Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность, характеристика и функции конфликтов.
2. Способы разрешения социальных конфликтов.
3. Объясните и прокомментируйте высказывание немецкого социолога Р. Дарендорфа: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность — получает ритм себе в сопротивление».

Вложенные файлы: 1 файл

контр соц.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

Вариант 25. Социальные конфликты.

1. Сущность, характеристика и функции конфликтов.

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта  как столкновения двух и более  субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями  различных направлений конфликтологической  парадигмы. Так, в представлении  К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в  виде антагонистической классовой  борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов  социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и  ресурсы, в ходе которой оппоненты  нейтрализуют, наносят ущерб или  устраняют своих соперников». В  трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные  по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в  которых классовая борьба является одним из видов противоборства.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального  взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Социологическое осмысление и современное понимание социального  конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В  работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда  устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня  теорией и практикой регулирования  социальных конфликтов занимается уже  целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями  этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социолог Р. Дарендорф  создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под  социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в  которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или  устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер  видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют  социальный и экономический прогресс.

Конструктивность, как правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и  есть деструктивная социальная патология.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

функция разрядки напряженности  между антагонистами, “выхлопного  клапана”;

«коммуникативно-информационная»  и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут  проверить друг друга и сблизиться;

функция стимулятора и  движущей силы социальных изменений;

функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

гарантии развития общества путем вскрытия противоположных  интересов, возможностей их научного анализа  и определения необходимых изменений;

оказания содействия в  переоценке прежних ценностей и  норм;

оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной  единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы  коммуникаций;

абсолютная преданность  своей группе и непродуктивная конкуренция  с другими группами организации;

представление о другой стороне  как о враге, о своих целях  как о положительных, а о целях  другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами  по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к  новому витку конфликта; закрепление  в социальном опыте личности или  группы насильственных способов решения  проблем.

 

 

2. Способы разрешения  социальных конфликтов.

Стратегия выхода из конфликта  представляет собой основную линию  поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество заключается  в навязывании другой стороне  выгодного для себя решения. Соперничество  оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в  желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется  отказом от части требований, которые  ранее выдвигались, готовностью  признать претензии другой стороны  частично обоснованными, готовностью  простить. Компромисс эффективен в  случаях: понимания оппонентом, что  он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный  или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять  такую стратегию оппонента вынуждают  различные мотивы: осознание своей  неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность  проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных  негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей  стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти  из конфликта при минимальных  потерях. Отличается от аналогичной  стратегии поведения во время  конфликта тем, что оппонент переходит  к ней после неудачных попыток  реализовать свои интересы с помощью  активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил  и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия  трудностей в определении линии  своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается  наиболее эффективной стратегией поведения  в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны  не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных  факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень  нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность  решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь  ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным  показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две  трети - уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются  путем сотрудничества. В конфликтах между руководителем и подчиненным  в 60% ситуаций начальник прав в претензиях к подчиненному (через упущение в  работе, недобросовестное исполнение обязанностей, небрежность). Поэтому  большинство руководителей последовательно  используют в конфликте стратегию  соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость  разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией  понималось новое решение, при котором  выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит  серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил  название «сотрудничество».

Насилие можно рассматривать, как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение  и уничтожение одних индивидов  и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.

Развитие мировой цивилизации  не избавило человечество от массового  насилия и войн. XX век побил  все мыслимые и немыслимые рекорды  по числу жертв насилия. Только в  двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах – еще  около 30 млн. Десятками миллионов  исчисляются жертвы преступлений против личности.

Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве  стран мира. Особенно тревожная тенденция  роста насилия наблюдается в  современном российском обществе. В  последние годы в нашей стране насилие стало универсальным  средством разрешения любых социальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных  индивидов.

Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных  личностей предрасположенности  к агрессивному поведению или  насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивности является влияние социальной среды, в которой  проходит социализация личности.

В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста впитывают в себя навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние  на социализацию ребенка оказывает  насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению  к другим членам семьи.

В годы коммунистического  правления в СССР насилие и  жестокость были возведены в ранг государственной политики, а «образ врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный  экстремизм, выдавая его за самый  надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей  вытравливали основные нравственные и  гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.

Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют  личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отношениях с более  слабыми или стоящими на более  низких статусно‑ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен «дедовщины» в Российской Армии.

В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу заполонившей экраны продукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость  между насилием на экране и насилием «как в кино».

Не менее пагубное влияние  на рост насилия в обществе оказывает  безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых  убийств и других преступлений порождают  новые преступления. А бытовое  насилие в семье (драки между  супругами, издевательства родителей  над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства  насилия.

В конфликте насилие может  использоваться и как средство достижения цели, и как самоцель.

 

 

3. Объясните и  прокомментируйте высказывание  немецкого социолога Р. Дарендорфа: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность — получает ритм себе в сопротивление».

Информация о работе Социальные конфликты