Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:33, реферат
Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:
- экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг.
- политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.
Введение………………………………………………………………….…2
Социальные классовые общности…………………………………….…..3
Этнические общности………………………………………………….…..8
Бюрократия, трудовые коллективы, территориальные общности…….10
Вывод………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….16
Введение:
Социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
Общности различного типа - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства: классы, профессиональные группы и т. п., вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности).
Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.
Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).
Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:
- экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг.
- политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.
- институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи.
- институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием.
- институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Социальные классовые общности:
Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII-XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники - несобственники. Французские историки Ф.Гизо и О.Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские и французские политэкономы А.Смит и Д.Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.
Наиболее влиятельные
теоретические подходы в
Деление на антагонистические
(непримиримо борющиеся между
собою) социальные классы
Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы, после - феодалы и крепостные крестьяне, наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс - это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.
Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К.Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.
Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами, они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соответственно, названия классов - не высший, средний и низший, а капиталисты, рабочие, феодалы и крепостные.
К концу XIX века узость марксистского подхода к вопросу о классах стала очевидной. Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации.
М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами.
Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочее. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
О необходимости более дифференцированного подхода к социальной структуре наряду с классовым делением отечественные социологи стали говорить уже в 1960-1970-е гг., когда их исследования показали, что социальные различия внутри класса могут быть более значительны, чем между отдельными группами разных классов и слоев. Например, рабочие высшей квалификации по многим социальным признакам ближе к инженерно-техническим работникам, чем с мало- или неквалифицированными группами рабочих этих же отраслей народного хозяйства (М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, 1970).
Поэтому вполне правомерно, что начался поиск понятий, более адекватно отражающих многообразие социальной структуры, что нашло отражение в появлении таких терминов как «социальная группа» и «социальный слой», а затем «социальная общность», «поколение», «когорта» и т.д. В этой связи следует сказать, что под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих необходимую функцию в структуре общественного разделения труда, в образе жизни, что фактически является более дробным составным элементом социально-профессиональной структуры (шахтеры, текстильщики, металлурги, учителя, ученые). Социальные группы имеют тенденцию, в свою очередь, дифференцироваться, усложняя и обогащая процесс сегментации (учителя - городские и деревенские, разных поколений, гуманитарии и естественники, государственных и частных школ и т.д.). Социальные группы могут также представлять организованные и стихийно сложившиеся объединения.
Под социальным слоем понимается социальная совокупность людей, характеризующаяся общими демографическими (молодежь, пенсионеры), поселенческими (горожане, сельские жители) чертами, а также обладающие определенным уровнем дохода (богатые, средний слой, бедные), характера и содержания труда (люди умственного и физического труда). В социальный слой могут входить представители различных социальных групп. Например, когда речь идет о таком социальном слое, как безработные, то он может включать в себя людей различных социальных групп, что также можно отнести к таким специфическим группам как «челноки», «новые русские», в недавнем прошлом - шабашники.
Что касается социальной общности, то она включает в себя признаки, которые имеют общую социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризуют в большинстве своем общие черты неструктурированной группы (поддерживающие те или иные мировоззренческие установки - либеральные, социалистические, националистические, религиозные, далеко не всегда имеющие организационную завершенность), а также исповедуют общие социально-культурные ориентации.
Если термин «когорта» предназначался для описания жизненного пути группы людей, как правило, одного года рождения, то термин «поколение» охватывает характеристику жизни сменяющих друг друга слоев населения.
Отсюда следует что, основными элементами социальной структуры общества являются индивиды и их объединения, исходя из их положения в обществе и выполняемых ими функции.
В зависимости от того, какой индикатор применяется в качестве главного, в структуре общества могут быть выделены следующие социальные группы, слои и общности: социально-демографические (мужчины и женщины, группы по возрасту - молодежь, пожилые), социально-экономические (рабочие, крестьяне, предприниматели, бизнесмены, интеллигенция), профессиональные (учителя, железнодорожники, летчики, лесники и т.д.), социально-территориальные (жители города и села, других поселений), этнонациональные (род, народность, нация, этнос), конфессиональные (христиане, мусульмане, буддисты) и др.
Таким образом, социальная структура - это статика, характеризующая социальное положение по определенным статистически фиксированным показателям (которые подвергаются и социологической интерпретации). Ее можно также представить в виде социально-экономической дифференциации по формам собственности и по отраслям национального хозяйства, которые реально существуют и соответственно учитываются по определенным параметрам.
Этнические общности:
Этнические общности выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.
Началом развития этнических общностей был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного развития переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.
Род - это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.
Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов и моногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.
Кланы - это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.
Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или растения - кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось - вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).
Племя - это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя - более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов.
Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.).
Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объединению их в народности.