт |
Членство |
Структура |
Связи |
Примеры |
Малая группа |
Десятки человек |
Личностный |
Реальное поведенческое |
Развитая внутренняя неформальная |
Непосредственные трудовые |
Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов |
Средняя группа |
Сотни человек |
Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов |
Функциональное |
Юридически оформленная (отсутствие неформальной структуры) |
Трудовые, опосредованные официальной структурой организации |
Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы |
Большая группа |
Тысячи человек |
Отсутствие контакта |
Условное социально-структурное |
Отсутствие внутренней структуры |
Трудовые, опосредованные социальной структурой общества |
Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия |
В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.
Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.
В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.
Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.
Еще одна классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.
Автор: Андрей Руднев http://socupr.blogspot.com/
2.Квазигруппа:понятие,виды(
Введение
Понятие и признаки квазигруппы
Наряду с массовыми и групповыми общностями,
ученные выделяют ряд обществ, которые
получили название квазигруппы.
Как правило, они появляются непреднамеренно,
случайно, в них отсутствует устойчивое
ожидание, а взаимодействия носят односторонний
характер (например, только беседа и никаких
других видов действий)
Такие группы могут превращаться в собственно
социальные группы, если в ходе постоянного
взаимодействия будет возрастать степень
социального контроля между её членами.
Для осуществления этого контроля необходима
некоторая степень кооперации и солидарности.
Признаками квазигруппы являются:
• спонтанность образования;
• неустойчивость взаимодействий;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях,
либо однонаправленность связей;
• кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное
время, после чего либо окончательно распадаются,
либо трансформируются, либо развиваются
до уровня социальных групп.
2. Аудитория
Одним из основных видов квазигрупп является
аудитория. Под аудиторией понимается
общность людей, объединенных взаимодействием
с коммуникатором (индивидом или группой),
владеющим информацией и доводящим ее
до этой общности.
Аудитория может осуществлять как непосредственное
взаимодействие с коммуникатором (например,
слушать уличного оратора, объявление
распорядителя в магазине), так и опосредованное,
через СМИ.
.
Наиболее характерной чертой
аудитории является практически одностороннее
взаимодействие, слабая обратная связь
с коммуникатором, особенно в том случае,
если аудитория большая. Любая аудитория,
в силу особенностей восприятия информации
отдельными ее членами, имеет тенденцию
к разделению на отдельные общности, в
которых начинаются взаимное общение
и обмен мнениями по поводу услышанного.
Это позволяет каждой из выделившихся
общностей, которые называются социальными
кругами, составить общее мнение относительно
каких-либо событий.
В повседневной жизни человек часто сталкивается
с аудиториями. Внимаем ли мы оратору в
лекционном зале или тамаде за столом,
читаем ли газету или слушаем радио —
во всех случаях мы являемся членами аудиторий
разного типа[1. С. 173- 175].
Понятие «публика» ввел в оборот французский
социолог Габриэль де Тард. Публика - это
социальная общность, в основе которой
лежит сходство мнений. Проблема воздействия
на аудиторию, возможностей ее разделения,
а также усвоения ею нужной информации
является важной в политике, менеджменте,
работе среди массовой информации.
3. Толпа
Толпа — это собрание людей, находящихся
и замкнутом физическом пространстве
и объединенных общностью интересов. Исследованиями
толпы занимались многие известные ученые
французские социологи Г. Тард и Г. Лебон,
итальянец С. Сигеле, русский социолог
Н.Михайловский и др. Например, Г. Тард
определил толпу как «множество лиц, собравшихся
в одно и то же время в определенном месте
и определяемых чувством, верой и действием»[2.
C. 48].
Социальная структура толпы проста и редко
бывает сложнее, чем разделение на лидеров
и всех остальных. Но толпа — нечто большее,
чем простая агрегация индивидов. «Физически
ограниченное пространство приводит к
социальному взаимодействию даже в тех
случаях, когда люди в толпе стараются
избегать межличностного контакта. Простое
осознание присутствия вокруг нас других
людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями
взаимообмену, основанному на общении
с избеганием контакта глаз, на лицевой
мимике, жестах, позах, и даже стилях одежды».
Толпы сильно различаются по своему характеру
и поведению. Толпа одного типа может быть
быстро трансформирована в толпу другого
типа. Например, «обусловленная толпа»
— в неистовствующее сборище. Однако чаще
всего толпы имеют определенные общие
характеристики, связанные с психологическими
особенностями поведения в ней человека.
Нельзя не согласиться с Г. Тардом в том,
что всякая толпа иррациональна и легко
поддается внушению. Она повторяет одни
и те же движения, одни и те же крики, она
мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя,
обращаться к ее разуму бесполезно. Бороться
с толпой таким путем — все равно, что
бороться с циклопом. Она криком, воем,
топаньем заглушает всех, кто не умеет
ей угодить. Собравшись в большом количестве,
толпа, из кого бы она ни состояла — из
профессоров или кочегаров, — прежде всего
теряет способность владеть собой, ибо
она не мыслит, а чувствует. В этой ситуации,
с точки зрения Г. Тарда, кочегар и профессор
ничем не отличаются друг от друга, оба
чувствуют одинаково. То есть толпа делает
из человека автомат, ослабляя и уничтожая
его индивидуальность[2. C. 48].
Таким образом, мы видим, что люди, находящиеся
в толпе, как правило, более внушаемы и
скорее принимают мнения, чувства и действия
большинства, нежели находясь вне толпы.
К тому же они имеют тенденцию к более
спонтанной манере поведения, чем в общих
условиях, не задумываются над своими
действиями, их поведение в толпе основано
на эмоциях.
Толпа часто действует как целое, ее члены
не выделяются и не воспринимают себя
как отдельных индивидов, они чувствуют
себя незначительными и неузнаваемыми
в толпе. А поскольку люди, составляющие
толпу, анонимны, они начинают чувствовать
себя вне социального контроля, понимая,
что до них трудно «добраться».
На основе вышесказанного можно сделать
вывод, что толпа обладает такими психологическими
характеристиками, как эмоциональность,
спонтанность, внушаемость, анонимность
и неуязвимость.
В социологии распространена следующая
типология толпы в зависимости от способа
ее формирования поведения.
- Случайная толпа обладает наиболее неопределенной
структурой. Ее примером может быть обычное
собрание людей на улице, где произошло
неординарное событие (появление знаменитости,
ДТП, и т.д.). В этом виде толпы людей объединяет
либо незначительная цель, либо вовсе
бесцельное времяпрепровождение. Индивиды
слабо эмоционально включены в случайную
толпу и могут свободно отделить себя
от нее.
- Обусловленная толпа — собрание людей,
заранее планируемое и относительно структурированное.
В данном случае толпа «обусловлена» в
том смысле, что поведение ее членов находится
под воздействием определенных, заранее
установленных социальных норм. Например,
толпа, собравшаяся на представление,
ведет себя по-разному в театре, на стадионе,
на собрании и т.п. Все это виды обусловленной
толпы.
- Экспрессивная толпа — особая квазигруппа,
которая обычно образуется для личного
удовольствия ее членов, поэтому активность
людей здесь сама по себе уже является
целью и результатом, например, танцы,
религиозные собрания, рок-фестивали и
т.д.
- Действующая толпа. Под термином «действующая»
подразумевается весь комплекс действий
толпы. Это беснующееся сборище или другие
формы общностей с экстремальными типами
поведения. Чаще всего при исследовании
социальных процессов действующей толпе
придается больше значения, чем всем другим
видам толпы[1.C-175- 176].
Одной из важнейших разновидностей действующей
толпы является сборище — как эмоционально
возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным
действиям. Сборища обычно имеют лидеров,
однонаправленных в своих агрессивных
намерениях и требующих строгого конформизма
от всех своих членов. Действия сборища
направляются на какой-либо определенный
объект и носят кратковременный характер.
После этого сборище, как правило, распадается.
Распространенным примером сборища является
линчующая толпа, которая имеет очень
узкую направленность и после достижения
цели быстро распадается. Люди, входившие
в линчующую толпу, в обыденной жизни могут
ничем не напоминать членов жестокого
и активно действовавшего сборища.
Другая важная разновидность действующей
толпы — восставшая толпа. Такая толпа
отличается от сборища тем, что во время
восстания поведение людей менее структурировано,
целенаправленно и менее устойчиво. Восставшая толпа
может состоять из различных групп, преследующих
свои цели, но в критический момент действующих
сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей
степени подвержен различным случайным
влияниям извне, ее действия в большинстве
случаев непредсказуемы.
4. Социальные круги
Среди квазигрупп наиболее близкими к
устойчивым социальным группам являются
социальные круги. В соответствии с определением
Я. Щепаньского, «социальными кругами
мы называем свободные союзы, основанные
на контактах с очень слабо установленной
связью, лишенных устойчивых отношений
между членами»[3. C. - 78].
Социальные круги - это социальные общности,
созданные с целью обмена информацией
между их членами. Эти общности не ставят
каких-либо общих целей, не предпринимают
совместных усилий, не имеют исполнительного
аппарата. Основная функция социальных
кругов состоит в обмене взглядами, новостями,
комментариями, аргументами. Можно сказать
метафорически, что круги - это общности
дискутирующих людей.
Однако надо отметить, что основное отличие
социальных кругов заключается в том,
что взаимодействие в них направлено почти
полностью на обмен информацией. Поэтому
социальные круги — это общности, созданные
в целях обмена информацией между их членами.
Они не ставят каких-либо общих целей,
не предпринимают совместных усилий, не
имеют исполнительного аппарата. Основная
функция социальных кругов состоит в обмене
взглядами, новостями, комментариями,
аргументами. Узкая направленность взаимодействий,
пассивность, отсутствие единства делают
социальные круги неустойчивыми объединениями.
Вместе с тем индивиды, их формирующие,
проходят определенный отбор в основном
по двум критериям: общая заинтересованность
в теме дискуссии (так образуются, например,
кружки по интересам; круги футбольных
болельщиков, обсуждающих итоги матча;
собрание людей, обсуждающих политические
события и т.п.); принадлежность к определенной
субкультуре (например, деловые круги,
объединяющие бизнесменов; круги высших
слоев общества; круги профессионалов,
обсуждающих специфические, узкопрофессиональные
вопросы, и т.д.)[1. C. 177].
В классификации Я. Щепаньского представлены
несколько разновидностей социальных
кругов[3. С. 78-79].
а) Контактные круги — это общности людей,
постоянно встречающихся, например, на
спортивных состязаниях, в транспорте
или в очередях. Наличие общей заинтересованности
в теме дискуссии позволяет им завязывать
мимолетные знакомства или обмениваться
мнениями по интересующим их вопросам.
Границы таких общностей крайне неопределенны,
размыты, их состав во многом определяется
пространственными контактами. Контактные
круги легко создаются, но также легко
и распадаются. Возникновение таких кругов
характерно для вновь созданных студенческих
групп, когда их члены начинают искать
общие темы и интересы, образуют небольшие
кружки, быстро возникающие и также быстро
распадающиеся.
б) Профессиональные круги, или круги коллег,
представляют собой общности, члены которых
собираются для обмена информацией исключительно
по профессиональному признаку. Они возникают
в рамках формализованных групп на симпозиумах,
встречах, совещаниях среди рабочих, инженеров,
ученых, артистов. Наиболее известны политические
круги, создаваемые профессиональными
политиками для обмена информацией в области
политической деятельности. Профессиональные
круги являются более прочными образованиями,
чем контактные крут, часто переходят
в устойчивые социальные группы.
в) Дружеские круги — это общности, состоящие
из индивидов, объединенных отношениями
дружбы и возникающие по поводу обмена
интересующей их информацией. Обычно под
дружескими социальными кругами подразумеваются
компании, время от времени собирающиеся
и обсуждающие насущные проблемы или состоящие
в переписке. Дружеский круг может превратиться
в дружескую группу, если входящие в него
индивиды будут действовать согласованно,
разделять сходные образцы поведения
и иметь систему ожиданий относительно
действий друг друга.
г) Статусные социальные круги образуются
по поводу обмена информацией среди индивидов,
имеющих одинаковые или близкие статусы.
Примером таких общностей можно считать
аристократические крути, круги изгоев
(бомжей), женские или мужские круги, круги
пенсионеров. Во всех приведенных случаях
круг формируется из личностей, занимающих
одинаковые статусы. Статусные социальные
круги формируются в основном по принципу
принадлежности к одной субкультуре, а
потому являются относительно труднодоступными
для индивидов, имеющих другой статус.
Социальные группы можно рассматривать
как общности людей с устойчивыми взаимодействиями
и наличием взаимных ожиданий, координацией
действий, кооперацией и солидарностью
по поводу общих целей и культурных образцов.
Каждый индивид в разные моменты своей
жизни входит на правах участника в несколько
групп. Так, он является членом семьи, студенческой
группы, спортивного общества, дружеской
группы и т.д. В результате социолог, изучающий
общество, сталкивается с огромным числом
самых разнообразных групп, различающихся
по размерам, степени организованности,
характеру внутригрупповых взаимодействий,
поведению членов группы и многим другим
признакам. Эта пестрая картина усложняется
тем, что одни и те же люди через призму
своего социального опыта и своей культуры
видят по-разному эти группы. Все это говорит
о необходимости начинать изучение социальных
групп с классификации, позволяющей выделять
я оценивать основные виды групп, а также
определять степень внутригруппового
и межгруппового взаимодействия.
Заключение
Все социальные круги могут иметь неформальных
лидеров — «лидеров мнения», т.е. лиц, которые
обобщают различные мнения, суждения,
высказывания, но не могут влиять на поведение
его членов.
Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться
как некоторые переходные образования
на пути к устойчивым социальным группам
с устоявшимися взаимосвязями.
В массовых общностях нет взаимодействий,
а следовательно, социальный контроль
практически отсутствует, они представляют
собой абстрактные сообщества, выделяемые
по одному признаку. В ходе преобразований
массовых общностей в групповые, квазигрупп
в группы, социальный контроль в них усиливается.
Все социальные группы тоже обладают различной
степенью социального контроля. С уменьшением
группы усиливается социальный контроль
и увеличивается прочность социальных
связей. Это происходит в результате того,
что с уменьшением группы увеличивается
число межличностных взаимодействий.
Исследования последних лет показали,
что теория "возникающих норм" в целом
верно объясняет процессы, происходящие
в толпе. Отсюда следует, что для управления
поведением толпы важно определить источники
возникновения норм, их носителей и возможности
целенаправленного воздействия на их
создателей.
Список использованных источников и
литературы.
1. Фролов С.С. //Основы социологии. – М.:
Юристъ, 1997 г.
2. Громов И., Мацкевич А., Семенов В.// Pападная
социология.- СПб.: Ольга, 1997.
3. Щепаньский Я. //Элементарные понятия
социологии. – М.: Прогресс, 1969.
4. Добреньков В.И., Социология: Учебник
для вузов. – М.: изд-во «Инфра-М», 2007.
5. Фролов С.С., Социология: Учебник для
вузов. - М.: Наука, 2004.
6. Фролов С.С. //Социология// электронный
ресурс. – Библиотека "Полка букиниста".http://polbu.ru/
7. Мухаев Р.Т.// Социология. – М.: Проспект,
2010.
8. Под общей редакцией Мягкова А.Ю.// Социология.
Основы общей теории. – М.: Флинта: НОУ
ВПО «МПСИ», 2011.
Социальная общность :сущность, виды
1. Виды социальных общностей и их характерные черты
Социальная общность является одной из важных составляющих социума.
Социальные общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической науки. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественно-исторического процесса.
Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:
1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;
2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;
3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.
Социальные общности отличаются огромным
разнообразием конкретно-
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.
По
времени продолжительности
По
плотности связи между
Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.
В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:
1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);
2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;