Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:09, контрольная работа
Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.
1. Социальные институты: понятие, основные типы.
2. Институциализация. Социальные институты как субъекты социального изменения и развития.
3. Функции социальных институтов в современном обществе.
Тема 21. Социальные институты
Вопросы:
1. Социальные институты: понятие, основные типы.
2. Институциализация. Социальные институты как субъекты социального изменения и развития.
3. Функции социальных институтов в современном обществе.
Литература
•
Общая
социология
:
учеб
.
пособие
для
студентов
вузов
/
Е
.
М
.
Бабосов
. –
2-
ое
изд
.,
стер
. –
Минск
:
ТетраСистемс
, 2004.
•
Социология
:
курс
лекций
.
Часть
II /
С
.
В
.
Лапина
. – 3-
е
изд
. –
Минск
:
Академия
управления
при
Президенте
Республики
Беларусь
, 2005.
•
Социологический
энциклопедический
словарь
/
Под
ред
.
Г
.
В
.
Осипова
. –
Москва
, 1998.
•
Вебер
,
М
.
О
некоторых
категориях
понимающей
социологии
.
Разд
. VII
«
Институт
»
и
«
Союз
» //
Избранные
произведения
. –
Москва
, 1990.
•
Комаров
,
М
.
С
.
Введение
в
социологию
Гл
. V. –
Москва
, 1994.
•
Смелзер
,
Н
.
Социология
.
Разд
. III.
Социальные
институты
. –
Москва
,
1994.
•
Фролов
,
С
.
С
.
Социология
.
Гл
. /
С
.
С
.
Фролов
. –
Москва
, 1996.
•
Яковлев
,
А
.
М
.
Социальные
институты
.
Гл
. 7 //
Социология
/
Под
ред
.
Г
.
В
.
Осипова
. –
Москва
, 1996.
•
Социология
.
Учеб
.
пособие
/
Е
.
И
.
Мальченков
,
УО
«
ВГТУ
». –
Витебск
,
2004.
•
Социологическая
энциклопедия
/
под
общ
.
ред
.
А
.
Н
.
Данилова
. –
Минс
Социальные институты
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт в
социологической интерпретации
рассматривается как
Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.
Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).
Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.
Структуру социального института образуют:
К признакам социального института относятся:
Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
Число социальных институтов
не ограничивается приведенным списком.
Институты многочисленны и
Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.
Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.
Виды социальных институтов
Деятельность социального института определяется:
Важнейшими социальными институтами являются:
Социальные институты способств
Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.