Социальные институты: структура, функции, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

Явные функции свидетельствуют  о том, чего хотели добиться люди в  рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого  получилось.

К явным функциям школы  как института образования относятся  приобретение грамотности и аттестата  зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института  школы есть также и скрытые  функции: приобретение определенного  социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку  выше неграмотного сверстника, завязывание  прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о целом  ряде таких латентных функций, как  формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и  ученических субкультур.

Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего  образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Заключение

Социальные институты  появляются в обществе как крупные  непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного  движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным  поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

Каждый день возможна новая  авантюра, каждое собрание характеризуется  непредсказуемой последовательностью  эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить  себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных  моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и  норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается  место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому  участнику даются инструкции, как  нужно себя вести в той или  иной ситуации. Эти нормы и правила  постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме  того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет  соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки  лидера, быть агитатором или идеологом  и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется  под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника  становится стандартизованным и  предсказуемым. Появляются предпосылки  для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в  большей или меньшей степени  институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Социология - М.:Издательство «Феникс» (серия «Высшее образование»), 2008.

2. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.

3. Добреньков В.И., Социология: Учебник для вузов. - М.: изд-во «Инфра-М», 2007.

4. Фролов С.С., Социология: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2004.

 


Информация о работе Социальные институты: структура, функции, типы