Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:05, контрольная работа
В определении предмета социологии исследователь в данной науке Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности «социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму, это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом.
Питирим Сорокин - социолог ХХ века представлял социологию как «науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».
Введение………………………………………………………………………………………3
Социальные конфликты……………………………………………………………...4
Социологические идеи Бакунина и Кропоткина…………………………………...5
Семья как социальный институт……………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………….…………...…8
Список использованной литературы…………………………………………...……….…..9
Калининградский Государственный
Технический Университет
Кафедра социальных наук, педагогики и права
Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
Работа сдана на проверку: Работу выполнил:
«___» ___________2012 г. студент группы _______
_____________________
Ф.И.О. студента
№ зач.кн. ____________
«___»__________2012г.
______________
подпись студента
К защите: Работу проверил:
«___» ___________2012 г.
_____________________
Ф.И.О. преподавателя
Калининград
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...…
Введение.
Данная контрольная работа написана по дисциплине социология - учении о человеческом обществе. Социология изучает законы становления, функционирования и развитие общества в целом. Существует многообразие подходов к определению предметной области социологии, так как на становление данной науки влияли не только различные школы, но и развивающийся социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными.
Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
В определении предмета социологии исследователь в данной науке Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности «социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму, это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом.
Питирим Сорокин - социолог ХХ века представлял социологию как «науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».
Понятие "социальный конфликт" - это сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт- есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием.
Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его "спором". М. Вебер называл конфликт "борьбой" . Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как "реальную борьбу между действующими людьми или группами".
В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями.
Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством.
Но не следует объективные
противоречия отождествлять с
конфликтом. Противоречия порождают
открытые и закрытые конфликты
только тогда, когда
Социальный
конфликт есть способ взаимодействия
индивидов, общностей, социальных институтов,
обусловленный их материальными
и духовными интересами, определенным
общественным положением, властью. Динамика
социальных систем есть процесс, который
реализуется в различных типах
социального взаимодействия: соревновании,
приспособлении, ассимиляции, конфликте.
Заметим, что конфликт здесь выступает
как некая связующая переходная
форма, скажем, к соревнованию (конкуренции),
консенсусу. Консенсус -один из методов
принятия экономических, социально-политических
и иных решений, заключающийся в
выработке согласованной
Так или иначе
конфликт был и остается постоянным
спутником общественной жизни, столь
же соответствуя природе общества и
человека, сколь и консенсус. Легализацию
конфликтологии у нас подтолкнула
ситуация, когда страну буквально
захлестнули конфликты, когда мы
оказались не готовы к тому, что "демократия
-это конфликт". Особая роль принадлежит
социологическому аспекту исследования
(конфликт и общество), политологическому
(конфликт и политика). Но все большее
значение приобретает социально-
Социологи усматривают два варианта выхода из экстремальной ситуации. Первый - катастрофа, связанная с распадом ядра системы и разрушением подсистем. Вторая - адаптация (компромисс, консенсус), объектом которой являются групповые противоречия и интересы.
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Александровича Бакунина (1814–1876) и Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921).
Как считал
М. Бакунин, суть анархии
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Государство – всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». В конечном счете, оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного большинства».
Бакунин резко
критикует «государственный социализм»
(вариант которого был осуществлен
в СССР), в котором государство
регулирует все процессы экономического,
политического и духовного
Идеи анархизма
получили свое дальнейшее развитие в
работах П. Кропоткина, который утверждал,
что анархизм есть нечто большее,
чем простой способ действия или
же идеал свободного общества. Как
и Бакунин, Кропоткин резко выступал
против государства и «
Речь шла
о создании самоуправляющегося федерального
союза свободной ассоциаций людей,
отношения между которыми строились
бы на принципах солидарности, справедливости
и безначалия, и регулировались бы
в основном моральными нормами. Проблемам
нравственного регулирования
Из идеи
справедливости Бакуниным и
Семья представляет
собой малую социальную группу, к
которой применимы такие
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
Семья также
рассматривается как социальный
институт, характеризующийся
Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.
По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.
Семья - это
социальная система воспроизводства
человека, основанная на кровном родстве,
браке или усыновлении и
Семья является социальным институтом, а конкретная семья - институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей.
Классическая формула - семья как социальный институт - определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт имеет:
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла. На каждом этапе семья обладает специфическими и экономическими характеристиками.
Таким образом,
семья - это социальная система воспроизводства
человека, основанная на кровном родстве,
браке или усыновлении и
Одна из важных отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы.
Заключение.
Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.