Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:54, реферат
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология.
Введение…………………………………………………………………..3
Социальные институты:
а) Определение понятия социального института………………………4
б) Типология социальных институтов…………………………………..6
в) Признаки социальных институтов……………………………………8
г) Функции и дисфункции социальных институтов……………………9
д) Институт как нормативная система…………………………………11
е) Динамика социальных институтов………………………………….13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...15
ПЛАН
а) Определение понятия социального института………………………4
б) Типология социальных институтов…………………………………..6
в) Признаки социальных институтов……………………………………8
г) Функции и дисфункции социальных институтов……………………9
д) Институт как нормативная система…………………………………11
е) Динамика социальных институтов………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный
тип знаний об обществе выходит из
недр социальной философии, перенимает
философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению
ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Определение понятия социального института.
Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию «социальный
институт» в отечественной
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
· формальную и неформальную организацию;
· совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
· обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.
Внутри совокупности
социальных институтов можно выделить
подгруппу культурных институтов как
вид частных социальных институтов.
К примеру, когда говорят, что
пресса, радио и телевидение представля
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно
выступают и инструментами
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
2. символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
3. унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический – институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность в безопасности
и социальном порядке (
3. потребность в средствах
существования (экономические
4. потребность в получении
знаний, в социализации подрастающего
поколения, подготовка кадров (институты
образования в широком смысле,
т.е. включая науку и культуру)
5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилась примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Признаки социальных институтов
Семья |
Образование |
Государство |
Экономика |
Религия |
I. Кодекс устный и письменный. | ||||
Нормы: | ||||
некоторые семейные запреты и допущения |
учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся |
конституция |
||
Статусы: | ||||
жена, ребёнок, теща |
Студент, преподаватель, декан |
президент, политический лидер |
||
II. Социальные установки и образцы
поведения (роли) - общая | ||||
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... |
любовь к знаниям, карьерная ориентация |
получение прибыли, расчетливость, бережливость |
||
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. | ||||
дом, индивидуализм, романтическая любовь |
идеология академической свободы, равенство при обучении |
право на труд, свободная торговля. |
||
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. | ||||
брачные ритуалы |
Функции и дисфункции социальных институтов
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей
функцией социальных институтов является удовлетворение важней
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).