1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное
ведение хозяйства, преимущественно аграрного
типа, достижение экономического благополучия);
2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни
в современном обществе);
3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров
по браку). По мнению исследователей, последний
тип, пока еще широко не распространенный
в обществе, характеризует семью будущего.
Типологии по различным основаниям:
1) в зависимости от состава
семьи: нуклеарная – родители и дети; расширенная – родители, дети и другие родственники; неполная – один из родителей отсутствует;
2) по этапу жизненного цикла: молодая
семья; семья с первенцем; семья с подростком;
семья «покинутое гнездо» (когда дети
вырастают и создают свои семьи);
3) по социальному составу: семья
рабочих; семья новых русских; студенческая
семья и другие.
6.4 Функции семьи как
социального института в обществе.
Социологи выделяют несколько функций
семьи:
Репродуктивная: рождение потомства.
Воспитательная:
воспитание детей, самореализация родительских
чувств.
Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
Социальная: социальный
контроль, социализация и инкультурация.
Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
Первая функция (репродуктивная) — это
воспроизводство себе подобных. Чтобы
человеческий род не прекратил свое существование,
общество не превратилось в интернат для
престарелых, уровень населения не снизился,
необходимо, чтобы в каждой российской
семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая
обстановка в России вызывает большое
опасение за ее будущее. Население не только
катастрофически стареет, но просто вымирает.
Общество испытывает на себе тяжелейший
прессинг политических и экономических
проблем. Обнищание народа, резкое снижение
уровня жизни, структурные процессы перестройки
промышленности и связанное с этим вынужденное
высвобождение трудовых ресурсов, потери
в заработках и престижности профессии
— эти и многие другие невзгоды сегодняшней
реальной жизни тяжелым бременем лежат
на обществе и семье как его ячейке.
Воспитательная функция семьи состоит
в том, что удовлетворяются индивидуальные
потребности в отцовстве и материнстве;
в контактах с детьми и их воспитании;
в том, что родители могут «реализоваться»
в детях. В ходе выполнения воспитательной
функции семья обеспечивает социализацию
поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая
функция семьи заключается в удовлетворении материальных
потребностей членов семьи (в пище, крове
и т. д.), содействует сохранению их здоровья:
в ходе выполнения семьей этой функции
обеспечивается восстановление затраченных
в труде физических сил.
Эмоциональная функция
семьи - удовлетворение ее членами потребностей
в симпатии, уважении, признании, эмоциональной
поддержке, психологической защите. Данная
функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию
членов общества, активно содействует
сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного)
общения — удовлетворение потребностей в совместном
проведении досуга, взаимном духовном
обогащении, она играет значительную роль
в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального
контроля — обеспечение выполнения социальных
норм членами семьи, в особенности теми, кто
в силу различных обстоятельств (возраст,
заболевание и т. п.) не обладает в достаточной
степени способностью самостоятельно
строить свое поведение в полном соответствии
с социальными нормами.
Сексуально-эротическая
функция — удовлетворение сексуально-эротических
потребностей членов семьи. С точки зрения
общества важно, что семья при этом осуществляет
регулирование сексуально-эротического
поведения ее членов, обеспечивая биологическое
воспроизводство общества.
7.Заключение
Социальный институт предстает
перед нами гигантской социальной системой,
существующей исторически длительное
время, удовлетворяющей фундаментальные
потребности общества, обладающей решительной
силой и моральным авторитетом, охватывающей
большую совокупность явлений, выраженных
с помощью статусов и ролей, социальных
норм и санкций, социальных организаций
(предприятий, университетов, фирм, агентств
и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал,
аппарат управления, особые процедуры
приема, закрепления и увольнения, многочисленные
механизмы социального контроля и т.п.
Социальный институт – это
приспособительное устройство общества,
созданное для удовлетворения его важнейших
потребностей и регулируемое сводом социальных
норм. Развитие социальных институтов
осуществляется путем возникновения новых
социальных институтов и благодаря совершенствованию
сложившихся институтов. Это означает,
что система социальных институтов, существующих
в обществе, постоянно находится в изменении
и самообновлении.
Целью социальных институтов
является спад межличностной конкуренции
путём создания нормативных регуляций,
уменьшающих социальное напряжение. Тем
самым повышается потенциал культурного
творчества, и таким образом социальные
институты способствуют реализации высших
человеческих целей.
Список используемой литературы:
Немировский В. Г. Социология: учеб. –
М.: Проспект, 2010. – 544 с.
Социология: Учебник / А.А. Горелов. –
М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Образовательный
стандарт XXI).
Фролов С.С. Общая социология: Учебник.
М., 2008. – 384 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:
Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- М.: Гардарика, 1998. - 244 с.
Общая социология: Хрестоматия. Изд-во
«Высшая школа». 2006 г. - 783 с.