Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» - это общество, а с греческого «logos» - это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Содержание

Введение
1. Понятие социального института
2. Классификация и функции социальных институтов
2.1 Типология социальных институтов
2.2 Функции социального института
3. Основные социальные институты
3.1 Институт государства
3.2 Институт образования
3.3 Институт семьи
3.4 Институт церкви
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 16. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Содержание:

Введение

1. Понятие социального  института

2. Классификация и функции социальных институтов

2.1 Типология социальных институтов

2.2 Функции социального института

3. Основные социальные институты

3.1 Институт государства

3.2 Институт образования

3.3 Институт семьи

3.4 Институт церкви

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» - это общество, а с греческого «logos» - это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:

- история - изучение влияния  времени на общество,

- экономика - изучение влияния  экономических отношений, в которые  вступают люди внутри социальной  группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)

- политология - изучение влияния  политической власти на людей  и социальные группы,

- психология - изучение поведения  человека в группе, обществе,

- религия - изучения влияния  религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

       Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести: потребность в материальных благах, что заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы, что заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения и отношения обучения молодых людей и т.д. На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.

1. Понятие социального  института

      Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.Отсюда социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую  включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций  и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу  общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных  действий.

Отсюда сделаем вывод, что «Социальный институт» -- это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

Устойчивые -- значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

Организованные -- значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.

Общепризнанные -- значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.

      В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

     Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества.Они помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

2. Классификация и функции социальных институтов

2.1 Типология социальных институтов

     Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

     Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:

1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.

2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный - институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.

4) Военный - институт, организующий  законное наследие и осуществляет  защиту членов общества от  физической опасности.

5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.

6)Социальная -- отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

2.2 Функции социального института

    Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию.

     Функция (от лат. - исполнение, осуществление) социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

        Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

     Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная. Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

      Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция - Воспроизводство членов  общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья, но  к ней причастны и другие  социальные институты, такие, как  государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социальными  институтами управления и контроля -- органы власти.

3) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности -- институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые  нормы, обычаи, административные решения  и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования  власти и доступа к ней - политические  институты.

6) Коммуникации между членами  общества - культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от  физической опасности - военные, правовые, медицинские институты.

    Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.   Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими.  

     Кроме выше изложенных функций существуют явные и латентные функции социальных институтов. Эти функции представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

    Явные функции записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура, они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными обществу.

    Латентные функции  - те, которые скрытые, не заявленные. Отсюда можно сделать вывод, что явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось.

     Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института, т.е.нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Информация о работе Социальные институты