Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:48, реферат
Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда - система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.
Челябинский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
на тему: «Социальные институты».
Выполнил: студент гр.СОэ-162
Челябинск
2013
Содержание.
Оглавление
Введите название главы (уровень 2)2
Введите название главы (уровень 3)3
Введите название главы (уровень 1)4
Введите название главы (уровень 2)5
Введите название главы (уровень 3)6
Введение.
Известно, что животное приспосабливается
к среде посредством инстинктов
- мощных инструментов выживания, выкованных
многомиллионной эволюцией. Они
помогают ему бороться за существование
и удовлетворять важнейшие
Роль инстинктов в человеческом
обществе выполняют социальные институты
- мощные инструменты, выкованные тысячелетней
культурной эволюцией. Они тоже помогают
бороться за существование и успешно
выживать. Но не отдельному индивиду, а
всему сообществу. Их предназначение
- удовлетворять важнейшие
Понятие «Социальный институт».
Термин «социальный институт»
употребляется в самых
Одним из первых развернутое
определение социального
Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ), которые образуют институциональный порядок.
Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно С.С.Фролову социальный институт –это организованная система связей и социальных норм,которая объединяет значимые общественные ценности, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.
Функции социальных институтов
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины “явное” и “латентное” он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: “В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка”. В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет.
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.
Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.
1. Функция закрепления
и воспроизводства
2. Регулятивная функция
— это выработанный социальным
институтом шаблон поведения,
норм и контроля, регулирующий
взаимоотношения между членами
общества (т.е. социальный институт
как элемент социального
3. Интегративная функция
— это процессы сплочения,
взаимозависимости и
4. Транслирующая функция
— это передача социального
опыта приходящим в социальный
институт новым людям как за
счет расширения социальных
5. Коммуникативная функция
— это распространение
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.
Латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенных целей, свои цели, то он “превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения. Его оценки и анализ ограничены вопросом, поставленным перед ним нетеоретиком, человеком дела, например, получим ли мы такие-то и такие-то результаты от введения новой системы оплаты. Но вооруженный понятием скрытой функции социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии. Он рассматривает известный (или планируемый) вид социальной практики, чтобы установить его скрытые, неосознаваемые функции (конечно, так же, как и явные функции). Он рассматривает, скажем, отдаленные последствия новой зарплаты для профсоюза, в котором состоят рабочие, или же последствия некоторой пропагандистской кампании не только для реализации поставленной перед ней цели увеличения патриотического пыла, но и для ее влияния на свободу выражения мнений людьми в том случае, когда они расходятся с официальной политикой, и т.д.
Р.Мертон считает, что “открытия в области скрытых функций представляют собой больший прирост социологического знания, чем открытия в области явных функций”. Очень часто изучение латентных функций приводит к парадоксальным выводам. Например, Т.Веблен, изучая латентные функции приобретения, накопления и потребления, в своей книге “Теория праздного класса” (М., 1984) приходит к следующему парадоксу, люди покупают дорогие товары не потому, что дорогие товары превосходят по качеству другие, более дешевые товары, а именно потому, что они дороги и символизируют “финансовую силу”, “высокий социальный статус”, Т.е. производство предметов потребления выполняет и латентную, скрытую функцию — удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа. Он пишет: “Похвальным является потребление дорогостоящих товаров, а также товаров, которые содержат в себе ощутимый элемент стоимости сверх стоимости затрат, делающих товары пригодными для эффективного использования по очевидному физическому назначению. Признаки излишней дороговизны в товарах связываются, следовательно, с достоинством — они являются признаками того, что товары могут очень эффектно использоваться в косвенных, завистнических целях, которым должно служить потребление”. Таким образом, демонстративное потребление “высших”, а не “низших” товаров является подтверждением высокого социального статуса человека.
Проведенный Т.Вебленом анализ потребления в настоящее время имеет повсеместное распространение в общественном сознании, а выявленные им латентные функции общеизвестны и признаны всеми.
Изучение латентных функций социальных институтов позволяет не только создать достоверную картину социальной жизни, но и дает возможность осуществлять контроль за развитием социальных связей и социальных объектов, а также управлять протекающими в них процессами.
Социальные институты, как отмечает Я.Щепаньский, в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:
- создают возможность
индивидам удовлетворить
- регулируют действие
индивидов в рамках социальных
отношений, то есть
- определяют и поддерживают
общественный строй своей
- производят интеграцию
стремлений, действий и отношений
индивидов и обеспечивают
При рассмотрении функций, выполняемых
социальными институтами, не следует
забывать, что один институт может (чаще
всего так и бывает) выполнять
одновременно несколько функций; различные
институты могут выполнять
Остановимся подробнее на функциях, выполняемых социальными институтами. Для более наглядного примера возьмем семью. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет — репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции.
Функции семьи имеют общезначимые
последствия. Они характеризуют
роль семьи как социального
Специфические функции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления. Неспецифические функции — это функции, которые она выполняет только в каких-то определенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержание семьи, так и ее социальные функции. При всех изменениях общества неизменно остаются следующие специфические функции семьи — репродуктивная функция и функция социализации детей.
Благодаря семье поддерживается
биологическая непрерывность