Социальные группы и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Группа – это нечто большее, чем собрание людей. Социологи отличают ее от агрегата – просто набора анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в торговом центре, болельщики, стоящие в очереди за билетами на футбол, публика на концерте и толпа, следящая за хоккейным матчем, – все это примеры агрегатов. Индивиды выходят из агрегата и входят в него довольно легко и часто. Поскольку люди вступают друг с другом в скоротечные и временные отношения, модели социальной упорядоченности существуют недолго. Однако это не должно давать основания игнорировать агрегаты. Группа отличается также и от категории – собрания людей с одним общим качеством, которое расценивается как соци-
ально значимое.

Содержание

Социальные группы и их классификации……………………………...….3
Понятие социальных групп……………………………………………3
Классификация социальных групп……………………………………4
Первичные и вторичные группы……………………………….5
Внутренние и внешние группы………………………………...8
Референтные группы……………………………………………8
Политические партии и общественные движения…………………..…..11
Политическая партия: определение понятия…………………….11
Функции политических партий………………………………..….12
Типологии партий и партийных систем……… …………………16
Дать толкование понятий: власть, иммиграция, статусный набор…….22
Власть…………………………………………………………….....22
Иммиграция ……………………………………..………………....23
Статусный набор…………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………...……….26
Лист рецензии………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 62.36 Кб (Скачать файл)

Законы также могут  влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам  оппозиционных партий радикальной  направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным  партийным объединениям. Там, где  действуют избирательные системы  мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются  двухпартийные системы или системы  с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая  шансы на представительство в  органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают  возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием  культур и языков, многочисленными  каналами и институтами артикуляции  социальных, национальных, религиозных  и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического  развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Что касается межпартийных отношений по вопросам завоевания электоральной  поддержки, то партийные системы  складываются с преобладанием гетерогенной (означающей борьбу партий за различные  сегменты электората) или гомогенной (выражающей их борение за одни и  те же слои электората) конкуренции.

В зависимости не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским  обществом и т.д.) партийные системы  принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий. Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;

полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

двухпартийные с двумя  относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

двух с половиной партийные  системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью  посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей»  силы, которая позволяет примирять  этих двух противников;

многопартийной, с числом партий более трех.

У каждой из перечисленных  типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы  с монопольно правящей партией.

 

А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США,

Англии, Ирландии, Канаде, Австралии  и некоторых других странах, предоставляет  гражданам возможность выбора, правительствам −  смены курса, обществу стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70--80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.

Однако, несмотря на то, что  сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам деятельности партий является более предпочтительной. В связи с этим, учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям.

Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и  нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.

Система с доминирующей партией  характеризуется длительным пребыванием  у власти одной партии при наличии  малоэффективной оппозиции. До начала девяностых годов такими были Либерально-демократическая  партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией  является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.

Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.

Классическая модель двухпартийной  системы сложилась в США, где  периодически сменяют друг друга  у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская  партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации  интересов, поскольку каждая из соперничающих  партий стремится обобщить требования различных социальных групп с  целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма явля-

ется конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии.

Практика показала, что  не существует единого стандарта  в оценках эффективности тех  или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления  их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность  включения в процесс принятия решений как можно большего числа  властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит [1, с. 167-169].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дать толкование понятий: власть, статусный набор, иммиграция

3.1.  Власть

Власть – это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит  характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при  сознательном она теряет персонифицированную  форму, поскольку является социальным институтом.

Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма  организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения  обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного  применения вовне. Проблема состоит  в том, что человек часто не задумывается о своих волевых  устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное «наложение» воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти.

Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, по-

литическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация, знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции [6, с. 84].

Иммиграция населения − въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция определяется рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.), военными (захват чужих земель и их военная колонизация) и политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).

Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности.

Иммиграция характерна для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (4—7 вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7—8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11—17 вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина 15 — середина 17 вв.) положила начало широкому раз-

витию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие

части света, прежде всего в Америку  и Австралию. В 20 в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и  приобретают в целом ряде случаев  иной аспект: огромные перемещения  населения, связанные с двумя  мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства  — Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль  евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё  ещё остаются значительными переселения  по причинам экономического характера. Широкий размах после 2-й мировой  войны 1939—45 получила иммиграция рабочей  силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции  — 3,4 млн., ФРГ — 2 млн., Швейцарии — 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки [6, с. 121].

Статусный набор – совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же человека.

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Социальный статус - место или  позиция индивида, соотносимое с  положением других людей;[ это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные меха-

Информация о работе Социальные группы и их классификации