Социальные группы: структура и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:09, реферат

Краткое описание

Социальная группа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции – взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Р.Мертон выделил три основных признака группы. Первый – определенный способ взаимодействия между ее членами. Второй – членство – чувство принадлежности к данной группе. Третий – групповая идентичность с точки зрения значимых других.
Общество представляет собой совокупность самых различных групп. Количество групп по оценкам специалистов превышает численность населения Земли в 1,5-2 раза. И все это потому, что один индивид может состоять сразу в 5-6 группах.

Содержание

Введение 3
1. Социальная группа 4
2. Стереотипы 10
3. Группавая динамика 16
Заключение 20
Список литературы: 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по соц-и.docx

— 53.66 Кб (Скачать файл)

 

Референтные группы

Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов [1,257].

Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию с большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше примеры демонстрируют это.

Различают нормативные и  сравнительные референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в чужую страну пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной» [1,244].

Сравнительная функция проявляется  в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

  1. Стереотипы

 

Аутгруппы

Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов. Социальный стереотип – это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы – легкомысленны, англичане – замкнуты и молчаливы, жители города N – тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки) [3,167].

Возникнув однажды, стереотип  распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным. Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы.

Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но так или иначе стереотипы становятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых установок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным восприятием (выбираются только часто повторяющиеся инциденты или случаи, которые замечаются и запоминаются), селективной интерпретацией (интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи – предпринимателе, богатые люди – жадные и т.п.), селективной идентификацией (ты выглядишь как цыган, ты выглядишь как аристократ и т.п.) и, наконец, селективным исключением (он совершенно не похож на преподавателя, он поступает не как англичанин и т.п.). С помощью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат питательной средой для формирования стереотипов.

Стереотипы постоянно  изменяются. Бедно одетый, испачканный  мелом учитель как частный  стереотип фактически умер. Исчез  также достаточно устойчивый стереотип  капиталиста в цилиндре и с  огромным животом. Примеров можно привести огромное множество.

Стереотипы постоянно  рождаются, изменяются и исчезают потому, что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью  мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять линию поведения в общении с представителями аутгрупп. Люди всегда воспринимают стереотип быстрее, чем истинные черты личности, так как стереотип – это результат многих, подчас метких и тонких суждений, несмотря на то, что только некоторые личности в аутгруппе полностью ему соответствуют [2,298].

Группы, разделяемые по характеру, взаимоотношений между их членами

Первичные и вторичные  группы

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко  заметно в первичных и вторичных  группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как  личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие  интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными  и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующие на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и  «вторичная» группы лучше характеризуют  типы групповых взаимосвязей, чем  показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так, группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой, здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным ее принципом является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно, относится к вторичным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют  личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной  группы может найти в ней эффективный  механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически  всегда содержат в себе некоторое  число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные  группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Малые и большие группы

Анализ социальной структуры  общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала  элементарная частица общества, сосредоточивающая  в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа  была выбрана так называемая малая  групп, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов  социологических исследований.

Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными  отношениями, малая группа стала  рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Оллпорт трактовал малую группу как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании». Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Лучше всего современный  взгляд на сущность малых групп выражен  в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме  непосредственных личных контактов». Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с  каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают  и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники  не имеют постоянного личного  общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо  всех учениках школы – большая  группа.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной  в зависимости от того, какой тип  взаимоотношений существует между  ее членами. Что касается большой  группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р.Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками [5,141]. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

1)не ориентированные на групповые цели действия;

2)групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;

3)конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

1)рациональные целеориентированные действия;

2)групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

3)конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего  малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как  деятельность больших групп рационализирована  в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке  группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Изучение малых групп  в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в  которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

  1. Группавая динамика

 

Размер групп

Для понимания групп требуется  нечто большее, чем простое понимание  человеческого поведения, поскольку  группы являются источниками, питающими  человеческие качества. Хотя мы рассматриваем  группы как объекты – определенные и четко ограниченные социальные единицы, значимость и сила групп  определяется не их стабильностью, а  их динамическими характеристиками [5,150].

Размер групп как структурный  компонент оказывает влияние  на характер взаимодействий. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид  получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Популярная поговорка «Два человека – компания, три – толпа» отражает важное отличие между группами, состоящими из двух человек, и группами, состоящими из трех человек. Группы, состоящие из двух человек – диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой. Действительно, большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений «один-к-одному».

Социолог Джон Джеймс и  его студенты провели наблюдения за 7405 неформальными взаимодействиями между пешеходами, игроками на спортивной площадке, пловцами и покупателями. Они обнаружили, что 71% всех неформальных и рабочих взаимодействий составляли взаимодействия двух человек; 21% – взаимодействия трех человек; 6%– взаимодействия четырех  человек и только 2% – взаимодействия пяти или большего числа человек.

Чувства и эмоции, как  правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Однако этот фактор сказывается также  на относительно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует шаткий баланс, потому что если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Вопреки ожиданиям, отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Добавление к группе третьего члена – образование триады –  коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. При таком  раскладе один из членов группы может  оказаться в положении “самозванца” или “постороннего”. Однако в некоторых  обстоятельствах этот третий человек  может взять на себя роль посредника или миротворца.

Информация о работе Социальные группы: структура и классификация