Социальные институты: понятие и их место в структуре общества, типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Содержание

Социальные институты: понятие и их место в структуре общества, типология.
Введение
Основные социальные институты
Типология социальных институтов
Виды социальных институтов
Функции социальных институтов

Первичная и вторичная социализация личности: содержание процесса с точки зрения социологии
Социализация: сущность, содержание
Основные этапы социализации
Агенты социализации

3. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя социология - копия.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

     Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т. П.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т. П. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т. П. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т. П. Ма- териально-культурные признаки здесь — заводы, транспортные предприятия и т. П., символами выступают фирменный знак, печать ит. П. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т. П. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т. П. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т. П.

 

     Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т. П. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. П. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т. П. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т. П., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т. П., а также правовые и административные нормы.

 

     Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т. П.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т. П. Основная форма деятельности здесь — политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. И.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т. П.

 

     Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т. П.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере — производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т. П.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т. П.), научных (математических, социологических и т. П.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т. П.

 

     Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней — без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т. П. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

 

     Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

 

     Каждое общество — например, американское и российское — имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) — например, США — обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т. Д.

 

     В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые — чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

 

     Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальностыо людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

 

     Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом — в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам — госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе — возрастающая, угроза стабильности государства и общества».

 

 

1.4.Виды социальных институтов.

 

 

    Деятельность социального института определяется:

во-первых, набором специфических  норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией  социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры  общества;

в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

 

Важнейшими социальными  институтами являются:

 

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • производство;
  • культура и наука;
  • воспитание;
  • СМИ и общественное мнение;
  • право и образование.

 

     Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

 

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

 

  • реляционные;
  • регулятивные.

 

     Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

 

     Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

 

     В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

 

    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

 

     Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

 

 

 

 

1.5.Функции социальных институтов.

 

 

     Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

 

     Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

 

     В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

 

Общие функции:

 

     Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

     Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

     Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

 

Отдельные функции:

 

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

 

      Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. Е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

 

      В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. В СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Информация о работе Социальные институты: понятие и их место в структуре общества, типология