Социальные изменения и фактор социальных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:00, реферат

Краткое описание

Социальное поле - совокупность взаимодействующих социальных факторов, влияющих на поведение индивида или группы.
Социальная система - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Характер, направленность, интенсивность движения социального изменения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как, «социальные изменения», «социальное развитие», «социальная динамика».

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные изменения и фактор социальных изменений.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм, конфликтная социология. Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс и Р.Мертон. Опираясь на достижения математики, кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. 
На основе критики структурного функционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.

Микросоциологические теории в свою очередь уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Теории обмена. Д. Хоманс провозгласил примат психического над социальным, выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца. В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем, друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. 
Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно, поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками.

Этнометодология. Представители данной теории считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Таким образом, если в XIX – первой половине XX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, то вторая половина XX века характеризуется появлением новых направлений и борьба со старыми, создание новых теорий.

Герберт Мид (1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный основатель символического интеракционизма. Мид учился в Германии и хорошо знал работы М.Вебера. Вместе с тем он продолжал и углублял традиции американского прагматизма Мид был известен при жизни как талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы "Разум, самость и общество" (1934 г.) принесли ему мировую славу. Исходной посылкой для него послужило убеждение в том, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение. 
Понятие "роль", "принятие роли другого", "принятие роли обобщенного другого" позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать не только непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальной среде.

Одно из центральных мест в теории Мида занимает понятие межиндивидуального взаимодействия. По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание. Профессор Чикагского университета разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидов других личностей и развита концепция "обобщенного другого". В известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я.

Один из важных принципов интеракционизма - принцип обретения общности в разговоре, предполагает, что человек создается только в процессе социального взаимодействия, прежде всего речевого, но не до и не после него. Возникающая в ходе такого взаимодействия общность, или социальность, составляет суть человеческой природы, без и вне которой индивид ничто. 
Многие идеи Мида совпадали с установками, так называемой культурной школы, лидером которой признавался советский психолог Выготский, считавший, что если лишить ребенка многообразия исполняемых ролей, он лишается и своего интеллекта и возможности развивать самосознание.

Выражение символический интеракционизм ныне обозначает несколько направлений социологии и социальной психологии. Оно было пущено в обращение в 1937 г. одним из учеников и последователей Мида - Гербертом Блумером, который позднее стал главой второго поколения символического интеракционизма. В его работах теоретические положения символического интеракционизма приобрели логическую стройность и завершенность. Их суть выражается в признании того, что: 1) человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, 2) эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, 3) такие значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Герберт Блумер – один из наиболее оригинальных теоретиков в социологии ХХ в. Блумер - американский социолог и социальный психолог, представитель чикагской школы, один из талантливейших учеников Дж. Мида, фактический создатель теории и школы символического интеракционизма. В 1925-1952 гг. преподавал в Чикагском ун-те, с 1952 г.- возглавлял социологический факультет в Калифорнийском ун-те (Беркли), в 1940-50-е годы работал членом Арбитражного совета по трудовым спорам, консультантом ЮНЕСКО в Бразилии. Получил научные награды от нескольких американских университетов; пользовался огромной популярностью и любовью среди студентов.

В молодости Блумер испытал сильное влияние прагматизма У. Джеймса и Д. Дью, позже - феноменологии, психоанализа, бихевиоризма, функционализма. именно он придумал термин «символический интеракционизм», видимо, для того, чтобы придать законный социологический статус идеям Дж. Мида и Ч. Кули, которые до той поры обычно включались в состав социальной психологии. Он внес вклад во многие области социологии, в том числе в теорию познания, коллективное поведение, теорию социальных движений, индустриальную социологию и трудовые отношения. Второе поколение символических интеракционистов во главе с Г. Блумером начиная с 30-х годов провело не только теоретическую, но большую исследовательскую работу, опираясь больше не на традиционные количественные методы, тесно связанные с математической статистикой, сколько с качественными, ориентирующимися преимущественно на интервью, наблюдение и эксперимент, которые не обязательно завершаются построением статистических таблиц.

Теория Хоманса с самого начала сосредоточивается на межличностном, непосредственном взаимодействии между индивидами и признает значимость психологических мотивов в отношениях. Все ситуации взаимодействия можно назвать отношениями обмена.

Социальное поведение, по Хомансу, – это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менее вознаграждающей или сопряженной с издержками, по крайней мере, между двумя лицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональных структурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведение людей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственно вознаграждает или наказывает другого.

Элементарное социальное поведение:

    1. социально (ориентация на другого человека);
    2. непосредственно (лицом-к-лицу);
    3. действительно (это реальное поведение, а не норма поведения);
    4. предполагает социальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение роли).

Хоманс пытался реабилитировать модель экономического человека, утилитарного действия, но осознавал, что у этой модели есть ограничения. Действительно, люди наказывают и вознаграждают друг друга в процессе обмена, но они не всегда стремятся к максимальной прибыли. Люди не обязательно полностью просчитывают свои действия и заглядывают далеко в будущее. При этом обмениваются не только деньги и материальные предметы, но и другие ценности, например, одобрение, любовь и привязанность.

Основная гипотеза Хоманса: «На уровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков и варваров, а есть только человек». Поэтому малые группы – «площадка» для наблюдения поведения в сетях межличностных отношений. 
Джордж Хоманс считал, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания — люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.).

Д. Хоманс выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Первый – постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат – постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. Четвёртый постулат – постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат – агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

Фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении, называются социальными изменениями. Такие изменения могут, осуществляется на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи - традиционная), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям в плане их содержания, организации); на уровне больших и малых социальных групп (в России, в частности, сейчас, изменяется социальный состав населения); на социальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, технологическое развитие одних стран, кризис других).

Важным средством интерпретации изменений и развития общества являются эволюционистские теории, теории циклического развития, теории социальных изменений. Основателями эволюционистской теории являются О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Сущность их доктрины сводилась к признанию объективного поступательного характера социального развития; прямолинейному движению к более совершенному состоянию.

В теориях циклического развития О. Шпенглера, А. Тойнби развитие общества понимается не как прямолинейный процесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Все социальные общности, классы, институты общества изменяются по циклической схеме.

Ведущий представитель структурно-функционального подхода в социологии Т. Парсонс, утверждает, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Дифференциация общества - это важнейший критерий эволюции. 
Помимо теории социальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить также социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические теории социальных изменений. 
1. Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрениях, религиях, системах ценностнй, менталитете социальных групп, обществ и эпох. Эти изменения определяют в конечном итоге все остальные изменения, происходящие в обществе. К этой группепринадлежит, например, концепция социокультурной динамики П. Сорокина. 
2. Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от изменений в индустриальной технологии, например, "стадий экономического роста" (У. Ростоу), информационного общества. (О. Тоффлера). 
3. Социально-экономические теории социальных изменений, к которым относится, прежде всего, марксизм, кладут в основу изменений - диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Каждая из этих теорий имеет свои достоинства, однако, ни одна из них не дает универсального объяснения всех социальных изменений. 
По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на эволюционные и революционные социальные изменения. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые тенденции к увеличению качеств, элементов в социальных системах. 
Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что это радикальные изменения, радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие; во-вторых, потому что они не частные, а общие и даже всеобщие изменения; в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

Информация о работе Социальные изменения и фактор социальных изменений