Социальные институты, их типология, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:34, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Ведение
1.Определение понятия «социальный институт»
2.Типология социальных институтов…
3.Их функции и дисфункции…
3.Семья как важнейший социальный институт
4.Образование как социальный институт
5 Институт религии
6 Заключение
7 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социальные институты ай.docx

— 20.68 Кб (Скачать файл)

социальные институты,их типология,виды

План:

 Ведение 

1.Определение понятия  «социальный институт»

2.Типология социальных  институтов…

3.Их функции и дисфункции…

3.Семья как важнейший  социальный институт

4.Образование как социальный  институт

5 Институт религии

6 Заключение

7 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными  для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

 

Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

 

Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций  для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

 

Системы ролей, статусов и  санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных  связей служит одной из основных научных  задач, стоящих перед социологами.

 

М. Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право  и т. п.) должны «изучаться социологией  в той форме, в какой они  становятся значимыми для отдельных  индивидов, в какой последние  реально ориентируются на них  в своих действиях». В ходе данной работы мы дадим определение социальным институтам, рассмотрим их типологию, функции и дисфункции, а также более подробно познакомимся с институтами семьи, образования и религии и в заключении сделаем общий вывод на основе изученного материала. 1.Определение понятия «социальный институт». Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере.

 

Такими институтами в  юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность  и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое  толкование в плане обозначения  некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и  различных организационных форм социального регулирования поведения  субъектов.

 

В социологии имеется множество  определений социального института. Одним из первых дал развернутое  представление о социальных институтах американский социолог и экономист  Торстейн Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов.

 

По своей природе они  представляют привычные способы  реагирования на стимулы, которые создаются  внешними изменениями. Хотя его книга  «Теория праздного класса» появилась  в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ), которые образуют институциональный порядок.

 

Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных. По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

 

Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно- нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт—институт брака.

 

Передаваясь из поколения  в поколение, нормы поведения  и институциональные нормы, становились  привычкой, обычаем, традицией. Они  направляли образ жизни и образ  мышления людей в определенное русло. Системы ролей, статусов и санкций  создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

 

Именно социальные институты  поддерживают совместную кооперативную  деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Э. Дюркгейм придерживался  мнения о том, что социальные институты  выступают важнейшим средством  самореализации человека. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся  анахронизмом, на самом деле полезны  и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей  и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для  каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[5,c.234]. Социальные институты - это исторически  сложившаяся устойчивая форма организации  совместной деятельности людей, реализующих  определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

 

Институты основываются не только на четкой системе правил и  норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

 

Существование институтов связано  с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено  разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или  данной группы. Процесс образования  институтов, т. е. процесс упорядочения, формализации и стандартизации - институционализация - подразумевает замену спонтанного  и экспериментального поведения  на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами  которого выступают: -возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; -появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил; -принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания; -создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место.

 

Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

 

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая  управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов.

 

Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Если суммировать  всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то он представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы, совокупность обычаев, традиций и правил поведения, формальную и неформальную организацию, совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений, обособленный комплекс социальных действий. 2.

 

Типология Социальных Институтов

- потребности в решении  духовных проблем, смысла жизни  (институт религ... Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а и... Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия ... Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «... Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

 

Семья Как Важнейший Социальный Институт

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцов... Вырастить из детей «правильных» взрослых — насущная потребность общест... д. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще в...

 

Образование Как Социальный Институт

Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. 4.Низкая управляемость  процесса и результата обучения. Примером этого положения являются религиоз­ные наставления, вошедшие в... Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах.

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

Список литературы : 1.Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984. № 1, с. 125. 2.Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М 1972, с. 163 -173. 3.Добреньков В.И Кравченко А.И. Социологические институты и процессы М 2000, с.189. 4.Добреньков В.И Социология: Учебник для вузов. – М.: изд-во «Инфра-М», 2007, с.211. 5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.

 


Информация о работе Социальные институты, их типология, виды