Социальные институты общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение
Определение
Причины возникновения и основные этапы развития
Типология социальных институтов

Вложенные файлы: 1 файл

социология реф.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

В идеале, на мой взгляд, выполнять домашние дела желательно вместе, так же как и иметь «общую кассу» эту приятнее и веселее.

    1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА МЕНЕДЖМЕНТА

А. Г. ЭФЕНДИЕВ, Е. С. БАЛАБАНОВА

ЭФЕНДИЕВ Азер Гамидович - доктор философских, наук, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами Государственного университета - Высшей школы экономики. БАЛАБАНОВА Евгения Сергеевна – доктор социологических наук, профессор той же кафедры.

Аннотация. На основе исследования 280 выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 1999 - 2006

годов показаны особенности их трудоустройства, виды деятельности, в которые они включаются после

обучения, карьерные стратегии, раскрываются факторы успешного профессионального продвижения

молодых специалистов-менеджеров, выясняется роль образования для разных групп респондентов.

Анализ публикаций последних лет, посвященных изучению судеб выпускников, выявил следующие весьма распространенные ограничения их эмпирической базы. Во-первых, большинство из них основаны на опросах студентов, работодателей либо молодых сотрудников организаций без привязки к тем вузам, питомцами которых они являются.

Лонгитюдные проекты, отслеживающие выпускников конкретных учебных заведений, ограничены малыми отрезками времени, небольшими выборками и "качественными" исследовательскими методами, не претендующими на репрезентативность. Во-вторых, большинство исследований нацелены

преимущественно на изучение установок респондентов и в меньшей степени - на реальные результаты профессиональной карьеры. В исследовании, на результатах которого базируется настоящая статья, предпринята попытка преодолеть указанные ограничения.

Исследование основано на стандартизованном анкетном опросе выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ. проведенного в марте-июне 2007 г. (путем электронной рассылки анкет).

Опрошено 280 из 986 имеющихся в базе данных выпускников 1999 - 2006 гг., которые прошли полный курс обучения на факультете; обеспечена представительная, почти 30%-ная, выборка. Мужчины составили 43% выборки, женщины - 57%. Медианный возраст - 26 лет. По годам выпуска респонденты распределились: 1999 - 2001 гг. - 14%; 2002 - 2003 гг. - 21%; 2004 г. - 18%; 2005 г. - 16%; 2006 г. - 31%). 83% респондентов живут в Москве, 10% - в Московской области, 6% - в других регионах России и СНГ (Санкт-Петербург, Центральная Россия, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, Украина, Казахстан).

48% выборки составили выпускники, обучавшиеся по профилю "общий и стратегический менеджмент" (самая старая специальность на факультете), 18% - по направлению "маркетинг", 17% - "управление человеческими ресурсами", 10% - "логистика", 6% - "информационные технологии управления".

В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.

Ориентация на разные типы карьеры обусловливает разную роль образования для групп респондентов. Универсалистски-достижителъская карьера наемного менеджера крупной компании тесно связана с потребностью в качественном образовании, так что для ориентированных на нее выходцев из средних слоев населения образование становится инструментом восходящей социальной мобильности, "социальным лифтом". Противоположная ей партикуляристски-аскриптивная карьера бизнесмена либо независимого специалиста ориентирована на использование семейных, дружеских, профессионально-репутационных связей. Поэтому для ориентированных на этот тип карьеры престижное образование - это, скорее, элемент "престижного потребления", а также инструмент расширения своего "социального

капитала" за счет завязывания полезных знакомств в стенах университета.

Исследование подводит нас к ряду проблем, находящихся на стыке интересов бизнеса и высшей школы. В бизнесе достигают многого - как успехов в зарплате, так и должностного продвижения - не столько те, кто успешно учился, сколько те, кто во время (или вместо) учебы набирал опыт практической деятельности. Что это - болезнь общества, в котором не находят (пока что) справедливой оценки образование, квалификация? Или это болезнь роста российского бизнеса, который еще недостаточно интеллектуализирован, в котором успех достигается в первую очередь не за счет креативности, изобретательности; а за счет напора, изворотливости, агрессии, связей, практической смекалки и опыта? Видимо, для разных групп соотношение уровня образования (в том числе качестваобучения) и профессионального успеха различно. Вполне возможна высокая корреляция между успехами в учебе и на работе у выпускника, посвятившего себя деятельности на академическом поприще. Для бизнеса эта связь может носить менее однозначный характер.

Студент, желающий посвятить себя бизнесу, изучая требования, которые предъявляет к нему внешняя среда, формирует свои представления о том, насколько ему в будущем понадобится высокая успеваемость в овладении науками, а насколько (помимо личных свойств, энергии, упорства) - клановые связи и практический опыт работы. В бизнес-школах одних стран получение степени МВА требует полной отдачи учебе, подготовке научного исследования, в других - учеба является, скорее, полезным времяпрепровождением после работы. Иначе говоря, в различных обществах (в зависимости от социальной организации деловой сферы и того, в какой мере в ней ценятся знание, интеллект, а в какой - связи, умение устраивать свои дела) отношение к академическим успехам у студентов бизнес-факультетов будет разное. Не является ли тот факт, что, как показало исследование, среди наших выпускников за этот (небольшой) отрезок времени профессионального успеха достигли не те, кто лучше учился, а те, кто раньше начал работать, имеет немалые связи, своеобразным отражением социальной организации российского бизнеса?

 

 

 


Информация о работе Социальные институты общества